«Независимость» с ереванской окраской, или О чем говорят факты и реальность - АНАЛИТИКА
Армения повсеместно старается расширить свою политическую деятельность вокруг оккупированных ею азербайджанских территорий.
То хочет использовать их как инструмент давления в переговорах с нашей страной, то добивается придания им статуса субъекта международного права.
В этих попытках самым неудачным было объявление Арменией «независимой» «Нагорно-Карабахской Республики» на оккупированных азербайджанских землях. На международной арене это сепаратистское образование представляется только в русском правописании. При этом армянских идеологов абсолютно не смущает то, что слово «нагорный» - это русское слово, а «Карабах» - азербайджанское (по-азербайджански «гара» - черный, бах - по-азерб. или «сад» или «судьба»).
В начале 90-х годов прошлого века Ереван с помощью остатков разваливающейся Советской Армии и заранее подготовленных полувоенных отрядов под руководством армянских генералов захватил территорию бывшей Нагорно-Карабахской Автономной области Азербайджана, а также прилегающие к ней 12,6 тысяч квадратных километров земли. В результате вместе с 4,4 тыс.кв.км земли НКАО Азербайджан потерял 20 процентов своей территории.
Потом идеологи армянских националистов утверждали, что азербайджанские земли заняли «силы самообороны» 100-тысячной армянской общины. А также абсурдное утверждение о том что, что занятые 12,6 тысяч квадратных километров бывшей автономии является «полосой безопасности» (?!)
Все эти годы Армения хочет убедить международное сообщество в законности своих действий. И все это выдается под соусом самоопределения нации. А контраргументы о том, что нация самоопределяется один раз, что Армения уже давно сделала, они и слышать не хотят.
Известно, что если каждая 100-тысячная община создала бы себе независимое государство, то в мире насчитывалось бы более 200 000 государств. Только на базе России этих «нагорнокарабахоподобных» государств, наверное, было бы около 250.
Кстати, в мире никогда не поощрялось создание государств с маленькой территорией. Это затрудняло бы торговлю, создавало препятствия на пути создания общей и богатой культуры, и требовались бы большие затраты на содержание бюрократического аппарата. Поэтому в мире всего несколько маленьких государств - за исключением островных. Да, в Европе существуют малые государства - франкоязычный Люксембург и немецкоязычный Лихтенштейн. Но они возникли не в результате захвата Францией и Германией провинций друг друга, а путем исторического развития.
Иное дело - Азербайджан, где на азербайджанских землях выкраивались армянские государственные образования.
В массовом порядке были изменены азербайджанские наименования населенных пунктов и географических местностей на армянские, причем не только на землях, находившихся под армянским управлением. И не только город Иреван стал Ереваном, озеро Гекча - Севаном, но и гора Агрыдаг стала Араратом. Хотя армянская сторона якобы придерживается принципа самоопределения народа, на самом деле в этих процессах не видно самого народа. В 1988-89 годах организовали несколько митингов в Ханкенди - и потом декорацию «народ» выбросили, как ненужную вещь. И на первый план вышли конкретные люди со своими политическими интересами. Даже руководителей искусственно созданной «НКР» стали назначать из чиновников Армении, и граждан дальнего зарубежья. Например, «президент» оккупированных азербайджанских земель, называемых «независимым Карабахом», Бако Саакян в 1997-1999 годах работал помощником министра внутренних дел и национальной безопасности Армении. А министром в то время был нынешний президент Армении Серж Саркисян. И в 1999 году Саакян был направлен в Карабах в качестве шефа органов безопасности.
Стало обычным делом также посылать сотрудников МИД Армении в руководство «внешней политики» «независимого Карабаха». Так, граждане Армении, чиновники МИД Армении Наира Мелкумян в 1997-2002 годах, Армен Мелкумян в 2004-2005 годах работали «министрами иностранных дел» на оккупированных Арменией азербайджанских территориях.
Привлекает внимание также судьба «премьер-министров» «Нагорно-Карабахской Республики». Так, бывший в 1992 году «премьер-министром», а в 2000-2005 году «председателем парламента» «независимого государства» Олег Есаян с 2006 года по сей день является послом Республки Армения в Беларуси.
Бывший «премьер-министром» в 1994-1998 году Леонард Петросян и до названных годов и после был министром правительства Армении.
«Премьер-министр» «НКР» в 1998-1999 годах Жирайр Погосян до этого был одним из руководителей управления по оперативным делам Армении.
