Панах Гусейн: «Мусават» будет настаивать на обсуждении своего законопроекта о выборах
Эксклюзивное интервью 1news.az c представителем депутатской группы «Мусават» Панахом Гусейном
- Какова ситуация в связи с проектом закона «Об оппозиционной деятельности», ранее представленным в парламент вашей депутатской группой?
- Вначале хочу заметить, что 14 марта прошлого года мы представили в Милли Меджлис, (ММ-ред.), проект закона об изменениях и дополнениях в Избирательном кодексе, однако, в явное нарушение требований закона документ был обсужден только 14 мая этого года, то есть спустя год и два месяца, хотя обсуждение должно было быть проведено в течение 6 месяцев. Хотя законопроект не получил положительный отзыв со стороны постоянной комиссии по правовой политике и государственному строительству, это не означает, что документ отклонен. Ни в Конституции, ни во Внутреннем уставе ММ не сказано, что без положительного отзыва комиссии законопроект не может быть вынесен на обсуждение парламента.
К тому же мы обращались к этим законопроектом не в комиссию, а к руководству парламента, и намерены поднять вопрос еще раз. Должен кстати заметить, что такая же судьба постигла и представленный нами проект закона «О нефти и газе», который обсужден на постоянной комиссии по экологии, энергетике и природным ресурсам и получил негативную оценку. Но и этому документу мы придаем особое значение и считаем, что он должен быть рассмотрен. Что касается проекта закона «Об оппозиционной деятельности», то подобные документы обсуждаются во многих странах, у нас же потребность в нем возникла примерно в последнее десятилетие. В сущности, без этого закона закон «О политических партиях» оказывается половинчатым. К сожалению, нередко смешивают понятия, ошибочно говоря, что оппозиционная деятельность регулируется законом «О политических партиях».
Последний регулирует взаимоотношения между государством и гражданами с одной стороны, и партиями – с другой. Закон об оппозиционной деятельности очень важен с точки зрения создания правовой базы развития плюралистической демократии. В зарубежных странах этот вопрос регулируется либо особыми законодательными актами, или правом прецедента, у нас же он остается в зачаточном состоянии.
- В представленном вашей депутатской группой проекте закона об изменениях и дополнениях в Избирательном кодексе содержится классификация партий, воспринятая многими проправительственными депутатами негативно.
- В нашем законопроекте содержатся три критерия оппозиционной партии. Высший орган партии должен принять официальный документ, где указано, что партия находится в оппозиции к политическому курсу исполнительной власти страны. Члены партии не работают в центральных органах исполнительной власти страны. Депутаты от партии не должны выражать в парламенте доверие правительству. Должен сказать, что законы подобного содержания ныне обсуждаются в России и Украине, а в Кыргызстане такой закон уже принят.
- Получается, что представители некоторых оппозиционных партий в ММ, выразившие доверие Кабинету министров, - конкретно Сабир Рустамханлы, Ильяс Исмайлов, Асим Моллазаде, Фазаил Ибрагимли, не могут считаться оппозиционерами?
- Я питаю величайшее уважение к каждому из перечисленных вами политиков, которые во многих вопросах демонстрируют принципиальность, резко критикуют общественно-политическую обстановку в стране. Этот вопрос мы готовы обсудить с ними. Но повторяю, что партия, депутаты которой в парламенте выражают однозначную поддержку политики правительства обосновывают ее и выражают доверие правительству, оппозиционной быть названа не может по определению. Это однозначно, и обсуждать этот вопрос смысла нет, хотя я лично готов обсудить его.
- А не может ли такая классификация быть истолкована как попытка группы партий монополизировать оппозиционность?
- Пребывание в оппозиции не дает каких-то привилегий, а в Азербайджане это означает дополнительные трудности, дополнительную ответственность. Поэтому я не воспринимаю рассуждений о стремлении монополизировать оппозиционность. Повторяю, что мы за широкие дискуссии вокруг предложенных нами принципов. Как же может быть, что ты поддерживаешь политику правительства, выражаешь ей доверие, и в то же время объявляешь себя оппозиционером? Где тут логика?
Кямиль Хамзаоглу