Франция - «слабое звено» Минской группы ОБСЕ
Результаты голосования в ООН по резолюции «Положение на оккупированных территориях Азербайджана» предоставили большое количество аналитического материала для азербайджанской дипломатии и ее дальнейшей внешнеполитической деятельности.
Факт того, что три страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ – США, Россия и Франция как один проголосовали против принятой в ООН резолюции, позволит внести серьезные коррективы в отношения с этими странами. Вместе с тем не стоит забывать, что США и Россия играют важную роль в геополитических процессах на Южном Кавказе, в частности в процессе урегулирования Карабахского конфликта.
Логика подсказывает, что активную дипломатическую работу Азербайджану следует начать со «слабого звена» Минской тройки – Франции. В отличие от США, играющих ключевую роль в мировой и региональной политике, или России, являющейся важнейшим евразийским игроком, Франция не имеет особого влияния на процессы, идущие на Южном Кавказе.
Если США и Россия, проголосовав против резолюции в ООН, тем самым выразили отношение политического руководства своих стран к решению Карабахского конфликта, то Франция в этом вопросе стремится выступать как выразитель интересов Евросоюза, в который входит несколько десятков стран, политическое руководство которых не обязательно поддерживает явно проармянскую позицию официального Парижа. К примеру, мнение Великобритании, Германии, Польши, Австрии и ряда других европейских держав относительно развития политики Евросоюза на Южном Кавказе значительно отличается от позиции Франции, которую она претворяет в частности и как сопредседатель Минской группы ОБСЕ.
Азербайджану во время двусторонних встреч с представителями европейских структур, с руководителями, официальными лицами и бизнес-кругами стран ЕС следует напоминать, что в Минскую группу ОБСЕ входит не только Франция, а еще и целый ряд стран: Беларусь, Италия, Швеция, Германия, Финляндия, Турция и др., интересы которых не учитываются со стороны Франции как выразителя общеевропейской политики в вопросе решения Карабахского конфликта.
При этом, естественно, акцент следует делать на то, что двоякая позиция ЕС по урегулированию Карабахского вопроса усложняет развитие связей Европы с Азербайджаном, в частности в определении новых маршрутов транспортировки энергоносителей в Европу. Тем самым члены ЕС смогут оценить, что даст им в перспективе поддержка интересов Армении, и что даст поддержка справедливой позиции Азербайджана, стремящегося к освобождению оккупированных территорий.
Прагматичный подход азербайджанской дипломатии с акцентом на тот факт, что Азербайджан превращается в страну, обеспечивающую энергетическую безопасность государств ЕС, несомненно, даст свои положительные результаты. В итоге Евросоюз сможет проанализировать, насколько позиции Франции в Минской группе соответствуют общеевропейским интересам.
Тем самым в политических кругах стран ЕС получит огласку идея, что Франция не может защищать интересы европейской политики в Азербайджане и в Южно-Кавказском регионе, занимая проармянскую позицию в вопросе урегулирования Карабахского конфликта. Подписание и претворение ряда политических, экономических и транспортно-энергетических договоренностей между Азербайджаном и Германией, Польшей, Грецией, несколькими восточноевропейскими странами, несомненно, повлияют на общую позицию Евросоюза относительно своего дальнейшего подхода по урегулированию Карабахского конфликта.
Ризван Гусейнов