Новое дыхание национальной архитектуры, или О наследии мэтра Микаэля Усейнова - ФОТО | 1news.az | Новости
Точка зрения

Новое дыхание национальной архитектуры, или О наследии мэтра Микаэля Усейнова - ФОТО

12:20 - 19 / 01 / 2013
Новое дыхание национальной архитектуры, или О наследии мэтра Микаэля Усейнова - ФОТО

Выдающийся азербайджанский архитектор Микаэль Усейнов является особенной фигурой в истории азербайджанской архитектуры XX века. 

Этот человек стоял у истоков архитектуры Советского Азербайджана.

Его авторству принадлежат лучшие произведения архитектуры Баку. Их замысел и стиль воплощения сохраняют актуальность для нашей столицы и ныне.

Главным в творчестве этого мастера было привнесение в архитектуру национального колорита, не отказываясь при этом от новаторских тенденций мировой архитектуры.

Микаэль Усейнов родился в 1905 году в аристократической бекской семье, первом в Российской империи азербайджанском роду, которому было присуждено дворянство. Усейновы были одной из богатейших семей Азербайджана. Им принадлежало 72 объекта недвижимости, среди них казино, гостиницы, жилые дома, фабрики.

Кроме того Усейновы владели 111 кораблями на Каспии (самый крупный назывался «Хан» и был переименован в советские годы в «Сталин»). В советские годы, особенно в 1930-х годах, происхождение Усейнова висело над ним как дамоклов меч.

В разгар сталинских репрессий он в любое время мог быть арестован. Летом  1937 года практически вся родня Усейнова в количестве 25 человек, - братья, сестры, кузены были, расстреляны. Из взрослых осталось всего четыре человека.

Интересным фактом является то, что Усейнов  был единственным представителем азербайджанской бекской аристократии, получившим в последствие звание Героя Социалистического Труда (1985 год). Только большие успехи в творчестве и Сталинская премия за павильон Азербайджана на ВСХВ (1939 год, позже ВДНХ) спасли его от репрессий в 1930-х годах.

Еще, будучи студентом Азербайджанского политехнического института, Усейнов создал ряд проектов в обостренно-конструктивистском духе, часть из которых была реализована.

В них акцентировался лаконизм геометрии, столкновение горизонталей и вертикалей, контраст объемных форм и плоскостей, глухих массивов и остекленных поверхностей.

Непременными элементами всех строений были эксплуатируемые крыши, легкие перголы, галереи, навесы, козырьки – столь же необходимые в теплом климате, как и внутренние дворики.

Еще на студенческой скамье воображение Микаэля Усейнова захватила европейская классика, он также тщательно изучает наследие русского классицизма в архитектуре. Одновременно с работами в новаторском ключе творческий поиск Усейнова затрагивал и сугубо традиционную, азербайджанскую национальную стилистику.

Так с 1924 года Микаэль Усейнов проводил обмеры комплекса сооружений дворца Ширваншахов, которые произвели сенсацию среди специалистов и были опубликованы по рекомендации архитектора Александра Щусева. Одним из показательных проектов в традиционном стиле является конкурсный проект памятника на могиле азербайджанского поэта и мыслителя ХII века - Низами Гянджеви (1926 год).

Блестяще окончив в 1929 году Азербайджанский политехнический институт, молодой Усейнов активно включился в архитектурную жизнь. Первый этап творчества совпал с периодом конструктивизма в советской архитектуре. Баку 1920-х и 1930-х годов был важнейшим индустриальным и интеллектуальным центром Южного Кавказа.

В те годы здесь трудились лучшие градостроители и архитекторы Российской империи. Тогда еще совсем юный зодчий, вдохновленный общим порывом, Усейнов пытался постичь новый язык архитектуры.

В 1924 - 1927 годах под руководством А.П.Иваницкого разрабатывался генеральный план города, строились поселки для рабочих, братья Веснины проектировали и строили дворцы культуры, фабрики-кухни. Профессор Лев Ильин проектировал генплан города 1937 года.

Новаторская линия Усейнова не подчинялась теоретическим догмам конструктивистского движения. Это было нечто новое, художнический поиск стилистики. Идеологи конструктивизма в свое время пытались бороться с этим, но безуспешно.

В духе времени Микаэля Усейнова занимали и социальные аспекты архитектуры, что наиболее полно проявилось в разработке домов-коммун и примыкающих к ним типов жилья (Бакинские жилые дома «Портовик», «Ударник», «Новый быт», «Политкаторжанин», «Плановик» и др.). Характерными особенностями являются дифференциация основных функций и развитый набор коммунально-бытовых учреждений.

Наиболее примечательная работа Усейнова на тот период - фабрика-кухня в поселке Баилова (1930 год, ныне родильный дом, в советский период известный как родильный дом имени Н.К.Крупской). Трехэтажное здание, решенное на контрасте глухих объемов, с большими плоскостями остекленения – типичный образец конструктивизма.

Плоская крыша-терраса с панорамным видом на море – дань традиции. Построенный по проекту Усейнова в тот же период ансамбль зданий кинотеатра «Низами» и жилого дома напротив не потеряли своего художественного значения сегодня. Симметрично расположенные, они образуют как бы пропилеи, акцентирующие начало улицы 28 Мая.

Настоящая зрелость приходит к архитектору Усейнову вместе с пониманием места и роли национального наследия в создании современной архитектуры Азербайджана. Здания музыкального училища в Баку, павильона Азербайджана на ВСХВ в Москве и, наконец, станция метро «Низами» и музея им. Низами в Баку демонстрируют развитие идеи применения форм и мотивов Востока и национальной азербайджанской архитектуры.

Микаэль Усейнов всегда утверждал: национальная архитектура – это в первую очередь национальная форма, традиция. Такая позиция порой воспринималась как формалистическая. Но постмодернизм начала ХХI века воспринимает ее как исторически оправданную альтернативу взаимодействия формы и содержания в архитектуре.

Новая архитектура и историческая и традиционная пересеклись в его творчестве в первой половине 1930-х годов – конфликтно и механически «обогащалась» конструктивистская архитектура. Автор искал «переходных» решений, пытался «смягчить» жесткую архитектуру 20-х годов перефразированными деталями классики. Но органичного слияния все же не произошло – в ту пору господствовал, как известно, «исключающий» подход - «или-или».

Общежитие студентов Медицинского института (1934 год) с его пересказом мотивов Воспитательного дома Брунеллески знаменовало полный переход на позиции освоения наследия прошлого.

Тому была и чисто идеологическая причина. Вот свидетельство автора: «Даже после того, как вслед за Москвой у нас был взят курс на освоение классического наследия, возражения критики вызывала не только архитектура Возрождения. Малейшее обращение к формам национальной архитектуры, хотя бы к стрельчатой арке, встречало сильнейшее порицание не только в 1934 году, но и значительно позднее»  Время, однако, брало свое, и национальная традиция заявляла о себе все громче. Уже в 1934 году конкурсный проект Дома Советов Азербайджанской республики в Баку отчетливо демонстрирует сочетание композиционных приемов классицизма с архитектурными формами и средствами убранства местной исторической архитектуры.

Усейнов был поистине творчески неисчерпаем. Его наследие – более 200 проектов, и почти все они реализованы. В этой статье мы смогли перечислить лишь малую часть его творческого наследия, главное в котором – уважение к традиции и использование ее в художественно переосмысленных формах.

К сожалению, Усейнов  так и не обзавелся  семьей, боясь того, что  она может  потерять его  в результате очередной репрессии. Часто  племянница – Саида ханум Усейнова, задавала дяде  вопрос, почему  он не женился, почему у них нет братьев и сестер, на что архитектор ответил: «Я не был столь смелым как ваш папа».

Еще со времен репрессий 1930-х годов у Микаэля Усейнова была привычка держать в коридоре небольшой саквояж рядом с входной дверью со сменой белья и вещами первой необходимости, - на тот  случай, если придут «забирать». Никто из его племянников, так  и не пошел по его дороге.

Он очень хотел, чтобы его племянница, Саида ханум, стала архитектором. Но  у юной  девушки, были совсем  другие цели и планы. Она занималась  спортом, интересовалась  химией, физикой, добившись успехов в своей профессии, став доцентом физико-математических наук и заведя свою семью, Саида ханум все же осознала, как ее тяготит к архитектуре.

Хотя было уже поздно становиться архитектором, их совместный дуэт с дядей все-таки получился, - при ремонте квартиры Саиды ханум они вместе с дядей создали дизайн гостиной комнаты, это одно из последних творений Микаэля Усейнова.

Мастер советской и азербайджанской архитектуры, в полном смысле слова народный архитектор, один из первых 12 академиков Академии Наук Азербайджана, Герой Социалистического Труда,  Член Королевского азиатского общества Англии и Ирландии, директор Института архитектуры и искусства, бессменный руководитель Союза азербайджанских архитекторов Микаэль Усейнов умер в 1992 году  и был похоронен в Аллее почетного  захоронения.

Он был очень мягким, в высшей степени интеллигентным человеком. Знаток архитектурной классики и новейших тенденций мирового зодчества, он, тем не менее, был плотью от плоти своего народа и его художественной культуры.  

Лейла Мирза

архитектор-дизайнер, автор и администратор блога www.sherqmirvarisi.com  

Поделиться:
25359

Последние новости

Все новости

1news TV