«Вся президентская рать»: Новая Турция в шаге от выборов «суперпрезидента» | 1news.az | Новости
Точка зрения

«Вся президентская рать»: Новая Турция в шаге от выборов «суперпрезидента»

16:50 - 13 / 06 / 2018
«Вся президентская рать»: Новая Турция в шаге от выборов «суперпрезидента»

«Турция уже не та, что прежде, теперь есть новая Турция» – президенту Эрдогану, выбравшему этот лозунг для своей предвыборной кампании, уже совсем недолго осталось ждать, доверит ли ему снова турецкий народ стать у руля власти.

Неудивительно, что в преддверии «критического момента», когда в руках главы государства сконцентрируется почти абсолютная власть, на турецкой внутриполитической арене царит некоторая напряженность.

Передать практически всю полноту власти в руки одного человека, которого с легкой руки какого-то остряка турки уже называют «суперпрезидентом», диктует реформированная Конституция, по которой Турция переходит от парламентской системы правления к президентской.

Двойные выборы

Основной закон страны был обновлен на референдуме 2017 года, вся интрига которого состояла в том, что избирателям предлагалось только два варианта ответа на весь пакет поправок, а не на каждую по отдельности.

Конституционные изменения, предполагая упразднение поста премьера, значительно расширяют полномочия президента, предоставляя ему право назначать вице-президента, министров, часть членов Коллегии судей и прокуроров, подписания указов без предварительного одобрения парламента, объявлять чрезвычайное положение в стране, инициировать референдумы, а также сохранять свою партийную принадлежность, что немаловажно для турецкой политической системы.

Вместе с тем, вводится механизм парламентского контроля за деятельностью президента – Великое национальное собрание, число депутатов в котором увеличивается с 550 до 600 со снижением возрастного ценза кандидатов с 25 до 18 лет, сможет контролировать работу правительства через запросы к вице-президенту, которые могут направляться посредством инициирования процедуры парламентского расследования.

Оно может быть инициировано и в отношении президента, для чего требуется одобрение тремя пятыми состава парламента, столько же голосов нужно для принятия решения о внеочередных  выборах.

Срок конституционных полномочий парламента и президента составит пять лет, а глава государства сможет занимать свой пост не более двух раз подряд. Но если парламент принимает решение о перевыборах в ходе второго президентского срока главы государства, то действующий президент вправе баллотироваться на этот пост еще один раз. Кандидатов в президенты могут выдвигать фракции политических партий, которые в одиночку или в рамках коалиции преодолели на последних парламентских выборах 5-процентный избирательный барьер, либо лица, сумевшие заручиться поддержкой 100 тысяч избирателей.

Если решение о проведении внеочередных выборов принимает глава государства, то парламентские и президентские выборы также проводятся в один и тот же день.

При всем интересе к предстоящим 24 июня парламентским выборам, основное внимание как Турции, так и всего мира, приковано, конечно же, к президентским. Градус напряженности в этой связи повышает и факт того, что на высший пост в стране, наряду с действующим  президентом, претендуют кандидаты от оппозиционных партий.

Главная сила, способная составить серьезную конкуренцию Эрдогану – это, безусловно, старейшая и крупнейшая в стране Народно-Республиканская партия (Cumhuriyet Halk Partisi - CHP). Вопреки устоявшейся традиции, турецкая «ana muhalefet» выдвинула кандидатом не своего лидера Кемаля Кылычдароглу. И даже, несмотря на то, что его «брал на слабо» сам Эрдоган: «Уважаемый Кылычдароглу, зачем вам искать кого-то? Почему бы вам самому не баллотироваться?» – CHP выдвинула на выборы совсем другого кандидата.

И поступила весьма разумно, потому что при всем своем богатейшем политическом опыте Кылычдароглу лишен того, чем обладает его…

Однопартиец

Притягательность, харизма и обаяние – именно этим отличается Мухаррем Индже, кандидат народно-республиканцев, председатель парламентской группы CHP, депутат от провинции Ялова.

В Турции его характеризуют как смелого и яркого политика. Индже, если можно так сказать - мастер «визуального эффекта», его выступления отличаются частой жестикуляцией и выразительной мимикой, причем со стороны это выглядит совершенно естественно и ненаигранно.

Бывший физик Индже в ораторских способностях не уступает самому Эрдогану - прекрасно владея словом, он обладает удивительной способностью убеждать.

«Индже так заговорит, что и врага превратит в друга», - шутят в Турции.

Выступая на публике, он не стоит на одном месте, а больше ходит по импровизированной сцене, часто склоняясь к слушателям, заглядывая им в глаза и воодушевленно делая селфи, иногда может подойти к кому-то и спросить о здоровье, делах.

Он, кстати, как и Эрдоган, тонко чувствует настроение конкретной аудитории, знает, что именно люди хотят услышать в данный момент, и хорошо этим пользуется.

«Считайте, что я ваш друг и брат. Верьте мне. Вместе мы напишем нашу будущую историю. Я стану президентом 80 миллионов - турок и курдов, алевитов и суннитов, всех правых и левых. Я стану президентом каждого из вас», - говорит он, и его сторонники – пока около 20 процентов электората - беспрерывно аплодируют ему, скандируя «Индже. Индже»

«Выходя в народ», Мухаррем Индже не строит из себя «важного и недоступного депутата», напротив, он как бы становится «своим» для простых людей, не чураясь того, чтобы, например, самозабвенно спеть с ними türkü (народную песню)  или станцевать обожаемый турками Zeybek.

Закалившийся в политических баталиях, Мухаррем Индже, в соответствии с основной линией представляемой им партии, придерживается светских взглядов.

Он отличается яростной и непримиримой позицией в отношении президента Эрдогана, и чувство это взаимно. Именно Мухаррема Индже чаще всего выбирает Эрдоган в качестве объекта критики в своих предвыборных речах, говоря о нем больше и резче, чем о других своих соперниках на выборах.

Последние взаимные обвинения уже привели к тому, что Индже подал на Эрдогана в суд, требуя от него 100 тысяч турецких лир за «клевету и оскорбление», и теперь в экспертных кругах Турции «гадают», когда состоится и чем закончится громкий процесс.

«Ашина»

Бунтарский характер, решительность и непоколебимая уверенность в себе – Мерал Акшенер неспроста называют «турецкой железной леди».

Бывший министр внутренних дел и депутат парламента, лидер ею же основанной и на сегодня самой молодой серьезной политической силы в стране с простым и добрым названием İyi Parti («Хорошая партия»), которая по популярности уже приближается к CHP – Мерал Акшенер первой бросила вызов Эрдогану, выступив против предоставления президенту широких полномочий, упразднение которых – часть ее предвыборной программы.

Только один пример, как нельзя лучше характеризующий новую звезду на политическом небосклоне Турции. Когда осенью прошлого года Акшенер объявила о создании своей партии, и ее сторонники начали скандировать: «Meral başbakan! (Мерал – премьер!)», она громко и выразительно парировала: «Başbakan değil, Cumhurbaşkanı! (Не премьер, Президент!)».

Крайне скупая на жесты и мимику, в своих речах она больше упирает на интонационный окрас. Большинство ее остроумных, зачастую саркастических заявлений в Турции уже разобрали на цитаты.

«Не стоит меня отговаривать и предостерегать от черного пиара - Эрдоган ни за что не потерпит, чтобы потом говорили, что он испугался  женщины.

Я стану президентом, стану всем для всех. Другого не дано - Турция станет Хорошей!» - говорит она, и внутренняя уверенность Акшенер передается ее единомышленникам, которые на сегодня составляют около 18 процентов турецкого электората. При организации предвыборных поездок она отказывается от бизнес-класса, предпочитая эконом, как бы подчеркивая этим близость к простым избирателям.

Ее часто сравнивают с другой «леди» турецкой политики – Тансу Чиллер, но если та при своей железной воле на политической арене выглядела мягкой, улыбчивой и спокойной, Акшенер, напротив - жесткая, резкая и категоричная. Может, поэтому иногда ее называют «Ашина» - по названию древнего тюркского рода, прародительницей которого, по преданию, была волчица.

«Вечный кандидат»

Сопредседатель прокурдской Демократической партии народов (Halkların Demokratik Partisi – HDP), Селахаттин Демирташ, пожалуй, больше и дольше остальных современных политиков томился в заключении. Он и сейчас вместе с другим сопредседателем партии Фиген Юксекдаг и еще несколькими сторонниками находится под стражей по подозрению в связях с признанной террористической Рабочей партией Курдистана, более известной по аббревиатуре PKK.