«Министры обороны» «НКР» также были и остаются напрямую связанными с Арменией, в частности с ее Вооруженными силами.
Так, бывший «командующий армии обороны» «НКР» в 1993-1999 годах Самвел Бабаян в настоящее время является лидером партии «Дашник» Армении.
Работавший «министром обороны» в 1999-2007 годах Сейран Оганян до своего министерства был команданом 5 армии Вооруженных сил Армении на оккупированных территориях Азербайджана. Назначенный в 2007 году начальником Генштаба ВС Армении Оганян с 2008 года является министром обороны Армении.
Стоит напомнить, что Сейран Оганян является одним из организаторов и исполнителем Ходжалинской трагедии, когда в ночь на 26 февраля 1992 года были зверски убиты более тысячи человек в г.Ходжалы, где жили только азербайджанцы. В то время нынешний министр обороны Армении был командиром батальона 366-го полка разваливающейся Советской Армии, дислоцированного в г.Ханкенди.
Нынешний «министр обороны» «НКР» Мовсес Акопян до своего назначения «начальником Генштаба Армии обороны НКР» был советником министра обороны Армении.
Стоит напомнить, что нынешний «директор службы национальной безопасности НКР» Виктор Кочарян является свояком экс-президента Армении Роберта Кочаряна. Видимо, Р.Кочарян в бытность главы государства через своего члена семьи держал под личным контролем и шефа разведки, а ныне главы сепаратистов Бако Саакяна, и все структуры оккупированной территории.
Дальнейшая судьба «президентов» «НКР» Роберта Кочаряна и Аркадия Гукасяна полностью разрушает миф армянских идеологов о «независимости Нагорного Карабаха». Так, «президент» «независимого НК» Р.Кочарян в 1997 году назначается премьер-министром другого независимого государства - Армении (?!), а 1998 году избирается его президентом (?!). В тот период ряд политических кругов Армении указали на то, что по Конституции кандидатом в главы государства может быть только лицо, последние 10 лет постоянно проживающее на его территории. И Кочарян не отвечает этим требованиям. Но ни Центральная избирательная комиссия, ни правящая политическая элита не отреагировали на эти серьезные нарушения закона.
Другой «президент НКР» Аркадий Гукасян в 2008 году был назначен советником президента Армении.
Нигде в мире бывший глава независимого государства не может быть избран главой другого независимого государства. Нигде в мире госчиновник одного государства не может быть назначен главой правительства и министром другого государства.
Все это показывает, что никакой «независимости» «Нагорного Карабаха» не существует. Используя благоприятное отношение последней горбачевской власти СССР к ним, армянские националисты сперва постепенно вывели НКАО из-под контроля Азербайджана, а потом оккупировали ее. Управляя этой территорией своими законами, своими кадрами и превратив ее незаконно в один из своих областей.
Ныне в нагорно-карабахской части Азербайджана находятся регулярные части Вооруженных сил Армении. И армянские офицеры и солдаты, не вытерпев нечеловеческих условий и гонений, переходящие на азербайджанские позиции, предъявляют личные документы военнослужащих ВС Армении.
Сохранение до сих пор за администрированным центром марионеточной «НКР» название «Степанакерт» тоже совсем не логично.
И есть один ответ на естественный вопрос «почему при утверждении о привязанности армян к своим историческим корням, этому городу не возвращается его историческое наименование?».
Дело в том, что город основан в конце XVIII века карабахским Панах ханом под названием Ханкенди (перевод с азерб.: Ханское село). В 1923 году Ханкенди был выбран как административный центр искусственно созданной Нагорно-Карабахской Автономной области (НКАО). А в 1924 году, перечеркнув историю, город переименовали в честь большевистского лидера Степана Шаумяна, близкого друга коммунистических вождей Владимира Ленина и Иосифа Сталина.
Оккупировав азербайджанские территории, Армения наряду с пропагандой идей «независимости Карабаха» во всем мире, начала получать непосредственную и немалую экономическую выгоду с этих территорий. Сперва были ограблены бесхозные предприятия и личные дома. Потом были разрушены и вывезены в Армению стройсооружения, а также мраморные надгробия азербайджанских могил.
Сегодня экономика оккупированного Нагорного Карабаха полностью находится в руках деловых кругов Армении и зарубежной армянской диаспоры.
