Десислава Русанова: «Сегодня очень трудно совместить принцип территориальной целостности с правом народов на самоопределение»
Эксклюзивное интервью 1news.az с менеджером проектов программы по Евразии International Alert Десиславой Русановой
- В Азербайджане считают, что проводимые форумы, касающиеся урегулирования армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта ничего хорошего для Азербайджана дать не могут. Армения захватила то, что хотела и сейчас хочет узаконить свои захваты, поэтому только ей выгодны эти форумы и мероприятия. Что вы думаете об этом?
- Как человек, который проводит такие форумы, считаю, что нужно их проводить. Есть политические, есть гражданские процессы. Через гражданский процесс мы не можем разрешить конфликт. Встречаются представители гражданских обществ, но это не означает, что они будут сразу же мириться. Я, как человек, который присутствует на этих форумах, могу сказать, что люди из Азербайджана и Армении приходят и высказывают свои позиции. Например, азербайджанцы открыто говорят, что нас эта ситуация не устраивает и мы хотим ее поменять. Они не приходят к нам, чтобы мириться с армянами, они приходят, чтобы вести конструктивный диалог, чтобы налаживать какие-то отношения. В этом аспекте это единственный вариант. Чтобы жить вместе, нужно разговаривать и строить доверие. Что бы это получилось, нужно встречаться и вести конструктивный диалог.
- А возможно ли, чтобы азербайджанцы смогли убедить армян жить вместе?
- Я думаю, надо сделать еще несколько шагов, чтобы дойти до того момента, чтобы люди сказали - давайте жить вместе. Думаю, это будет возможно через какое-то время, но сейчас надо налаживать мосты, чтобы разговаривать друг с другом конструктивно, на конструктивном уровне показывать свои позиции. Может, через какое-то время стороны будут говорить - давайте жить вместе, но сейчас они еще не пришли к этому.
- Азербайджан требует восстановления территориальной целостности, а армяне говорят о праве народов на самоопределение, нигде в мире нет примера, где оба принципа совместимы. Не считаете ли вы, что эти переговоры бесперспективны?
- Надо смотреть на мир в перспективе, то, что есть сегодня, не было тысячу лет тому назад. Тысячу лет тому назад устройство мира было одним, сто лет тому назад - другим, до создания Лиги наций мир тоже был другим. Если сегодня мир такой, это не означает, что завтра будет таким же. Да, на сегодняшний день очень трудно совместить эти два принципа, но никто и не говорит, что это невозможно. В мире ничего постоянного нет, мир меняется. Поэтому я считаю, что все можно изменить.
- Что вы ожидаете от армяно-азербайджанского форума, который при вашей организации пройдет в июле в Москве?
- Ожидается, что следующая встреча будет шагом вперед, чтобы резонанс в обществе был более широким. Для этой встречи мы стали проводить более широкие дискуссии в обществе, проводить более широкие консультации, встречаться, с различными представителями обществ, чтобы узнать их мнение насчет диалога, проведения форумов. Разница большая с прошлым и намечающимся армяно-азербайджанским форумом, потому что мы расширяем круг и стараемся подключить общественность. Мне хотелось бы, чтобы были конкретные результаты. Например, на прошлом форуме был принят итоговый документ, который, я считаю, был положительным шагом вперед.
- Может ли интеллигенция повлиять на мнение общества?
- Конечно, нет группы, которая может повлиять на мнение общества, но у каждой из этих групп есть какая-то роль. Вот на прошлом форуме собирались политологи, неправительственные организации, занимающиеся вопросом безопасности, до этого встречались люди, занимающиеся вопросами евроинтеграции. Если аккумулировать все эти группы, то тогда можно надеться, что будет очень широкий резонанс. Конечно, одна группа не может сделать много, но каждый из нас может сделать чуточку, это звучит немножко идеалистично, но на самом деле это так.
- Каким вы видите будущее Южного Кавказа?
- Я надеюсь, что будет мир. И думаю, что здесь живут мудрые люди и мудрые политики, которым не хочется, чтобы здесь, на Кавказе, была война. Я надеюсь на мудрость и общества и политиков. Надеюсь, что через 5 лет Кавказ будет выглядеть намного лучше, чем сегодня.
Э.Рустамов