Придерживаясь крайне одиозных взглядов и непримиримой позиции к действующей власти, амбициозный Демирташ любит эпатировать публику «громкими» заявлениями. К примеру, он один из редких турецких политиков, называющих события 1915 года в Османской империи «геноцидом армян», за что пользуется нескрываемой симпатией и широкой поддержкой турецких армян, что в принципе может сыграть ему на руку на предстоящих выборах.

Всего лишь предположение, но в выступлениях и жестах Демирташа проскальзывает некое подражательство президенту Эрдогану. Так же как и Эрдоган, он часто вскидывает руку в приветственном жесте, или использует в своих выступлениях крайне жесткие выражения. Как-то прямо в парламенте он, говоря о давлении на свою партию, использовал словосочетание «тотальный фашизм» - тот же термин время от времени использует турецкий президент, но исключительно говоря о действиях внешних сил, которые считает для Турции недружественными.

Составную часть предвыборной платформы Демирташа, по утверждению его сторонников, составляет возобновление турецко-курдского мирного процесса, который, кстати начал не кто иной, как Эрдоган.

Предвыборные агитационные ролики Демирташ, скорее всего, будет снимать в тюрьме. «Миллионы людей пойдут по домам, чтобы провести президентскую кампанию – не для меня, а для народа, свободы и демократии. Свобода народа важнее моей свободы», - говорит Демирташ, хотя турецкие аналитики не верят в его «оглушительный» успех на выборах.

Может, поэтому Демирташа в Турции называют «вечным кандидатом».

«Не он, так я»

Широко распахнутые руки, очки и борода – самый пожилой претендент на президентский пост, кандидат от Saadet Partisi («Партия счастья»), консерватор Темель Карамоллаоглу, возможно, намеренно делает ставку на образ «мудрого старца».

Может поэтому, а может, из-за скудости и неоднозначности предвыборной программы, в Турции крайне низко оценивают шансы Темеля Карамоллаоглу на победу в выборах – его  популярность среди электората не превышает скромных 3-х процентов.

В своих речах Карамоллаоглу в основном, критикует экономическую политику правительства, часто выступая с неоднозначными и несколько странными заявлениями. В качестве примера можно привести призыв Карамоллаоглу к иностранным компаниям отказаться от инвестирования турецкой экономики.

Или, например, относительно недавно он предложил властям остановить мега-проекты - строительство моста «Чанаккале» и судоходного канала в Стамбуле, поскольку все это, по его мнению, «коррупция и расточительство», которое не приведет к развитию Турции:

«Если вы скажете: «Пусть это правительство останется», сможете ли потом все исправить? Лично я в этом сомневаюсь. Политика властей – это сплошная ошибка. Поэтому у нас кризис, единственным выходом из которого является новая политика».

Интересный момент: задолго до того как был объявлен итоговый список кандидатов на президентских выборах, в Турции широко обсуждали вероятность выдвижения единого кандидата от оппозиции. Многие видели на этой позиции бывшего президента Абдуллы Гюля, который с некоторых пор стал в оппозицию к Эрдогану. Сам экс-президент крайне прохладно отнесся к этой идее, но именно Карамоллаоглу активно пытался уговорить его баллотироваться.

После того как Абдулла Гюль категорически отказался выдвигаться, Темель Карамоллаоглу «вынужден был» сделать это сам.

«Перинчек против…»

Лидер Партии Родины (Vatan partisi) Догу Перинчек – многоопытный и известный в Турции политик. Тем не менее, по какой-то неведомой причине  он ни разу не был избран в парламент страны, хотя с 1990-х годов возглавлял несколько партий левого толка.

Наибольшую известность ему принесла многолетняя судебная тяжба «Перинчек против Швейцарии» и трудно доставшаяся, но громкая победа. Активный противник признания так называемого «геноцида армян», Перинчек, будучи в Швейцарии, назвал претензии армян большой международной ложью, из-за чего местный суд, обвинив его в «расовой дискриминации» приговорил к штрафу в размере 3 000 швейцарских франков и 90 суткам тюрьмы. Впоследствии Европейский суд по правам человека признал решение швейцарских властей незаконным из-за нарушения права Перинчека на свободу выражения.

