Мэр Москвы в положении нон грата
Мэр Москвы Юрий Лужков любит делать сенсационные заявления, входящие, как правило, в сферу компетенции дипломатического ведомства. На этот раз мэр вновь решил напомнить о себе в связи 225- летием Черноморского флота.
«Севастополь, заявил он, должен быть возвращен России и с этой целью было бы целесообразно пересмотреть Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной». Вполне естественно, что реакция Киева последовала незамедлительно. «Подобные заявления - удар по территориальной целостности Украины и покушение на суверенитет». «Заявления московского мэра ускорят присоединение Украины к НАТО». Отношения между странами обострились настолько, что Юрий Лужков был объявлен в Украине персоной нон грата.
Следует отметить , что ничего нового в словах Лужкова не прозвучало. Об этом он говорил много раз. К тому же известно, что Юрий Лужков выступает убежденным сторонником возвращения Севастополя России. Постоянное внимание московского правительства к Севастополю и его гражданам - тоже не тайна. Уже в течение 11 лет Москва «шефствует» над Черноморским флотом. За счет московского бюджета в Севастополе построены квартиры ,получают социальную помощь моряки и флотские ветераны. Как сказал сам Юрий Лужков, комментируя свои заявления о статусе Севастополя: «Я всего лишь подтвердил, что не меняю своих взглядов и убеждений». Однако Лужков пошел дальше. Он заявил о том, что нынешний статус Севастополя Россия может оспорить в Страсбургском суде!?. Вполне понятно, что слова эти украинские политики истолковали как посягательство на территориальную целостность своей страны. Казалось бы, обращаться в международный суд за разрешением территориальных споров, если они возникают, - нормальная, цивилизованная практика. Но есть ли у России шансы победить в этой тяжбе? Конечно же, нет. И никакие ссылки на ошибочное, якобы, решение Никиты Хрущева от 1954 года о передаче Украине Севастополя, здесь неуместны. Основой двусторонних отношений между Россией и Украиной является межгосударственный Договор от 1997 года, согласно которому Россия признает целостность украинской территории в ее нынешних границах. И пересмотреть эти границы ни один международный суд не вправе. Понять это необходимо не только Лужкову, но и тем, кто разделяет его взгляды. Лужков наверняка прекрасно это знает, и его слова о возможном обращении в Страсбург - политическая риторика, не более того. Некоторые российские аналитики рекомендуют к заявлениям столичного мэра на международные темы привыкнуть и не воспринимать подобные его речи как трансляцию официальной позиции. Объясняется все это тем, что в силу своего политического темперамента Юрий Лужков всегда обостряет проблему, высказывается с резкой определенностью. Кстати, не менее страстно и убежденно он говорил о том , что Россия должна признать независимость Абхазии и Южной Осетии.
Надо ли думать, что устами московского мэра Москва сигнализирует Киеву о новых своих настроениях? Да, Юрий Лужков не рядовой политик, отсюда и вполне ожидаемая реакция украинской стороны на его выступления. Но отражает ли оно официальную точку зрения? Как разъяснил российский МИД, Юрий Лужков лишь высказал мнение, которое совпадает с точкой зрения большинства россиян, болезненно воспринявших распад СССР. Хотелось бы думать, что это так, если бы не одно очень важное обстоятельство. Болезненная реакция России и многих российских политиков по поводу предстоящего вступления Украины в НАТО общеизвестна. И в этом, пожалуй, главная причина столь резких и юридически необоснованных выступлений политиков российского истеблишмента.
Остается лишь радоваться тому , что заявления политиков подобного уровня не адресуются пока Азербайджану и не подвергают сомнению территориальную целостность нашей страны. Но происходит это не потому, что кто-то не хочет этого делать, а благодаря взвешенной и продуманной позиции Азербайджана в этих вопросах. Именно этот фактор сегодня является определяющим в выстраивании двусторонних отношений нашей страны с ведущими мировыми державами.
*персона нон грата - нежелательное лицо
Фикрет Садыхов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции