Громкие заявления Лукашенко: «Я позвонил, Ильхам Гейдарович, говорю, мне нужно немедленно 900 миллионов...» - ВИДЕО
На встрече с представителями российских медиа президент Беларуси Александр Лукашенко сделал несколько громких заявлений, касающихся Азербайджана и карабахского конфликта.
Так, белорусский лидер рассказал об инициативе Минска и Москвы по возвращению оккупированных Арменией районов вокруг региона Нагорного Карабаха, которая провалилась из-за позиции Еревана.
Как сказал белорусский президент в Ереване, на одном из саммитов ОДКБ в период президентства Сержа Саргсяна призывал лидеров Армении и Азербайджана вместе решить эту проблему, пойдя на компромиссные решения. Как сказал А,Лукашенко при этом официальные Минск и Москва заняли консолидированную позицию, в том числе пообещав при необходимости ввести воинский контингент для обеспечения определенных гарантий.
"Потом уже откровенно сказал: слушай, как они говорят, оккупировали 7 районов - 5 точно и 2 там по половине. И мы с Путиным заняли консолидированную позицию (это было в Ереване на ОДКБ): Серж, отдай эти 5 районов. Какая причина не вернуть их, они же пустуют. Он говорит: если я возвращаю, они там дорогу перережут, оккупируют Карабах и прочее. И мы с Путиным четко пообещали, что мы введем свои войска, и это не позволим (при азербайджанцах это говорили). Он сказал: нет, мы на это не пойдем, мы этого не хотим", - передает слова президента Беларуси БЕЛТА.
Александр Лукашенко рассказал, что для него это было удивлением: "Почему не хотят? Пустуют 5 районов. Это первый шаг. И тогда бы и Азербайджан, и Армения были бы и в ОДКБ, и ЕврАзЭС. Это было условие, при котором Азербайджан может вступить в эти организации. Почему вы отказались? Ладно, Беларусь, но Россия гарантом выступила, что никогда там не будет войны, если будут освобождены эти районы, которые вы признаете, что это азербайджанские. Это не о Карабахе".
Он подчеркнул важность мирного урегулирования, в том числе для привлечения иностранных инвестиций и впервые рассказал еще об одной безуспешной инициативе. По его словам, речь шла о прокладке трубопровода из Азербайджана в Грузию, и белорусский лидер разговаривал по данному поводу с руководством этих стран: "Они прокладывали трубу. По-моему, газ. И она пошла в обход Армении". По словам Лукашенко, в то время у него были контакты с президентом Ильхамом Алиевым, чтобы он поговорил с президентом Армении Саргсяном на предмет организации транзита через Армению, что было бы выгодно обеим сторонам. "Я предлагал, говорит, надо решать эти проблемы, я брошу эту трубу и еще помогу восстановить Армению. Тогда денег у них было немерено. И я поехал после этого к Сержу Азатовичу и передал это. Тоже отказались. Но все равно же когда-то миром закончится", - отметил белорусский лидер.
Также белорусский лидер отреагировал на критику Армении в адрес Минска из-за торговли оружием с Баку.
В связи со сложившейся ситуацией Александр Лукашенко заметил, что не надо упрекать Беларусь в этом. Он пояснил, что на испытания ракетного комплекса "Полонез" пригласил в Беларусь и армян, и азербайджанцев, и россиян и они имели возможность убедиться в том, что это действительно высокоточное оружие. "Азербайджанцы просят - продайте, - продолжил глава государства. - А нам надо кредит возвращать, который брали под это. И я тогда сказал, что продам азербайджанцам. И армянам предложил аналогичный комплекс. Армяне отказались, сославшись на то, что у них есть российский "Искандер", его на параде показывали. И мы по просьбе азербайджанцев сделали им комплекс к параду. Вот в чем, наверное, моя вина - что я постарался для парада сделать этот комплекс. Но я ведь предложил и армянам, они сказали, что не надо".
Также он упрекнул и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна в том, что армянская сторона совсем не предъявляет претензий по поводу продажи оружия Азербайджану официальной Москве и Израилю, хотя именно Россия и Израиль являются лидерами в этом вопросе.
Как сообщают СМИ, Лукашенко также рассказал о своих отношениях с президентом Ильхамом Алиевым, припомнив случай, когда руководство Азербайджана оказало финансовую помощь Минску при погашении задолженности перед Москвой.
«Когда мне надо было России вернуть срочно 900 миллионов долларов. Родные братья на меня начали давить. Перекрыли газ. Я позвонил: Ильхам Гейдарович, говорю, мне нужно немедленно 900 миллионов. Я направляю министра финансов, правительственную делегацию, они заключат договор. Но мне надо завтра. Я должен Путину отдать 900 миллионов. Это было восемь, наверное, лет назад. Он мне назавтра под честное слово перечислил 900 миллионов. Я ему пообещал, что через три недели или месяц верну. Но вернул раньше.
Слушайте, это дорогого стоит. Поэтому я к нему отношусь просто как к очень близкому человеку. И он ко мне тоже»,- рассказал он.