Литовский журналист из Ханкенди: Ненависть к азербайджанцам, спрятанные в скверах ракетные установки и склад боеприпасов в Доме культуры
Известный литовский сайт Дельфи.ру опубликовал серию репортажей литовского фотожурналиста Видмантаса Балкунаса из оккупированного Карабаха.
В.Балкунас прибыл в контролируемую армянскими вооруженными формирования часть Карабаха из Еревана. Как следует из предваряющего серию статей литовского журналиста текста, Видмантас Балкунас отправился в Нагорный Карабах 7 октября, однако попасть в Ханкенди смог только 11.
О том, что увидел В.Балкунас в Нагорном Карабахе и особенно о том, что его неприятно удивило – в нашем материале, в котором мы предлагаем читателям ознакомиться с фрагментами репортажа журналиста.
«Знакомство с Арменией началось еще до посадки в аэропорту. Бой начался во время полета. Двое мужчин в задней части самолета вцепились друг в друга. Они спорили из-за войны. Почему именно, понять было сложно. Но страсти разгорелись настолько, что пришлось успокаивать всему экипажу», - пишет В.Балкунас. По его словам, стычка все же закончилась дракой, и, как он написал, «это было первое знакомство с армянскими эмоциями».
Водитель, который вез В.Балкунаса и других журналистов из аэропорта в отель, на вопрос о войне сразу же высказал свое мнение. По его словам, Армения воюет с террористами и спасает мир. «Это пример нации, разочарованной всем вокруг, - пишет В.Балкунас. - В его словах ощущается сильный эмоциональный заряд. Ненависть к врагу».
Литовский журналист пишет, что сначала они отправились в Горис – город неподалеку от Ханкенди. В самом Горисе В.Балкунас увидел немало журналистов. В этой связи весьма интересно, как он описывает работу международных СМИ «в зонах, где идет война»:
«Сегодня я видел пару видео, в которых журналист драматическим голосом и с драматическим выражением на лице, полулежа, пытается вести репортаж во время стрельбы. Не знаю, насколько этому верят зрители. Скорее всего, часть верит. На самом деле обычно автобус с журналистами привозят на полчаса к разрушенным домам или к окопам, когда там ничего не происходит и стоит тишина. Иначе никто бы не рискнул.
Но ведь все приехали сюда, чтобы за полчаса снять войну. Ее нет. А материал нужен. И начинаются импровизации на уровне студенческого драмкружка. Кто-то ложится и начинает свой рассказ, даже не надев каску, кто-то прижимается к стене и драматическим голосом рассказывает, где он и какая опасность ему грозит. Однако в это время самую важную работу выполняет оператор. Он должен следить, чтобы случайно на заднем плане не появился кто-то из коллег журналиста... Боже упаси, я не хочу сказать, что все видеорепортажи разыграны. Таких меньшинство. Но их количество растет. И это вызывает беспокойство», - отмечает В.Балкунас.
Также весьма интересно, что для получения аккредитации на поездку в столицу Нагорного Карабаха журналистам пришлось дать… взятку:
«...Самое неприятное, что на деле, пока я ехал до границы, меня никто не останавливал, связь работала без перебоя, а аккредитацию можно было получить на самой границе. И неприятно то, что такая же ситуация повторилась с въездом в Нагорный Карабах. Здесь снова тянули время. Сначала журналистов везли на своем транспорте, потом сказали самим искать транспорт. На следующий день заявили, что журналисты должны в обязательном порядке нанять местного экскурсовода. А его услуги здесь стоят несколько сотен евро. В конце концов, с местной пресс-службой договорились, что водителю за поездку в столицу Нагорного Карабаха заплатят в три раза больше. В данном случае уже помог не опыт, а деньги», - пишет В.Балкунас.
После получения разрешения В.Балкунас вместе с «литовцем, канадцем и французом» отправились в Ханкенди. И тут литовский журналист невольно развенчивает еще одну ложь армян – о бесперебойной работе интернета в Карабахе. «Коллеги какое-то время сидели в интернете, переписывались, но потом связь пропала. Это значит, что мы на территории Нагорного Карабаха».
Увиденное журналистом в самом Ханкенди также удивило его:
«В Ереване нам рассказывали, что Степанакерт разрушен, поэтому сейчас начнут бомбардировки других городов – азербайджанцы хотят нанести как можно больший ущерб, поскольку знают, что армянам все придется восстанавливать. Так подрывают экономику страны.
Мы проехали через весь город. Если не считать выбитые местами окна, центр города не разрушен. Это несколько удивило. Завтра, надеюсь, удастся увидеть больше.
Почему мне каждый раз хочется добраться до эпицентра событий? Потому что только в таком случае можно увидеть хотя бы долю правды. Когда мы сюда ехали, нам сказали, что Степанакерт полностью разрушен. Миру показывают виды развалин, сгоревшие машины и остатки снарядов. В реальности в городе есть несколько серьезно разрушенных мест. Значительно пострадали несколько многоквартирных домов, магазинов, в нескольких местах видны руины.
Это ни в коей мере не умаляет боль утраты людей, лишившихся своих близких. Это не меняет чувства людей, лишившихся всего нажитого имущества. Скорее, это попытка показать нам, что в СМИ видят только драматические картины и сужают картину реальности. Надо понимать, что если разрушат 5% города, то именно эту часть и запечатлеют фотографы, а журналисты о ней напишут. Но оставшиеся 95% города мы не увидим.
Мы остановились у пресс-центра. Работники расположенного в подвале штаба еще раз дают нам короткие инструкции. Там проходят и пресс-конференции, есть беспроводной интернет. Вдоль стен сидят и работают несколько журналистов. На стульях сложены бронежилеты. Сегодня здесь спокойно. С утра не бомбили. Все немного расслабились. Интересная деталь – медиацентр размещен в школьном подземном тире», - пишет В.Балкунас
В одном из домов литовский журналист знакомится с местными жителями, самый старший из которых – Гельмут, живет в подвале с начала войны, «смотрит телевизор и винит в этой войне Владимира Путина, который не помогает Армении».
Журналист еще раз упоминает об отсутствии связи - ни мобильной, ни интернета, и о связанном с этим беспокойством. По его словам, обычно он всегда оставлял информацию о своих передвижениях по интернету доверенным людям. «Важно, чтобы кто-то следил за маршрутом… и знал, что делать, если не выходишь на связь в условленное время», - пишет он.
Особо хочется отметить фрагмент репортажа В.Балкунаса о церкви Святого Христа Всеспасителя в Шуше. Напомним, что Армения обвиняет Азербайджан в преднамеренном обстреле храма. Однако В.Балкунас пишет несколько иное: «Предполагают, что собор взорвали после того, как в интернете появилось видео с военными, которые молятся в этом храме. Считают, что это было сделано намеренно, специально целились в собор - над ним летал дрон.
Правда, трудно понять, почему до сих пор никто ничего не делает в соборе - не убирают обломки и следы взрыва. Скамьи, обломки стен и даже снаряда валяются в беспорядке. Возможно, это делают, чтобы дольше сохранить эту картину для приезжающих журналистов», - отмечает журналист в репортаже.
Кроме того, во время поездки по Шуше журналист установил, что разрушенный в результате артиллерийского обстрела со стороны Азербайджана Дом культуры использовался армянским командованием в военных целях:
«В разрушенном Доме культуре - униформы и каски... Мы осматриваем и фотографируем застрявшую в тротуаре, видимо, кассетную бомбу. Она не взорвалась. Как и в других местах - она обнесена разноцветной лентой и ждет саперов», - пишет В.Балкунас.
Далее, идя вокруг здания, журналист замечает «разбросанные во время взрыва каски и части униформ»: «Хочу сделать снимок, но меня останавливают - нельзя. Если не послушаться, лишат аккредитации и вышлют домой. У парадного тоже лежит стопка касок. Почему военная экипировка находится в Доме культуры? Может по нему стреляли неслучайно? Впечатление усиливает замаскированное военное транспортное средство в одном из скверов городка. Сверху на него натянута маскировочная материя, но по форме можно судить, что это, скорее всего, замаскированная ракетная установка», - говорится в репортаже.
В последней из написанных на данный момент статей из серии «Письма из Карабаха» В.Балкунас рассказывает читателям и о второй вехе подземной жизни в столице Карабаха. Зачастую власти Армении обвиняют Азербайджан в нанесении ударов по жилым районам. Однако, как пишет журналист из подземельного мира Ханкенди, в этих подвалах прячутся и военнослужащие:
«Мое внимание привлекло, что в убежище этого здания прячутся как гражданские, так и военные лица. Потом мы покидаем убежище и едем искать место, где разорвался снаряд. Сначала сообщили, что снаряд попал в детский сад. Мы пытаемся найти место взрыва. Безрезультатно. Я не понимаю, почему. Ведь должен быть дым, запах, следы разрушений.
Мы останавливаемся около одного многоквартирного дом. Забираемся в подвал. Нас встречают несколько местных жителей. Они нас принимают – как обычно в таких случаях. Пока коллеги говорят с мирными жителями, я замечаю в другом помещении военных в камуфляже.
Я не силен в военном праве, но мне сложно понять, как в гражданском здании в одном месте находятся мирные жители и вооруженные военные? Как же тогда можно осуждать удары по гражданским объектам?..» - задается справедливым вопросом литовский журналист.
Завершает свою четвертую статью В.Балкунас тем, что он обнаружил, что армянское командование установило ракетные установки среди жилых кварталов и в городских скверах. Более того, литовский журналист заметил в гражданских кварталах Ханкенди запрятанные ракетные установки.
И, делая печальный вывод о том, что «все люди здесь пропитаны ненавистью к врагу», В.Балкунас заключает:
«Я не осуждаю их выбор. Но в таком случае надо принимать и все правила игры. Если твои ракетные установки спрятаны в городском сквере, который потом уничтожает вражеская артиллерия – нельзя возмущаться, что погибли мирные жители. Или как можно обвинять противника в уничтожении Дома культуры, если там был склад военных припасов?
Или стоящая, пусть и замаскированная, в пригороде армянского городка, рядом с дорогой ракетная установка S300. Как это объяснить? Если вражеская разведка это заметит, по ней будут вести огонь. Скорее всего, пострадают мирные жители и гражданские объекты», - справедливо осуждает армянские власти литовский журналист.
Натали Александрова