Куда уходит корнями вражда Ирана и Великобритании, и при чем тут BP?
Нынешний этап конфронтации между Ираном и Великобританией берет начало в далеком прошлом, которое оставило в исторической памяти Ирана глубокие политические шрамы.
Об этом говорится в аналитической публикации агентства Bloomberg.
В настоящий момент конфронтация между двумя странами развернулась в связи с инцидентами на море. В пятницу, 19 июля, ИРИ задержала в Ормузском проливе британский танкер, который был сопровожден в иранский порт Бендер-Аббас. На борту судна - 23 члена экипажа.
Министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант предупредил, что Лондон должным образом ответит на захват танкера.
Действия Ирана считаются ответом на задержание Британией неделей ранее у побережья Гибралтара иранского танкера, который, предположительно, направлялся в Сирию, что нарушает наложенные на Дамаск европейские санкции.
Иран назвал действия Британии пиратством и пригрозил ответить тем же.
Все сложно…
Как отмечается в статье Bloomberg, отношения Британии с Ираном уходят корнями в 1600-е годы и отмечены конфликтами, некоторые из которых были завершены относительно справедливо, другие же тянутся и по сегодняшний день. К примеру, Иран по-прежнему винит Британию за голод, случившийся в стране 100 лет назад. В стране убеждены, что Британия и сегодня ведет двойную игру.
«Иранцы одержимы идеей о том, что британцы – манипуляторы, которые пытаются влиять на действия США. Они доминируют таким образом, что никому и в голову бы не пришло», - говорит Али Ансари, профессор современной истории Ближнего Востока в Университете Сент-Эндрюса в Великобритании.
Разрушенная «Брекзитом», Великобритания оказалась в ловушке политического кризиса, переходя от одного премьер-министра к другому. Двумя кандидатами от консерваторов, которые боролись за позицию лидера, были нынешний министр иностранных дел страны Джереми Хант и экс-глава МИД Борис Джонсон (ред. – 23 июля, после публикации статьи Bloomberg, Б.Джонсон был избран премьер-министром). Обоих президент США Трамп называет другом.
Иран никогда не был колонией Британской империи на бумаге. Тем не менее Великобритания веками имела огромное влияние в этой стране. Персия оказалась посередине во время серьезного геополитического соперничества между Британской и Российской империями за господство в Южной и Центральной Азии в XIX и XX веках, которое известно в истории как Большая игра или Война теней.
«Жидкое золото»
Персия изо всех сил пыталась удержать баланс между требованиями двух имперских держав, и хотя Россия всегда была более жесткой, Британия оставила в персидской истории глубокие политические шрамы. По словам Ансари, это отчасти так, потому что события начала XX века «изменили историческую перспективу».
Тогда, как и сейчас, все вращалось вокруг нефти.
В 1901 году британский предприниматель Уильям Нокс Д'Арси начал искать нефть в Персии и в соответствии с условиями сделки, заключенной с монархией, становился единственным владельцем нефти, которую найдет.
Персии же причиталось всего 16% прибыли в год. Спустя семь лет родилась Англо-персидская нефтяная компания, когда Д’Арси обнаружил нефть в южной пустыне.
Колониальный багаж
Британское правительство ввело новый капитал в Компанию незадолго до Первой мировой войны, приобретя контрольный пакет акций и построив крупнейший в мире нефтеперерабатывающий завод около Персидского залива. Здесь нефть перерабатывалась и отправлялась в Великобританию.
Компания управляла городом как виртуальной колонией: британские служащие и их семьи жили в роскоши в мирном оазисе на одной стороне города, тогда как сотрудники компании из числа не британских подданных – практически в трущобах на другой его стороне.
Неудивительно, что регулярно вспыхивали забастовки и беспорядки. В 1951 году, когда регион охватила волна антиколониальных выступлений, Англо-персидская нефтяная компания была национализирована и переведена под руководство премьер-министра Мохаммеда Мосаддека. Иран аннулировал право Британии на добычу нефти и конфисковал британские активы. Великобритания закрыла нефтеперерабатывающие заводы, заблокировала иранские порты и заморозила иранские банковские счета.
Когда же стало ясно, что Мосаддег одержал верх, Великобритания пролоббировала свои интересы в Соединенных Штатах, чтобы те, в свою очередь, привели на иранский трон шаха, который был бы лоялен Западу. В 1953 году они вместе свергли правительство Мосаддека в результате госпереворота.
Рождение компании BP
Иранская нефть снова начала поступать, и Англо-персидская нефтяная компания, которая к тому времени переименовала себя в British Petroleum и теперь известна как ВР, попыталась восстановить свои позиции. Однако иранское общественное мнение было настолько сильно настроено против, что новое правительство не смогло этого допустить. Вместо этого компанию вынудили принять членство в консорциуме компаний.
После изгнания репрессивного шаха во время исламской революции 1979 года антизападный режим аятоллы Хомейни снова национализировал нефтяную промышленность страны.
Конфискация танкера, перевозившего иранскую нефть с южной оконечности Испании в начале этого месяца, как и большая часть политики США в отношении Ирана при Трампе, объединила конкурирующие политические группировки. Это также дало ярким сторонникам Исламской Республики новую возможность нападок на Великобританию как на империалистическую, колониальную, промонархистскую державу, намеревающуюся вмешаться во внутренние дела Ирана.
«Пираты Королевы»
6 июля – через два дня после того как британские силы захватили супертанкер, подозреваемый в перевозке иранской нефти в Сирию – в иранских СМИ появилось много публикаций.
Заголовок в газете умеренных взглядов «Арман» гласил – «Сценарий США с британскими участниками». Реформистская газета «Афтаб» озаглавила свою публикацию «Экстремизм на Гибралтаре», а ежедневная газета ультраправых взглядов «Кайхан» призывает к ответным действиям против «пиратов Королевы».
Ирано-иракская война 1980-х годов, в которой Великобритания поддержала Саддама Хусейна, была одним из наиболее негативных моментов в отношениях Ирана и Великобритании.
Совсем недавно «давнюю рану» раскрыла история Назанин Захари-Ратклиф, имеющей двойное гражданство Британии и Ирана, которую иранская сторона удерживает с 2016 года по подозрению в шпионаже. Недавно ее перевели из печально известной тюрьмы Эвин в психиатрическую больницу, запрещая связываться с семьей.
Джонсон, министр иностранных дел Великобритании, подвергся значительной критике за то, что своими словами способствовал такому развитию событий, публично заявив, что Назанин находилась в Иране с целью преподавания журналистики.
Если он станет премьер-министром, как ожидается, кризис с Ираном потребует его немедленного внимания.
Незадолго до захвата Ираном британского танкера 19 июля аятолла Али Хаменеи заявил, что не допустит того, чтобы «дьявольские» действия Великобритании остались без ответа. Такая угрожающая риторика использовалась еще в 2011 году в преддверии атаки радикально настроенных демонстрантов на посольство Великобритании в Тегеране. Тогда Великобритания закрыла свое посольство, однако в 2015 году оно было вновь открыто.
С оригиналом публикации можно ознакомиться в рубрике News Hub: