Браун и Саркози лечатся новой Антантой
Если французский президент Николя Саркози везет с собой в Британию не только полкабинета, но и молодую жену, престарелую мать, да еще и двух старших сыновей, значит, он уверен в успехе своих переговоров с британским премьером Гордоном Брауном.
Более того, первый полный государственный визит французского президента в Британию за последние 12 лет (в Виндзоре 26 марта королева Елизавета П дает по этому поводу банкет) не может не быть успешным! Попутно не может быть неуспешным и сопутствующий ему британо-французский саммит 27-28 марта в Лондоне. Чтобы потрафить французам, англичане устроили переговоры в штаб-квартире футбольного клуба «Арсенал»: как-никак у лондонского «Арсенала» и тренер, и добрая половина игроков – французы.
В пресс-службе Даунинг-стрит, 10 намекают, что после визита отношения поднимутся до уровня нового «fraternity», а в Елисейском дворце поговаривают и вовсе о новой франко-британской L’Entente Cordiale. Правда, английские газеты, едкие на язык во всем, что касается своих не слишком любимых премьеров в частности, и Франции – вообще, уже назвали предстоящую встречу в верхах саммитом «неидентичных близнецов». Неприятно для обоих, но зато красиво и, главное, очень близко к истине.
Хотя разница в темпераментах (внешнем виде, образовании, национальности, убеждениях и пр.) между британским премьером и французским президентом почти такая же как, скажем, между лондонским Гайд-парком и парижским Мулен Руж, в политическом отношении они тянут почти на зеркальную похожесть на разных сторонах Ла-Манша. Оба получили руль государства примерно в одно и то же время в прошлом году, оба - бывшие министры финансов, и оба за краткое время после обретения власти умудрились так настроить против себя общественное мнение, что тут уж и впрямь можно запутаться - то ли в Британии Гордон Саркози, то ли во Франции - Николя Браун.
Рейтинг Le Sarko опустился во Франции до 30-37 процентов, а Гордон Браун у себя дома не может похвастаться и 30. Оба политика настолько сильно хромают, что им обоим нужна даже не физиотерапия, а неотложная помощь. И оба надеются, что лондонский саммит как раз и даст такую возможность.
Уже известно, что на «арсенальном саммите» договорятся об общих усилиях по борьбе с нелегальной иммиграцией через Ла-Манш, совместной оплате депортации нелегалов туда, откуда они прибыли. Плюс к этому Саркози привез Брауну предложение модернизировать британские АЭС с французской помощью (Франция - мировой лидер в области атомной энергетики, 80 процентов электроэнергии производят АЭС).
Но, главное, в Лондоне оба лидера вернутся к так называемой Европейской политике безопасности и обороны и полному членству Франции в НАТО. И самое интересное в том, что в обеих этих своих инициативах Саркози может преуспеть. О намерении вернуться в командную структуру Североатлантического альянса Саркози заявил еще в прошлом году. Из военной структуры блока Францию вывел еще генерал Де Голль в 1966-м году. За планами новой Европейской политики безопасности и обороны стоит идея создать внутри Европейского Союза отдельную военную структуру для обороны ЕС «своими военными руками». В принципе она не нова, ее провозгласили еще предшественники Брауна и Саркози – Тони Блэр и Жак Ширак почти 10 лет назад.
Но Саркози хочет придать идее новую конкретную форму. Конечно, a la Sarkozy. Он предлагает не только создание неких европейских военных сил внутри НАТО, выделение на это европейских бюджетных средств и средств ЕС, но даже формирование постоянных институтов этого мини-блока, типа постоянной штаб-квартиры.
Эта идея Саркози – до сих пор его главная загадка, если, конечно, он сам точно знает, о чем говорит. Многие эксперты до сих пор не могут до конца понять, что же собственно за ней скрывается. Либо он хочет под прикрытием идеи о создании европейского оборонного блока войти в НАТО, либо, наоборот, под тенью возвращения в НАТО получить европейский военный союз, естественно под французским «протекторатом». Либо он хочет поработать локтями и устроить Франции комфортные места и в той и в другой структуре. Последнее - больше всего похоже на правду.
Надо сказать, что вопреки всем возмущенным голосам во Франции и за ее пределами по поводу того, что ее новый президент «предает генерала де Голля» и тянет Францию обратно «под американца», никаких драматических практических последствий восстановления французского членства в военной структуре блока не видно. Париж на самом деле давно уже не смежник в командной структуре альянса. Французские войска и так участвуют в военных или военно-полицейских операциях НАТО и в Афганистане, и в Косово. Французские офицеры уже давно подключены к работе оперативной машины НАТО в Брюсселе. Речи же о размещении американских баз или, боже упаси, ракет на территории Франции не идет.
Плюс ко всему прочему, Саркози обусловил восстановление Франции в НАТО очень жесткими условиями: Парижу должна быть выделена отдельная квота руководящих постов в блоке, плюс - право Европы иметь свои оборонные силы.
Американские критики новой европейской оборонной структуры, которую предлагает создать Саркози, уже заявили, что Париж просит слишком уж высокую цену за возвращение в натовский дом. Но Лондон и Вашингтон все же могут на это согласиться, поскольку Саркози уже обещал направить в Афганистан еще 1 тысячу французских солдат. А это и США, и Британии очень нужно.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и «РИА Новости»