Азербайджан накануне президентских выборов
1 августа в Азербайджане официально стартует кампания по выборам президента страны. Сами выборы намечены на 15 октября.
Однако уже сейчас практически ни у кого нет сомнений относительно того, кто будет занимать должностное кресло номер один в этом южнокавказском государстве на предстоящую пятилетку.
Когда пять лет тому назад Ильхам Алиев одержал победу на президентских выборах, мало кто сомневался в безоблачном будущем его политической карьеры. Всем было ясно, что для азербайджанской оппозиции наступают нелегкие времена.
На фоне соседних кавказских стран, где периодически происходят политические волнения, общественная ситуация в Азербайджане накануне выборов представляет собой, по крайней мере на сегодняшний момент, полнейший штиль, какого не было даже при Гейдаре Алиеве.
Азербайджан нынче - это одна сплошная стройка. Экономический бум, наблюдающийся в стране в последнее десятилетие, поток в страну нефтедолларов и рост доходов населения, пусть даже при высоких темпах инфляции, создают обстановку, когда общество куда больше озабочено проблемами зарабатывания денег, накопления, потребительства, а подчас и выживания в период подорожания жизни. В этих условиях политика отходит на второй план. Да и неизменно высокий рейтинг энергичного Ильхама Алиева не оставляет сомнения в результатах предвыборной кампании.
Вообще, размышляя на тему выборов в Азербайджане, важно говорить не о результате, который и так ясен, а непосредственно о процессе.
Буквально накануне лидеры ведущего оппозиционного блока «Азадлыг» («Свобода»), в котором представлены три оппозиционные партии (Народного Фронта, Либеральная, Граждан и Развития) отказались от участия в кампании, объявив о намерении бойкотировать выборы. Одна из ведущих оппозиционных партий «Мусават», являвшаяся участницей всех президентских марафонов, начиная с 1993 года, еще не определилась со своей позицией. Отказалось принять участие в президентской гонке и движение «Путь Азербайджана», мотивировав свой отказ тем, что в сложившейся обстановке принятие решения об участии в выборах носит больше корпоративный характер и не отвечает общенациональным интересам.
Между тем, уже известны имена потенциальных кандидатов. Это Эльдар Намазов, бывший высокопоставленный чиновник в администрации Гейдара Алиева, а ныне руководитель общественного форума «Во имя Азербайджана», позиционирующий себя как идейного борца с существующим режимом, Асим Моллазаде – лидер Партии демократических реформ, отошедший от радикальных взглядов еще пять-шесть лет назад, Маис Гюльалиев – лидер партии Зеленых, в платформе которой мало место отводится решению экологических проблем.
Вне зависимости от того, чьи имена добавятся к этому списку позже, в лучшем случае, на что они могут рассчитывать все вместе, так это на 10-15% электоральных голосов.
Видные общественные деятели, в том числе и выразители оппозиционных взглядов, аналитики, да и многие иностранные наблюдатели сходятся во мнении, что глубокий кризис, в котором азербайджанская оппозиция находится на протяжении последних восьми лет, носит по сути системный характер и не позволяет ей надеяться на достижение серьезных результатов.
Возможно, поэтому и сам процесс выборов пока особого интереса не вызывает. Большинство аналитиков полагает, что президентские выборы будут напоминать короткую спринтерскую дистанцию, где выступление одного и того же спринтера предполагает улучшение собственного показателя пятилетней давности.
Эта ситуация, похоже, не очень радует и власти. Представители правящей партии – «Йени Азербайджан» («Новый Азербайджан») - неоднократно заявляли, что заинтересованы в существовании в стране конструктивной оппозиции. Попытки обсуждения внутриполитической обстановки в стране предпринимались, использовались различные форматы – от переговоров один на один между представителями власти и оппозиции до широких круглых столов. Но реальных результатов эти действия не возымели.
Явно неадекватная амбициозность ряда оппозиционных лидеров не только поставила их вне реальных процессов в обществе, но и привела возглавляемые ими партии к политическому банкротству. Заручиться поддержкой влиятельных и богатых зарубежных спонсоров также не получилось. Как сказал мне один знакомый, некогда оппозиционный политик, - «Они даже не в состоянии постичь того, что против каждого привлеченного из-за рубежа доллара у властей найдется десять, а то и двадцать». Да и какой Сорос будет делать ставку на проект, несостоятельность которого чувствуется за версту.
Не ошибусь, если скажу что, учитывая резкие различия в весовых категориях всех существующих и возможных претендентов и действующего президента, нынешние выборы будут самыми прогнозируемыми за всю их почти двадцатилетнюю историю в Азербайджане.
Сам Ильхам Алиев находится в своей лучшей форме, на пике популярности. По данным зарубежных социологических служб, его рейтинг колеблется в пределах 75-80%, что позволяет ему больше заниматься текущими и стратегическими задачами, нежели беспокоиться о предстоящей президентской кампании.
Говоря о новшествах, которые будут применены на этих выборах, нельзя не обойти стороной один немаловажный факт. Дело в том, что бюджетом страны на прошлый и текущий год было предусмотрено выделение больших сумм для строительства отдельных, оснащенных по последнему слову техники, зданий для размещения в них окружных избирательных комиссий. Такая масштабная работа ни в одной стране СНГ до сих пор не велась. Этот факт еще раз иллюстрирует характер акцентов в предвыборной кампании.
Сегодня уже смело можно говорить о том, что даже строительные технологии будут играть в президентской кампании 2008 года в Азербайджане более определяющую роль, чем политические.
Правда, общий мирный ландшафт накануне выборов несколько смазывает ситуация вокруг некоторых журналистов, которые по версии официальных источников отбывают срок в связи со злоупотреблениями своим положением и прочими правонарушениями. Оппозиция пытается использовать это обстоятельство в качестве аргумента в политической борьбе с властью.
Однако желаемого резонанса не получается. Заезжие европейские и американские политики в мягкой форме советуют азербайджанскому правительству пересмотреть свое отношение к заключенным под стражу журналистам, но при этом не делают резких политических заявлений.
Все понимают, альтернативы действующей власти в Азербайджане нет, и в ближайшее время не будет. В стране вообще нет сколь-нибудь значимого политического и общественного деятеля кроме Ильхама Алиева, который мог бы занять лидерские позиции. Если говорить об общественном деятеле, то, пожалуй, только супруга президента – Мехрибан Алиева способна всерьез претендовать на роль наиболее популярного человека в стране. Но она, хотя и является депутатом парламента, не составит конкуренцию своему супругу.
Ильгар Велизаде, политолог
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости