Приведет ли развитие событий в Ливии к международному военному вмешательству?
Самое нежелаемое развитие событий на Ближнем Востоке, в параде «арабских» неповиновений, произошло в Ливии.
В этой стране фактически началась гражданская война между сторонниками бессменного лидера и автора Зеленой книги Муаммара Каддафи и его объединившимися оппонентами. В ход пущена авиация и тяжелая техника. По некоторым данным более двух тысяч мирных граждан погибло, более двухсот тысяч вынуждены были покинуть страну, перейдя границу в не менее спокойные Египет и Тунис.
Используя пафосное и традиционное «мировая общественность внимательно следит за событиями в Ливии», подразумеваю о реакции западных стран к событиям в этой стране. С рядом резких замечаний выступили официальные представители США, Великобритании, некоторые страны-члены Европейского Союза. Наряду с ними события в этой стране осудил ряд арабских государств, Организация Исламской конференции. Мировое сообщество в открытую стало требовать ухода Каддафи и положить конец использования силы против своих граждан.
Позиция этих стран не ограничилась лишь жесткой риторикой. Словом Совет Безопасности ООН принял ряд санкций против Ливии, таких как эмбарго на поставку оружия, арест зарубежных счетов и запрет на въезд его официальных представителей Ливии в страны ООН. Кроме того, 1 марта 2011 года, Ливию исключили из Совета по правам человека ООН в которой она состояла с мая 2010 года: такая резолюция была принята впервые в истории этой организации. Ливия также исключена из Лиги Арабских Государств.
Однако как видно Западные страны не собираются ограничиваться лишь данными санкциями. США, не располагавшие на данный момент в Средиземном море кораблями для полномасштабного десанта или военно-воздушной операции, начали перебрасывать свои морские и воздушные военные силы к берегам Ливии. Из Красного моря в акваторию Средиземного моря двигается десантный корабль Kearsarge, на борту которого имеются несколько истребителей вертикального взлета и 700 бойцов морской пехоты.
Туда же направляется авианосец Enterprise, отложив выполнение возложенных на него задач, которые он должен был выполнять в Индийском океане. Пока США объясняет перемещение сил возможной необходимостью обеспечения таких задач как гарантия безопасности доставки гуманитарных грузов. Одновременно Великобритания приняла решение перебросить самолеты «Тайфун» королевских ВВС на свою военную базу на Кипре с целью блокирования воздушного пространства над Ливией.
Теоретически истребители могут быть задействованы в военной операции против Ливии, в случае если Египет даст разрешение на использование своего воздушного пространства. Однако такое разрешение в настоящий момент выглядит нереально, поскольку именно в Каире собирается Лига Арабских Государств, с целью воспротивиться возможной военной интервенции в Ливию.
Вопрос о создании зоны, закрытой для полетов в воздушном пространстве Ливии, обсуждается несколько дней. Этим самым предпринимается попытка ограничить возможности поддержки сухопутных войск сторонников Каддафи с воздуха против повстанцев.
Возможная военная операция со стороны мирового сообщества по отношению к Ливии затронута не случайно. Поскольку проходит широкое обсуждение о возможной гуманитарной интервенции в Ливию, с целью приостановить преступлений против человечества. США начали переговоры с членами НАТО о возможной военной операции в Ливии.
Цель, вне всякого сомнения гуманная и требует лишь одобрения и поощрения. Однако здесь возникает вопрос, в соответствии с какими нормами международного права данная интервенция будет проведена по отношению к суверенному государству, территориальную целостность которого признало все мировое сообщество?
Стоит отметить что, согласно международному праву, решение о применении военной силы находится исключительно в компетенции Совета Безопасности ООН. На данный момент, Совет Безопасности ООН какого-либо решения об использовании силы в Ливии не принимал. Вряд ли такое решение будет принято, поскольку этому будет противиться Россия и возможно Китай: два постоянных члена Совбеза ООН с правом на вето. Против военного вмешательства выступил и другой член Совета - Турция, которая также является членом Североатлантического военного альянса.
Однако даже если в этом вопросе будет найдено согласие между всеми постоянными и как минимум еще 4-мя непостоянными членами Совбеза ООН (поскольку для принятия решения в данном органе, необходимо 9 из 15 голосов, включая всех постоянных, то есть США, Россию, Францию, Великобританию, Китай) на этом проблема не будет решена. Устав ООН, не включает в себя меры, связанные с гуманитарной интервенцией.
В период создания этой организации основной уклон в значении коллективной безопасности объективно делался на предотвращении возможной агрессии одного государства по отношению к другому. Касаясь конкретного случая с Ливией, о какой-либо агрессии со стороны этой страны по отношению к другой, речь идти не может. Если говорить сугубо суровым юридическим языком, правительство Ливии использует данное ей исключительное право использования силы для восстановления порядка внутри страны.
В ближайшей истории известен пример военного вмешательства с целью гуманитарной интервенции без предъявления на то мандата Совета Безопасности ООН. В период с 24 марта по 10 июня 1999 года НАТО провела военную операцию против Югославии. Основная причина интервенции была указана как этническая чистка против албан в Косово со стороны сербов. НАТО, не получив на то санкции Совбеза ООН в одностороннем порядке начала операцию, которую ряд членов этого органа даже осудили и выдвинули на голосования для признания в качестве агрессии.
Однако, данное предложение собрало лишь голоса России, Китая и Намибии, поскольку остальные члены были сторонниками вмешательства. Самостоятельная гуманитарная интервенция НАТО, с последующим образованием в Косово, объявившего в одностороннем порядке свою независимость и признанного со стороны 65 стран государства, серьезно пошатнуло основные уставы международного права.
Очередное одностороннее вмешательства группы стран или же самого НАТО, может послужить объявлением о построении нового мирового порядка с элементами традиционной Вестфальской международной системы. Не случайно глава Пентагона Роберт Гейтс и глава объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен заявили об отсутствии в НАТО согласия о необходимости вооруженного вмешательства в Ливию.
Помимо этого, возможность военного вмешательства должна проходить лишь с согласия Совбеза ООН. По словам обоих военных официальных лиц, в случае военного вмешательства, данная акция «будет иметь свои, вторичные и третичные последствия, поэтому должна быть изучена очень внимательно».
Здесь сделан открытый намек на нежелательные последствия данного рода гуманитарной интервенции, которая может стать прецедентом, что даст возможность в перспективе разного рода акторам или группам акторов международной системы проводить операции под эгидой предотвращения «человеческой катастрофы».
Вне всякого сомнения, нужно как-то предотвращать огромные человеческие трагедии, которые происходили в Руанде или Сребреннице. Человечество не должно быть сторонним наблюдателем «чужой трагедии». Однако, одно зло в корне может породить другое. Гуманитарная интервенция может послужить поводом для неограниченного использования силы с целью реализации собственных интересов, на что положен запрет современной системой международных отношений, запрещающая всякого рода использования силы.
Каково же возможное решение данной проблемы? Что можно сделать. Чтобы найти выход из правового парадокса? ОДно из возможных решений - это «легализация» использования силы с целью гуманитарной интервенции, правила которой будут четко расписаны и прерогатива решения которой будет отдана ООН. Конечно, данный вопрос не стоит на повестке дня, однако как видео на примере Ливии, где происходит очередная трагедия, нужно иметь ясное представление как должно мировое сообщество себя вести в данном случае. Иначе нас может ожидать еще большая катастрофа, усиливающаяся под воздействием процесса современной глобализации, которую будет нелегко преодолеть.
Доц. Др. Ровшан Ибрагимов
Заведующий кафедрой Международных Отношений
Университет Гавгаз
Приглашенный научный сотрудник Университета Джорджа Майсона/Вашингтон