Ереванские олигархи совершают частые поездки в Ханкенди. Агдамские каменные карьеры, золотые прииски и лечебные минеральные воды Кяльбаджарского района, ценные породы деревьев Карабахских лесов - все вывозится в Армению, а оттуда для продажи в третьи страны.
Экономика как Армении, так и насильно привязанного к ней Нагорного Карабаха находится в плачевном состоянии. Ни о каком серьезном инвестировании, перестройке инфраструктуры, строительстве значимых предприятий с современной технологией не может быть и речи. Годовой бюджет «НКР» очень мизерный. На будущий год он предусмотрен объемом всего 150 млн долларов США.
Для сравнения - бюджет на 2010 год Нахчыванской Автономной области Азербайджанской Республики составит 400 млн. долларов США.
И это при том, что она находится в блокаде со стороны Армении и не имеет сухопутной границы с основной частью страны.
На будущий год суммарный бюджет 8 оккупированных районов Азербайджана составит 150 млн.долларов США. Он предусмотрен исключительно для содержания аппарата управления, образования, здравоохранения и культуры. А отдельный бюджет Госкомитета по работе с беженцами и вынужденными беженцами составит 230 млн американских долларов.
В бюджет «независимого» «НКР» ежегодно из Армении выделяются большие средства. Даже больше, чем бюджет большинства областей соседней страны. Только на будущий год для этой цели в бюджете Армении предусмотрено 31 млрд. драмов (примерно 80,5 млн. долларов США).
Хотя формально «НКР» имеет свою денежную единицу, но по всей территории на финансовые и банковские операции используется исключительно драмы (ден.единица) Армении.
Все официальные интернет-сайты «НКР» находятся в доменах Армении. Вся связь на оккупированных территориях осуществляются стационарными и мобильными компаниями Армении.
Оккупация Арменией Нагорно-Карабахского региона и территории, в три раза превышающей сам регион, превратила местное азербайджанское население в армию беженцев, а армянскую общину - в людей с правовой неопределенностью. Удостоверения личности, выдаваемые оккупационными властями, не признаются нигде, кроме самой зоны и Армении. Тоже самое касается аттестатов и дипломов, выдаваемых учебными заведениями.
Все более или менее значимые представители имеют паспорт гражданина Армении. Официальный Ереван объясняет это двойным гражданством. Но нет ответа на вопрос, почему же у них нет первого гражданства.
Один из вопросов, вызывающих интерес - это вопрос численности населения «НКР». По итогам переписи населения СССР в 1989 году в Нагорно-Карабахской Автономной области Азербайджанской ССР проживало 145,4 тыс. людей армянской национальности. А по информации из Ханкенди, согласно переписи населения численность жителей «НКР» в 2005 году составляла 137,3 тыс. армян и 6 азербайджанцев. Объективность этой информации вызывает большое сомнение, так как неизвестно, насколько методы переписи соответствовали международным нормам. Даже эта цифра вызывает ряд вопросов. Так, за 16 лет, прошедших после переписи, население должно было расти за счет природного роста. Также, по сведениям армянской прессы, за эти годы для постоянного жительства в Нагорный Карабах переехало немало армянских семей из-за рубежа. Вместо ожидаемых 200-220 тысяч человек называется численность в 13,7, которая тоже вызывает сомнение.
Значит, члены армянской общины, которые, по заявлениям армянских идеологов «боролись» за «независимость» Нагорного Карабаха, не захотели жить в этой самой «независимости» с ереванской окраской. И уезжают жить на постоянное жительство в другие страны, исключая Армению. Например, по данным Роскомстата, численность армянских жителей в Москве за последние 10 лет выросла с 0,5 миллиона до 1,1 миллиона человек.
Несмотря на дипломатические усилия, даже официальный Ереван не хочет признавать «независимость» отторгнутых от Азербайджана земель. Потому что, в реальности есть не независимость, а оккупация части территории одного государства соседним государством. Вышеперечисленные факты показывают, что эти территории управляются ереванскими кадрами, ереванскими методами и напрямую из Еревана.
Необходимость и эффективность же данного шага мало интересует нынешних армянских государственных руководителей, а в прошлом полевых командиров на азербайджанских территориях.
Но независимо от их желания и действия азербайджанский народ твердо намерен восстановить свою территориальную целостность, что не вызывает сомнений в мире. И шаги, предпринятые нашим государством, уже дают свои результаты и еще большие результаты не за горами.
Айдын Мирзазаде,
Депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики,
кандидат политических наук