Азербайджанство не этническое, а национальное сознание
Исторически на территории Азербайджанского государства совместно с тюрками мирно проживали представители разных этносов и религий, что свидетельствует о культуре толерантности титульной нации.
Взаимоотношения государствообразующего этноса с малочисленными народами является одним из основных элементов совместного проживания в многонациональной стране. В корнях этих отношений лежат генетический код титульного народа, историческая память, характер, сформированный тысячелетиями на подсознательном уровне в соответствии с географическими условиями и ментальностью.
Азербайджанские тюрки открывались к мировым культурам и религиям, избегали грубого сопротивления современным требованиям и вызовам, что в свою очередь оставило следы в многогранной, богатой культуре народа. Азербайджанское общество не отталкивало народы, проживающие рядом как инородное тело, наоборот создавало все условия для комфортного проживания представителей разных культур. Толерантность азербайджанских (вообще тюркского этноса) тюрков позволяла им строить доверительные отношения с соседствующими с ними этносами.
Взаимоотношения титульной нации с малочисленными народами в составе единого государства является одним из основ составляющих столбы государственности. Их плавность и доверительность зависит от многих факторов – толерантности и терпимости титульной нации, его этнического и национального самосознания, условий создания государственности, геополитических процессов и т.д.
Исторически в Азербайджане неизвестны случаи нетерпимости или кровавых столкновений на национальной и религиозной почве между тюрками и этносами, исконно проживающими на этих землях или переселившимися сюда в результате разных процессов. Исключением является армяно-азербайджанский конфликт, спровоцированный агрессивным армянским шовинизмом.
Культура толерантности тюрков-азери, обуславливающая этническое многообразие Азербайджана, в этнической памяти малочисленных народов не сформировала ненависть и недоверие к титульному этносу.
Развал социалистической системы ознаменовался всплеском этнического сознания народов, населяющих бывшую империю. Агрессивный и воинственный армянский шовинизм не только оккупировал азербайджанские земли, но вместе со своими покровителями спровоцировав и поддержав этнический сепаратизм на юге и севере страны, пытался нарушить стабильность, разжечь противостояние между народами и создать опасность для государственности. Но манипулируемый извне лезгинский и талышский сепаратизм не завершился столкновением и ненавистью между титульным этносом и малочисленными народами.
Одним из важных обстоятельств сокрушения сепаратизма, как уже говорилось выше, является равноправное и уважительное отношение титульного этноса к народам, проживающим рядом, отсутствие политики агрессивной ассимиляции и притеснения. Поэтому психология меньшинства в подсознании этносов проживающих в этой географии не принимал явно выраженный и радикальный характер.
В настоящее время армянская пропаганда целенаправленно пытается разжечь недоверие и вражду среди малочисленных народов, проживающих в нашей стране к титульному народу и Азербайджанскому государству. Этим армянскому национализму необходимо дать оправдание нагорно-карабахскому сепаратизму и нарушить стабильность в Азербайджане.
Основной упор в этом делается на интерпретацию термина «азербайджанец», который специально для создания ложного представления преподносится как название и самоназвание этноса. Затем эта «находка» дает им «основание» заявлять, что исторически отсутствует этноним «азербайджанец» и тюрки-азери пришлые на эту территорию. Все малые народы есть «настоящие хозяева» этих земель, а тюрки-азери есть «оккупанты».
С другой стороны, азербайджанство преподносится как политика ассимиляции, что по причине непросвещенности (находясь под влиянием внешних факторов) или специально, отдельными представителями интеллигенции малочисленных народов воспринимается отрицательно.
Идентичное отношение к «азербайджанству» у азербайджанских тюрков носителей этнического сознания. Оба оппонента воспринимая «азербайджанство» как этническое сознание считают, что оно ущемляет их этническое чувство и сливает в массе других народов.
Подобное положение требует разъяснения термина «Азербайджанство», который является выражением национального государствообразующего сознания, а не этнического. То есть, «Азербайджанство» это надбазис, объединяющий под собой тюрков-азери, лезгин, талышей, курдов, русских, аварцев, евреев, татар и т.д. и т.п.
Тот, кто перерос из этнического самосознания или не задумывается над этим, на вопрос «Кто ты?» ответит «Азербайджанец». Но если его попросить уточнить его этническую принадлежность, то он скажет, что он «тюрок, талыш, лезгин и т.д». Опросы, проведенные Институтом археологии и этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана, свидетельствуют, что в регионах компактного проживания национальных меньшинств национальное самосознание – азербайджанство, государственность, глобальный подход к государственным проблемам превалирует. Наряду с этим сохраняется этническое самосознание и этническая память у малочисленных народов. Что в свою очередь подтверждает, что на подсознательном уровне они не подвергнуты ассимиляции и доказывает фальшивость претензий предъявляемых Азербайджану якобы о насильственной ассимиляции этносов, проживающих в стране. Этничность исторически оставила свои следы в названиях топонимов, родов, в культурных памятниках тюрков-азери, добавлялась к именам исключительно в положительных интонациях.
Формирование у наших граждан не этнического, а национального сознания как ведущего фактора происходит естественным путем, опираясь на исторические, культурные, религиозные, общественные и политические причины. Вынесение «азербайджанства» на первую ступень, вытесняя этническое начало на второй, результат как уже говорилось выше доверительного отношения между титульным этносом и малочисленными народами. При этом, национальное и этническое сознание существуют параллельно, не создавая конфликты между собой, поэтому в регионах совместного проживания разных этносов не возникают этническое противостояние.
В отличие от 90-х гг. Азербайджанское государство добилось не только экономической и политической стабильности, также приобрело геополитическое влияние. Одним из основных базисных требований, обуславливающих этот уровень, является предоставление всем гражданам страны равных прав в независимости от их религиозной, этнической, расовой принадлежности. Это в свою очередь усиливает доверие малочисленных народов, тесно участвующих в государственном строительстве, к титульному этносу и своему государству.
Подтверждением того, что государственность занимает ведущее место в сознании народов Азербайджана, является участие в конце прошлого века граждан страны в независимости от вероисповедания и этничности в военных действиях против армянских оккупантов. Особо нужно отметить, что исторически соседствующие с нами народы защищали эти земли вместе с тюрками-азери. Доверительные взаимоотношения народов Азербайджана уходят в века, поэтому агрессивный национализм, возникший в конце 80-х – начало 90-х гг., не получил поддержку среди большинства народа.
Общенациональный лидер Гейдар Алиев после долгих дебатов со специалистами счел правильным указание в Конституции страны название государствообразующего народа «Азербайджанцами», государственного языка «Азербайджанским», чем был нацелен на достижение доверия и единства между народами, проживающими в Азербайджане.
Предоставление тюркизму приоритета и государственного статуса в первые годы независимости Азербайджана усилило этническое сознание среди титульной нации, адекватно отразившись на малочисленных народах.
В государственном строительстве «Азербайджанство» переносит этничность на второй план, создавая основу для формирования национального сознания. Базирование государственной идеологии не на этнической, а на национальной идеологии –азербайджанства правильный выбор с точки зрения демократических принципов и обеспечения защиты прав человека. В противном случае выражение государствообразующего народа «тюрками» дало бы толчок росту национализма как среди титульной нации, также среди малочисленных народов, что в свою очередь спровоцировало бы трения между ними.
Гейдар Алиев, вознося национальное азербайджанское сознание на уровень государственной политики, создал систему его превращения в общественный фактор. «Азербайджанство» также удачно смогла превратиться в гражданскую идеологию заменяющую советский патриотизм.
Термин «Азербайджанство» еще раз свидетельствует, что ресурсы и земля принадлежат всем народам, расселяющих эту географию, и все граждане должны вложить свои усилия в развитие и защиту Азербайджанского государства.
Идея «Азербайджанство» наряду с налаживанием национальных отношений ускоряет процесс межнациональной интеграции, адаптации граждан в новый общественно-социальный строй, формирование гражданского общества и создает условия для его безболезненного развития. Очень важно, что «Азербайджанство» наряду с тем, что является национальным сознанием, составляющим одну из основ государства, не находится в конфронтации с этническим сознанием и не стремиться его вытеснению.
Указ Президента Азербайджана от 16 сентября 1992 г. «О защите прав и свобод, государственной поддержке развития языков и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике», последующие годы был дополнен действенностью.
Данный Указ предусматривает проведение мероприятий для изучения языка и литературы в районах компактного проживания малочисленных народов, трансляция по государственному радиовещательному каналу передач на лезгинском, талышском и курдском языках, издание СМИ, литературы на их языках и создание культурных центров.
Итак, Азербайджанское государство «в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики и Международного права создало условия для обеспечения права малочисленных народов на организацию и действие своих культурных и религиозных обществ».
Этот указ демонстрировал, что государство является гарантом национальных и религиозных прав своих граждан и содействует сохранению и развитию их этнических культур.
Гюльнара Инандж, директор Международного онлайн информационно-аналитического центра «Этноглобус»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора