Азербайджанский дирижер выступил в Минском театре оперы и балета
С большим успехом прошел на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь очередной показ оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй».
Впервые поставленный в Беларуси в 1953 году и восстановленный в 1965-м этот спектакль повидал многих исполнителей главных вокальных партий, но не часто доверял руководство оркестром приглашенным музыкантам.
Спектакль, которым в этот раз дирижировал Я.Адыгезалов, получился праздничным и впечатляющим. И не только для публики, но и для профессионалов, ставших в тот вечер его партнерами. Для недавно гастролировавшей в Баку заслуженной артистки Беларуси Нины Шарубиной (Чио-Чио-сан), народного артиста Беларуси Сергея Франковского (Пинкертон), народного артиста Беларуси Владимира Петрова (Шарплес) и Марины Асенцовой (Сузуки).
Широко оповещая о предстоящем участии Ялчина Адыгезалова в качестве дирижера итальянской оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, минская пресса уделила большое внимание персоне азербайджанского маэстро, и в разных изданиях оказались опубликованными факты его творческой биографии, а также интервью с ним.
Впервые белорусская публика познакомилась с заслуженным артистом Азербайджана профессором Ялчином Адыгезаловым в декабре 2010 года на первом Минском международном рождественском оперном форуме, когда под управлением маэстро с большим успехом прошла опера Джакомо Пуччини «Тоска».
Ныне газеты, журналы, сайты Минска с удовольствием рассказывают о том, что участвующий в спектакле национальной оперы Ялчин Адыгезалов - представитель третьего поколения известной в Азербайджане музыкальной династии, выпускник Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибейли, а также Санкт-Петербургской государственной консерватории, где занимался в классе профессора Ильи Мусина. Более того, по окончании занятий по классу дирижирования под руководством профессора Карла Эстеррайхера в Венской академии музыки и изобразительного искусства Ялчин стал обладателем степени магистра.
Удостоен Ялчин Адыгезалов и национальных наград, учрежденных в Азербайджане. Он имеет звание «Лучший дирижер года», обладает почетной ученой степенью и наградами Государственной консерватории Санкт-Петербурга. А еще возглавляет кафедру Оперно-симфонического дирижирования в Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли.
Ялчин Адыгезалов возглавлял симфонические оркестры в театрах оперы и балета Стамбула (Турция), России (Московский театр «Геликон-опера»), участвовал в Зальцбургском фестивале (Австрия). В 2003 году совместно с режиссером Д.Бертманом поставил оперу «Князь Игорь» А.Бородина, открывшую Международный оперный фестиваль в Аспендосе (Турция).
Маэстро Адыгезалов выступал с выдающимися солистами, среди которых Мстислав Ростропович, Николай Петров, Борис Березовский, Иван Монигетти, Дмитрий Коган, С.Стадлер, Ф.Галати, И.Бирет и многие другие.
Совместно с Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, с Оркестром радио и телевидения России и Государственным симфоническим оркестром Азербайджана Ялчин Адыгезалов записал одиннадцать компакт-дисков, которые выпущены в США, Турции, России и Англии (OLIMPIA).
На вопрос о своем отношении к опере «Мадам Баттерфляй» маэстро сказал: «Пуччини всегда был мне близок по духу. У этой партитуры, как и всего спектакля, своя непростая судьба. «Мадам Баттерфляй», на мой взгляд, один из наиболее утонченных и интимных опусов композитора. Одновременно это один из самых сложных в психологическом плане материалов для музыканта.
Возможно, именно по этой причине премьера в 1904 году в Ла Скала скандально провалилась, а газетные критики были беспощадны. Обескураженный и подавленный Пуччини даже отменил второе, запланированное, исполнение оперы в Ла Скала, хотя это означало уплату значительной суммы неустойки.
Зато, когда три с половиной месяца спустя автор представил новую версию исправленной партитуры со значительными изменениями, исполненная оркестром под управлением Артуро Тосканини, она имела огромный успех.
Уже в первом действии публика потребовала повторения на бис дуэта Пинкертона и Шарплеса. Далее еще четыре номера оперы были исполнены на бис, и после каждого из них - совершенно в итальянской манере - композитор выходил на сцену, чтобы вместе с певцами поблагодарить публику поклоном за признание. Так начиналось триумфальное шествие «Мадам Баттерфляй» («Чио- Чио- сан») по оперным сценам мира.
Этот рассказ маэстро явно увеличил интерес публики к исполненной в эти дни великой музыке. Зал, да и артисты оркестра высказали своим исполнением благодарность маэстро не просто за творческую интерпретацию партитуры, но и за трогательное проникновение в композиторский шедевр, за чуткий аккомпанемент вокалистам со стороны мастера, у которого каждое исполняемое произведение становится предметом личного поклонения.
Галина МИКЕЛАДЗЕ