«Мисс ГУЛАГ», или фильм, приглашающий к раздумьям
Неожиданное приглашение Союза кинематографистов Азербайджана в свой кинозал стало для тех представителей бакинской общественности, которые на него откликнулись, достаточно весомым поводом для раздумий о человеческих судьбах и о том, какая она, жизнь, на постсоветском пространстве сегодня …
В своем документальном фильме режиссер Мария Яцкова, россиянка, с некоторых пор работающая в США, за неполные полтора часа показывает как бы оборотную сторону того, что миллионам зрителей ежедневно предлагают новостные и другие программы телевидения. Там акцентируется внимание на укреплении мощи регионов и повышении ВВП, на мерах по повышению рождаемости, борьбе с курением и даже помощи пострадавшим от наводнений и землетрясений, здесь - желание показать, на сколько эти усилия соотносятся с подлинной заботой об условиях существования конкретного человека.
Давно уже нет организации под названием Главное управление лагерей, аббревиатура названия которой породила печально известное слово «Гулаг», однако для всех, в том числе и деятелей искусства оно стало узнаваемым символом униженного существования человеческой личности, а точнее обезличивания человека.
М.Яцкова привлекает внимание именно к этой основополагающей оси человеческого мировоззрения. Свой документальный рассказ она ведет в стиле репортажа, и потому крупными мазками набрасывает «на холст» картинки из жизни обитателей сибирской женской колонии, многие из которых осуждены на большие сроки и за тяжкие преступления.
Однако, рассчитывая на международную аудиторию, режиссер вольно или невольно делает акцент на правовую составляющую в духе западной гуманности, отбирая кадры и эпизоды, ни чем не обижающие тех, кто стал героинями киноленты. Более того, основным событием становится проводимый в колонии Конкурс красоты - мероприятие, позволяющее показывать женскую природу обитательниц тюрьмы и потому абсурдность ситуации, а психологическим аспектом – манеры поведения и ощущения тех, кому по природе не пристало носить грубую униформу, а приходится передвигаться строем по команде и по воле судьбы оказаться за решеткой.
Одинаково одетые в ватники и теплые платки женщины с красивыми умными лицами, с затаенным в глазах горем, которое не может быть общим, - они обитатели тюрьмы и одновременно - героини фильма. Одни с удовольствием улыбаются в камеру, позируют, другие закрывают лицо ладонью, не обнаруживая свои повседневные заботы и не делясь сокровенным. И пусть не все они - охваченные «всеобучем» или генетически готовые к тонким чувствам и мечтам о высоких материях - сразу же понимаешь, что каждую до отчаяния и преступления практически довели обстоятельства, неустроенность, традиционное мышление, положение в стране и обществе.
Камера фиксирует заключенных за разными занятиями – за работой в швейном цехе или столовой, во время свиданий с родными и подготовки к конкурсу красоты, но сидящие в зрительном зале вольно или невольно ищут ответа на вопрос о том, какой из пороков привел каждую героиню к жизни за решеткой в колонии усиленного режима…
Мысль перебирает такие жестокие понятия, как скука и жестокость, нужда и злоба, пьянство, наркотики или беспредел, обида и месть, озлобленность или отчаяние… Кто отмерит на весах правосудия меру вины обстоятельств, сделавших преступником нормального от природы и даже внутренне
красивого человека, знающего, что по закону и справедливости следует отвечать перед обществом за проступки, если в принципе и после многолетних попыток возвеличить общественное над личным он остается все-таки одиноким в этом мире?
Не потому ли многие просидевшие в лагере женщины (да и мужчины), дождавшись освобождения и в эйфории радуясь этому событию, очень скоро понимают, что не знают, что с этой свободой делать там, откуда они уходили при аресте, если там ничто не изменилось и за десятилетия...
Наверное, своим фильмом Мария Яцкова хочет напомнить зрителям – а ее фильм высоко оценили члены жюри ряда престижных фестивалей и кино зрители в 20 городах мира, где он демонстрировался, - о том, что понятия «народ» и «человек» – отнюдь не тождественные. Что государство не может уподобляться художнику, пишущему крупными мазками, - главная его задача облагораживать окружающую среду и создавать условия самым разным людям для расцвета их индивидуальности, пробуждать в них лучшие, благородные черты и качества, не убивая чувство собственного достоинства.
Именно поэтому попытка Марии Яцковой рассказать о жизни обитательниц сибирской женской колонии не воспринимается как негатив – это вполне гуманная акция, рассчитанная на внимание со стороны неравнодушных людей к тем, кто страдает от неустроенности мира и может быть весьма благодарен за участие в их судьбе.
Галина Микеладзе