Ильхам Алиев: «Сила Турции – это наша сила, так как мы братья»
БАКУ, 16 сен – 1NEWS.AZ
15 сентября после встречи Президента Ильхама Алиева и премьер-министра Турции Реджепа Тайиба Эрдогана во дворце «Чыраган» в Стамбуле состоялась церемония подписания «Совместной декларации о создании Совета стратегического сотрудничества на высоком уровне между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой».
Как сообщает 1news.az со ссылкой на официальный сайт Президента АР, документ подписали Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Турции Реджеп Тайиб Эрдоган.
После церемонии подписания Президент Ильхам Алиев и премьер-министр Реджеп Тайиб Эрдоган ответили на вопросы журналистов.
-Господин Президент, какую помощь Совет стратегического сотрудничества на высоком уровне может оказать урегулированию основной проблемы Азербайджана – нагорно-карабахского конфликта? Какую помощь, в целом, Азербайджан ожидает от тюркоязычных государств?
Ильхам Алиев: Конечно, армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт является постоянной темой переговоров между Турцией и Азербайджаном. Мы и сегодня провели с уважаемым господином премьер-министром широкий обмен мнениями по этой теме. Как вам известно, Турция всегда поддерживала правое дело Азербайджана, во все времена в различных формах прилагала большие усилия для восстановления территориальной целостности Азербайджана. Переговоры, которые ведутся сегодня по этому вопросу, должны привести к результату. А результат заключается в том, что признанная международным сообществом территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена. Нагорный Карабах – это исконная азербайджанская земля. На протяжении веков наш народ жил и творил на этой территории. Азербайджанцы изгнаны из этого региона. В Нагорном Карабахе и прилегающих к нему регионах не осталось ни одного азербайджанца. Все они подверглись политике этнической чистки. Все наши исторические, религиозные памятники разрушены армянами. Это – большая несправедливость. Этот шаг, противоречащий нормам международного права. Конечно, эта тема и в дальнейшем постоянно будет находиться на повестке дня в отношениях между Турцией и Азербайджаном.
Усиление Турции, ее превращение в крупное государство благодаря моему уважаемому другу, брату премьер-министру, делает сильнее и нас. Нынешняя Турция не та, что была десять лет назад. Турция – большое, могущественное государство. В Турции есть единство между народом и властью, и эти факторы оказывают позитивное влияние на регион. Не считаться с Турцией невозможно – ни в регионе, ни во всем мире. Сила Турции – это наша сила, так как мы братья. Это братство в нашей крови. Это братство переходит из поколения в поколение, и я уверен, что оно будет вечным. Поэтому усиление Турции само по себе проявляется как позитивный фактор в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Правительство Турции проводит в связи с этим конфликтом очень активную и гибкую политику. Я уверен, что эта политика будет иметь положительные результаты, и территориальная целостность Азербайджана будет восстановлена.
-Уважаемый премьер-министр! Какие связи содружество тюркоязычных государств планирует наладить с тюрками, компактно проживающими на территории других стран? Мой второй вопрос: Турция планирует провести церемонию в армянской церкви Акдамар, а Армения призывает бойкотировать ее. Как вы относитесь к этому?
Реджеп Тайиб Эрдоган: Конечно, нынешняя встреча тюркоязычных стран – это продолжение многолетних мероприятий. В этом году мы собрались вновь и, иншаллах, проявим решимость для того, чтобы, укрепив эту традицию, повести ее в будущее. Мы постараемся продолжить ее нашей работой, нацеленной на будущее, в частности, еще больше развивая отношения между Азербайджаном и Турцией. Как вам известно, в этом мероприятии участвуют также Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан. Мы хотим довести эту работу до грядущих поколений в другой форме, привести тюркский язык к такому уровню, чтобы мы могли говорить на нем между собой. Я люблю говорить открыто. Говоря между собой именно на тюркском, а не каком-либо другом языке, мы можем выполнить эту работу. Мы ждем, хотим этого. Чуть раньше мы с моим братом Ильхамом говорили об этом, сказали, что должны добиться этого. Я хочу, чтобы мы не только говорили об этом, но и реализовали это на деле.
Что касается вопроса об Акдамаре, то это по сути выражение нашего взгляда на мир. Как они относятся к нам в своей стране и каково наше отношение к ним? В настоящее время в нашей стране проживают граждане армянской национальности. Каково наше отношение к их религиозным памятникам? А как они относятся к нашим памятникам? До нашей власти ничего подобного не было. Впервые мы отремонтировали эту церковь. После ремонта разрешили раз в год проводить одну церемонию. Так же, как и в церкви Сюмела в Трабзоне. Это по сути выражение тюркской толерантности. Мы вправе ожидать такой же толерантности от представителей других вероисповеданий. Мы хотим, чтобы и они проявляли к нам такую же толерантность, такое же отношение. Думаю, что они не останутся безучастными к нашим делам и верю в это.
Мы сделали свое доброе дело и продемонстрировали толерантность в этом вопросе. Верю, что они тоже поймут это.
-Я вновь хочу вернуться к теме, связанной с Азербайджаном. Когда вы сообщите нам добрую весть об отмене виз? Каждый раз, когда вы встречаетесь, мы хотим услышать от вас какое-либо известие об этом. Но этот вопрос все еще не стоит на повестке дня. Интересно, может ли это быть связано с внутренними процессами в Азербайджане и можем ли мы говорить о том, что договор вновь выдвинет этот вопрос на повестку дня?
Ильхам Алиев: По этому вопросу постоянно проводятся консультации. Уверен, что они будут результативными. В прошлый раз я изложил свое мнение об этом и сказал, что данный вопрос должен пройти внутренние процедуры в Азербайджане. Соответствующие структуры, министерства, государственные структуры Азербайджана должны решить этот вопрос между собой. По завершении подготовительной работы этот вопрос, конечно же, будет включен в двустороннюю повестку дня и, уверен, найдет положительное решение.
Реджеп Тайиб Эрдоган: Вам и так известно, что у нас нет никаких проблем. Мой брат, иншаллах, в кратчайший срок решит этот вопрос. Не беспокойтесь.
Н.Е.