Фазиль Газанфароглу: «Демократия складывается не в один день»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Партии великого созидания, депутатом Фазилем Газанфароглу
- В нынешнем году предстоят выборы президента республики, однако какого-либо оживления на политической арене не наблюдается. Почему?
- Это связано с процессами в Азербайджане и в регионе, в частности с невниманием и отсутствием строго принципиального подхода международных организаций к недавним выборам в Армении и Грузии. Общее мнение таково, что результаты выборов ясны заранее, и даже те, кто отрицает это, не решаются высказать какие-либо суждения по данному вопросу. Всем ясно, что без поддержки извне завершение этого процесса нереально. Так что нынешняя политическая пассивность целиком на руку нынешним властям, которые заинтересованы в максимальном затягивании такого положения. Таким образом, не стоит ожидать какой-то активизации противостоящих политических лагерей, и в целом чего-то позитивного от предстоящих выборов.
- А какие шаги нужны для того, чтобы изменить нынешние международные условия?
- Оппозиция предпринимает определенные шаги в этом направлении, но возможности для этого неодинаковы, и думаю, что это нужно учесть. Эти возможности основаны на внутренних ресурсах. Не думаю, что опора на внешние факторы может оказаться эффективной. Однако внутренние ресурсы недостаточны, ограничены и возможности держать связь с обществом, будь то через телевидение, печать или средства живого общения. Оппозиции остается постепенно активизировать шаги к восстановлению в стране демократии, и на этом пути предстоит найти пути воздействия на руководство страны. К сожалению, оппозиция у нас отдавала предпочтение решению этой проблемы в условиях конфронтации с властями, что обернулось неудачей. Теперь можно было бы содействовать демократизации страны путем активизации деятельности оппозиции в парламенте. Однако пока продуманных действий в этом русле не видно.
- Есть ли смысл оппозиции участвовать в выборах в такой обстановке?
- Фактически смысла нет. Участие в выборах имеет целью лишь показать себя обществу. О шагах, преследующих цель достичь какого-то результата, говорить не приходится.
- Значит, с приближением выборов сторонников бойкота может стать еще больше?
- Нет. Сторонники бойкота должны действовать продуманно. Вместо того, чтобы, участвуя в выборах, признать свое бессилие, следует стать в позу «я стою в стороне, придерживаюсь пассивной позиции». Сторонники же участия должны воздержаться от обманчивых лозунгов о приходе к власти, а заявлять, что участвуют в выборах сугубо ради содействия демократизации страны.
- А какую позицию намерена занять ваша партия и блок Центр демократических выборов, в который она входит?
- В ЦДВ входят 9 партий. Центром составлены и представлены предложения относительно Избирательного кодекса и процесса выборов в целом. Наша главная цель – получить роль в демократическом проведении выборов. Собственно же участие сюда отношения не имеет, этот вопрос каждый решает для себя сам. Позиция нашей партии состоит в том, что демократия в стране возникает не в один день, не в один год, это длительный процесс, и мы должны использовать все возможности для того, чтобы приблизить страну к нормам демократии. Участвуя в выборах, мы должны тем самым подрывать позиции авторитаризма.
- Как же вы представляете себе формат и повестку дня переговоров с партией «Ени Азербайджан»?
- На подобных переговорах должны обсуждаться лишь вопросы, связанные с демократическим имиджем страны. Есть вопросы, не терпящие отлагательства, и в их числе содержание под стражей журналистов. Важно подчеркнуть, что реформы, необходимые для улучшения имиджа государства за рубежом, мы должны проводить не для кого-то, а в первую очередь в собственных интересах. Пора, наконец, перевести политику внутри страны в партийную и межпартийную плоскость, покончить с закулисными, неформальными, внеправовыми формами проведения политики. Правила игры на политической арене должны стать более демократическими, культурными. Достаточно сказать, что сегодня даже в руководстве межпарламентских групп дружбы нет представителей оппозиции. Параллельно с таким более чем настороженным отношением к оппозиции иностранцам создают все условия, их всячески зазывают. Такое положение вызывает в обществе неверие во власть. Почему правительство так боится критики, почему политическое благополучие в стране строится исключительно на лести и угодничестве?
- Обращалась ли ваша партия или ваш блок к ПЕА о проведении переговоров?
- Мы обращались по этому поводу через печать, кроме того, высказываем свою точку зрения на мероприятиях ПЕА. Я считаю, что сам статус ПЕА как правящей партии под вопросом. Права правящей партии должны быть конкретно определены. Скажем, пусть ПеА сформирует Кабинет министров и несет ответственность за его работу. Тогда и нам легче будет действовать в качестве оппозиции. А то сейчас непонятно, правящая партия ПЕА или оппозиционная. Она фактически не имеет конкретного юридического статуса.
- Каково должно быть минимальное число депутатов для создания фракции?
- Думаю, 10.
- А может ли создание фракции как-то изменить нынешнее положение в Милли Меджлисе?
- Численный рубеж членов фракции должен быть оговорен в Конституции. Тогда можно достичь каких-то результатов. Конечно, в условиях, когда для принятия решений требуются 2/3 голосов, несколько голосов оппозиционеров опять ничего не решают, но нас интересует возможность использования парламентской трибуны для того, чтобы высказать в коллегиальной форме свою точку зрения, свою критику.
Кямиль Хамзаоглу