Будущее своей страны Перинчек, оправдывая свое имя (с турецкого «doğu» переводится как «восток») видит исключительно в сотрудничестве с регионом Евразии. Одну из основ его политических взглядов составляет сближение Турции с Россией.

Доброе отношение к России Перинчек сумел привить и своему сыну Мехмету – профессору истории, прекрасно владеющим русским языком и в ходе работы над одной из своих книг некоторое время проработавшим в российских архивах.

Догу Перинчека связывают теплые отношения с известным российским общественным деятелем и политологом Александром Дугиным.

Перинчек неоднократно призывал Анкару отдалиться от Запада, в частности, от США, постоянные угрозы в адрес Ирана которых, по его убеждению, направлены и в адрес Турции тоже.

«Если я стану президентом, американские самолеты улетят с авиабазы Инджирлик домой», - заявляет он, агитируя за выход Турции из НАТО, в котором она состоит с 1953 года, и при каждом удобном случае напоминая об относительно недавнем скандале, когда на учениях Альянса портреты Ататюрка и Эрдогана были выставлены в качестве боевой мишени.

Вместе с тем, Перинчек настаивает на возвращении Турции к парламентаризму, что, по его словам, и собирается сделать в первую очередь в случае своего избрания президентом.

«Всем наперекор»

И, наконец, кандидат, шансы которого оцениваются наиболее высоко - Реджеп Тайир Эрдоган, действующий президент Турции и лидер правящей Партии справедливости и развития (Adalet ve Kalkınma Partisi, или просто AKP).

При всей вероятности сюрпризов, подавляющее большинство турецких аналитиков предрекают Эрдогану, имеющему богатый опыт успешного участия в выборах, победу и по результатам предстоящего голосования.

Ко всему прочему, это обусловлено еще и поддержкой крупной оппозиционной Партии националистического движения (Milliyetçi Hareket Partisi - MHP), возглавляемой одним из старейших турецких политиков Девлетом Бахчели.

Однако решающим фактором здесь, конечно, является личность самого Эрдогана, популярность которого в народе сравнима разве что с популярностью самого Ататюрка – хочет кто-то этого или нет, но именно их имена сегодня - символы новой и новейшей истории Турции. Потому что именно при них Турция после развала Османской империи достигла наивысшего могущества и развития, став одним из ведущих игроков на мировой арене.

Сильный и амбициозный политик, искусный оратор, Эрдоган обладает уникальным талантом - как в залах заседаний, так и на улице, выступая перед многотысячной толпой, он с первой же минуты полностью завладевает вниманием людей, буквально «вынуждая» их согласиться с его порою крайне резкими заявлениями. Так же, как и категоричных выражений, он не чурается жестких действий - чего стоят военные операции в Сирии и Ираке. Правда, из-за всего этого он за все время правления успел «нажить» немало противников.

«Я прекрасно знаю, что раздражаю Запад. Уйди я, и они от радости распишут руки хной. А мне все равно, главное – меня любит турецкий народ», - заявляет Эрдоган, и в этом есть большая доля правды.

«Можете любить нашего Реджепа или нет, ясно одно: вы никогда не останетесь к нему равнодушны. Он у нас delikanlı (неукротимый)», - часто, посмеиваясь, говорят гостям завсегдатаи турецких кофейен…

Даже практически равное разделение голосов на конституционном референдуме, судьбу которого решил мизерный перевес, даже после нешуточных финансово-экономических проблем, с которыми Турция столкнулась в последнее время, рейтинг Эрдогана продолжает оставаться высоким – на уровне 50 процентов, что само по себе может обеспечить его неоспоримую победу уже в первом туре голосования.

Что касается оппозиции, то аналитики допускают высокую вероятность того, что в случае второго тура выборов некоторые партии могут, объединившись, выступить единой коалицией, и вот уже тогда Эрдоган действительно столкнется с очень серьезной конкуренцией.

Таким образом, расклад политических сил перед выборами в Турции получился очень даже интригующим. Но, как бы то ни было, решать, оставить Эрдогана на очередной срок или сказать «evet» новому президенту, будет турецкий народ.

Ждать осталось совсем недолго.

Ф.Багирова

P.S. В следующей статье мы расскажем о перспективах партий на парламентских выборах.

Поделиться:
11220

Последние новости

Все новости

1news TV