Эмиль Меджидов о шансе на настоящую историю Азербайджана...
Убежден, что мировая история, как наука, находится на границе перехода. Фундаментальных изменений.
Конечно, скорее всего, они будут происходить постепенно, незаметно для глаза. Инерция мышления, консерватизм науки и образования, как общественных институтов, не дадут произойти революции в исторической науке, в одночасье.
Хотя, для нее, есть все предпосылки.
История, как мы ее знаем, в особенности, древняя история – слепая хромая старая проститутка. Из обрывков мифов, хроник, артефактов, религиозных книг, сначала монахами средневековых орденов, потом придворными историками, позже действующими и бывшими офицерами имперских армий, была слеплен монстр франкенштейна мировой истории. И, если, новая история, претендует на относительно высокий уровень документированности и доказательности, то древнюю историю, даже, наукой, можно назвать, с очень большой натяжкой. У этого есть обьективные и субьективные причины. Отсталость технологий оценки археологических находок в прошлые века, отрывочность древних исторических источников, их относительная и иногда сомнительная обьективность, часто, отсутствие достаточных ресурсов у историков, большое количество подлогов и подделок, принимаемых честными историками за чистую монету. А с другой стороны, любая династия, политический режим, демократический ли, теократический ли, переиначивал и манипулировал историей столько раз, что, истина потонула в ней, как в болоте, очень и очень давно. Сколько исторических свидетельств пылятся в закрытых архивах столиц бывших европейских империй, церквей и в частных коллекциях? Сколько было уничтожено, по примеру статуй Будды или Пальмиры, варварами, прикрывающимися политическими и религиозными идеологиями?
Так, почему есть шанс, что, что то поменяется сейчас?
Причин несколько.
Первая. Вот уже 20 лет, целый ряд организаций, в основном, американских, самая известная из них, Нашнл Джеографик, собирают по всему миру образцы ДНК. По ним, кроме всего остального (не будем, о всяких ЦРУ и ФБР), определяется происхождение человека, ареал обитания его предков, их миграции, скрещивания и т.п. Процесс сбора информации еще идет, но уже сейчас ясно, что классическая история Европы, Ближнего Востока и Азии, как нас с вами учили в школе, с получаемой в рамках исследования информацией не совместимы.
У наций (и, в некоторой степени, даже, рас), практически отсутствуют генетические границы. Весь Евразийский континент – большой генетический котел. У среднего «белого» человека, практически, гарантировано, сибирские, азиатские, ближневосточные предки. У большинства, все вышеперечисленные, в той или иной степени. У многих, африканские.
Да, у «национальностей» есть характерный для них набор микромутаций (именно по ним отслеживаются генеалогии). Но, ни у одной, они не уникальны, и, не стандартны. Как фигурки лего, одни и те же кубики, но, собранные по разному.
Кроме очевидного развала всяких нацистских и расистских теорий, это, неизбежно, приведет к пересмотру мифов и официальных версий о происхождении практически всех народов мира. Насколько я понимаю, американцы, пока эту информацию придерживают, выдают по кускам, но, очертания картины исторических человеческих миграций уже видны. Европа и Евразия в генетическом смысле выглядят как море, с несколькими основными, и рядом побочных волн миграций из Поволжья и Центральной Азии на Запад. И, относительно небольшим числом обратных «волн», с Запада на Восток, которые являются, скорее, исключением из правил.
Практически все «белые» люди – потомки евразийских степных народов. Причем, ирландец (имеется в виду распространенный ирландский генотип) – генетически ближе к башкиру, чем, например, к немцу.
Вторая. Информационные технологии, современные инструменты обработки данных, Гугл, дают возможности для поиска и анализа информации, которые даже не снились 30 лет назад. С помощью доступных и недорогих онлайн инструментов, можно проводит сравнительный языковой анализ, сравнивать источники, получать практически мгновенный перевод текстов, как научных статей, так и самих изучаемых материалов. Все это делает исторические исследования доступными для широкой публики, отнимает монополию на знания у «заслуженных», официальных историков, носителей замшелых концепций, дает совершенно другие возможности молодым и амбициозным. Возможность сравнивать языки с помощью поисковых систем, алгоритмов и программ (Искусственного Интеллекта, как сейчас модно говорить) уже сейчас разьедает основы одного из столпов классической исторической науки – разделения народов на языковые семьи. Оказывается, большая часть основного словарного фонда Алтайской группы языков и Индоевропейской – совпадают. Их разделение – отголосок времен европейского расизма и империализма. Политическое, в большей степени, чем научное. Санскрит, «синтетический», как его часто называют, древний язык, содержит в себе столько же «тюркизмов», сколько и «иранизмов». Просто инструментом исследования, до недавнего времени был человек, и находил Он, то, что искал, игнорируя при том то, что не интересно, или не выгодно. Компьютер, так не делает.
По видимому, уже не далек день, когда с помощью ИИ, будет создана программа, которая позволит нам «регрессировать» этнические языки до их древнего состояния. Воссоздаст общечеловеческий язык времен Вавилонской Башни, сомнений, в существовании которого, остается, все меньше и меньше.
Третья причина – развитие археологии в технологическом смысле: радиологический анализ артефактов, позволяет «подчистить» ошибки прошлого, неточности в датировках, месте происхождения, технологии производства и т.п. С помощью современной химической аналитики, мы, все больше узнаем про быт древних. Чем они питались, во что одевались, как жили и, от чего умирали.
Накапливающаяся, в данный момент, новая историческая информация неизбежно прорвет плотину лжи, и, часто, безразличия, которой окружена древняя история.
Между тем, она, история, важна. В ней, подобно ДНК коду, зашито и запрограммировано будущее. Как в тебризском ковровом узоре, нить, тянущаяся из прошлого, имеет шанс превратиться в несколько узоров, элементов в будущем, но, не может убежать далеко от своего корня, не оборвавшись.
Вышеописанные тенденции вдвойне важны для нас. В силу обстоятельств, мы оказались одним из народов, более других потерявших в процессе «написания» классической исторической концепции. Оказались на «неправильной» стороне. Кроме того, разделенность народа, долгое существование в рамках империи, нечестный сосед, активно и систематично занимающийся историческими фальсификациями, на государственном уровне, усугубили проблему.
В 21-й век, мы, вошли с отсутствием ясной и стройной исторической концепции, как в смысле компонента национальной идеологии, так, и, науки, и, школьной программы.
Существующие сегодня пособия и учебники, в массе своей, можно рассматривать, в лучшем случае, как материал для подготовки будущих, хороших книг и инструментов, включая онлайн ресурсы. Даже, в историографии средних веков существуют провалы и черные пятна без адекватных ответов. Династии, государственные образования, важные исторические события, описываются одной и той же, повторяющейся строчкой ни о чем, во всех учебниках, от школьных до академических.
Древняя история нашей страны, в принципе, еще не написана. Мантра про «Манну, после которой была Мидия, после которой была Атропатена», набила оскомину, и, практически, ничего не обьясняет, ни про происхождение государственности, ни про народ нашей страны. Роль еще более древних, и, не менее важных для поиска наших корней государственных образований, например, страны Саков, Сакасены, существовавшей на северо западе Азербайджана 3 тысячи лет назад, вообще, никак не проясняется. Маги, касы, апии, кутии и другие древние племена, ставшие кирпичиками в этногенезе народа – упоминаются одной строкой, в общем списке.
Первый Тюркский каганат, «Хазарский» период, противостояние между ним, и, расширяющимся Халифатом, продолжавшееся почти столетие, сложные, но интересные отношения с Грузией времен Царицы Тамары, противостояние династий Белого и Черного Барана и отношения с лингвистически и культурно идентичной Восточной Анатолией, краткое нахождение в Османской Империи. И еще много темных пятен, и, не раскрытых тем.
Наша история – как книга с вырванными страницами.
И это, только часть проблемы.
Еще, в силу того, что наша историческая наука – выкидыш советской исторической школы, в ней до сих прячется немало марксистско-ленинизма и классовой борьбы. Бабек, например – освободитель бедных от богатых и злых исламских завоевателей. То есть сразу, и коммунист, и атеист. Даже, ходил в красном коммунистическом цвете.
Мы о нем не знаем практически ничего, кроме советского комикса, пропагандистского листка, который нам выдали за историю. Хотя, он, действительно, около 20 лет реально и эффективно сопротивлялся намного более могущественному и богатому Халифату.
Еще одной методической задачей, проблемой определения предмета является география. Северный (независимый) Азербайджан – по идее, именно его историю мы должны изучать. А все остальное, постольку, поскольку пересекается с этой территорией и событиями, происходившими здесь.
Но.
Это практически невозможно. Современный независимый Азербайджан – только часть исторического ареала, включающего в себя, в узком смысле: территории обеих Азербайджанов, Армении, Восточной Анатолии, Северного Ирака, части Дагестана и Грузии, а в широком смысле весь Каспийский и Кавказский регионы, в которых судьбы народов, племен, государств, религий и культур крайне переплетены. Мы не Япония, и не Британия, не остров, и без знания истории региона, история Азербайджана, опять-таки, не только не полноценна, но и просто неизучаема.
Я уже говорю, про отсутствие полноценной археологической экспедиции и соответствующего, настоящего, а не деланного патриотизма у людей. Больно даже подумать, какое количество исторических находок, курганов и артефактов было уничтожено сельхоз техникой и строительными катками. По незнанию и умыслу.
Надо открыто признать, что у нас есть проблема. Создание полноценной исторической концепции потребует значительного времени и ресурсов. Изучения архивов по всему миру, аналитики, сбора археологических и культурологических данных, анализа топонимов и исторических источников. Десятилетия работы. И, это если начать сегодня.
Но, то что было описано вначале, дает нам редкий шанс. Исторический. Используя новые технологии, достижения генетики, лингвистики и ИИ, можно этот путь пройти в разумные сроки и за разумные средства.
Увидеть большую картину истории древнего мира, гигантского исторического человеческого океана Евразии, из приливных и отливных миграционных волн которого, тысячелетиями, постепенно, формировалось общность людей, которых мы сегодня называем соотечественниками.
Заново открыть для себя нашу древнюю историю. Не впадая в крайность агрессивного, и, что хуже, полуобразованного шовинизма. Но, и не оставаясь жертвами пост-колониального комплекса самоуничижения. Ведь, обе эти кажущиеся противоположности – признаки одной и той же болезни. Комплекса неполноценности.
Который лечится, только одним лекарством.
Знанием.
Cтатья отражает точку зрения автора