«А у вас в квартире газ»? У кого реальный контроль над поставками иранского газа в Армению
Смена армянского руководства, хотя и несколько откорректировала контуры политической карты Армении, но оставила их неизменными на карте экономической.
Невзирая на явную, чуть ли не декларативную прозападную нацеленность новоиспеченных армянских руководителей, зависимость армянской экономики от «северного соседа» сохраняется в тех же объемах, что и прежде. Да и сама Россия, по всей видимости, не намерена выпускать из рук «вожжи» своего форпоста на Южном Кавказе.
К примеру, тот же газопровод из Ирана в Армению, завершение строительства второй очереди которого вчера помпезно отметили в Ереване. Эта труба лишь на первый взгляд обеспечивает столь вожделенную для Армении диверсификацию энергетических поставок и снижение ее зависимости от российского импорта. На самом деле в Москве вряд ли намерены ослаблять контроль над армянским газовым рынком - чересчур плотно в строительстве трубопровода Иран-Армения был задействован российский «Газпром».
«Это газопровод, который без сомнения станет очень важным звеном в обеспечении энергетической безопасности Армении. А также очень важным проектом для обеспечения более надежных и стабильных поставок энергоресурсов потребителям республики», - сказал председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер.
Поскольку собственного газа у Армении нет, теперь, наряду с Россией, теплом армянских потребителей будет обеспечивать Иран. Однако данный проект стоит рассматривать не столько с точки зрения разветвления энергетического рынка Армении, сколько в качестве иллюстрации укрепления на нем позиций российского «Газпрома». Об этом свидетельствует вся история реализации проекта – с начала армяно-иранских переговоров в 1993 году и постепенного вовлечения в них российской стороны и до приобретения «Газпромом» его последнего участка в конце 2015 года.
До этого проекта единственным поставщиком газа в Армению был «Газпром». Он же через свою «дочку» - ЗАО «Газпром Армения» управляет поставкой и реализацией природного газа на армянском внутреннем рынке, вложив в него за эти годы достаточно солидный объем инвестиций - порядка $900 млн. В составе газотранспортной системы обслуживается 1682,2 км магистральных газопроводов и газоотводов. В транспортировке газа задействовано 1586,5 км газопроводов. Остальная часть находится в режиме оперативного резерва. В составе газораспределительной системы обслуживается 14 902 км газопроводов высокого, среднего и низкого давления, и вспомогательные сооружения.
Первая, 40-километровая очередь газопровода Иран-Армения ежегодной проектной мощностью 1,1 млрд кубометров, была введена в эксплуатацию в 2007 году. В настоящее время поступающий по нему иранский газ - ежедневно около 1 миллиона кубометров используется - для Ереванской ТЭЦ и в небольших объемах для 5-го энергоблока Разданской ТЭС. Часть произведенной там электроэнергии экспортируется обратно в Иран. Между сторонами действует бартерная схема - Армения в обмен на получаемый из Ирана 1 кубометр газа поставляет 3 кВт.ч электроэнергии. С вводом второй очереди газопровода, протяженностью 197,4 километра, его мощность планируется довести до 2019 года до 2,3 млрд кубометров.
Участвуя в строительстве газопровода Иран-Армения, «Газпром» владеет 45% акций. Ещё 45% принадлежат правительству Армении, а оставшиеся 10% - опять же российской газовой компании «Итера» (принадлежит «Роснефти»).
Именно поэтому Армении вряд ли стоит рассчитывать на то, что посредством новой трубы она сможет «блефовать» с Россией, пытаясь выиграть для себя какие-то преференции в ценовых вопросах.
Возможно, по этой причине премьер-министр Армении Никол Пашинян поручил новому главе Минэнерго Гарегину Баграмяну «поскорее завершить анализ ценообразования на получаемый из России газ и представить пакет предложений по установлению новой цены».
По данным армянской прессы, разговор Пашиняна и Баграмяна состоялся в кулуарах ведомства в этот понедельник и транслировался в прямом эфире на его странице в Facebook.
Пашинян вначале поинтересовался, на какой стадии сейчас переговоры по газу, и что сделано в этом направлении. Баграмян ответил, что одна встреча уже была, но при этом не уточняется, в каком формате участвовала российская сторона.
Премьер в ответ сказал, что, возможно, встретится с президентом России Владимиром Путиным 8 ноября, еще одна встреча будет в середине декабря. И, по его словам, чем раньше будут сформулированы предложения, тем лучше.
Баграмян говорит, что цена 150 долларов (за 1000 кубометров – прим 1news.az) не оправдана, и оптимальной была бы цена в 140 долларов на границе, и тарифы для потребителей также нуждаются в пересмотре.
Пашинян в завершении разговора отмечает, что необходимо обосновать предложения серьезными аргументами.
Напомним, что по итогам встречи с Путиным 8 сентября премьер-министр Армении заявил о договоренности сторон вместе изучить ценообразование российского газа в Армении. По его словам, в республику он попадает по очень низкой цене, но в Армении на него прибавляется высокая наценка.
Возможно, делая такие раскладки, Армения рассчитывает именно на фактор увеличения поставок иранского газа. Но так ли оправданы эти расчеты и насколько готовой к уступкам будет Россия – на сегодня фактическая владелица армянской газораспределительной сети?
На эти и другие вопросы 1news.az попросил ответить директора Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхама Шабана:
- Тема импорта Арменией газа из Ирана с начала 2000-х - одна из центральных в повестке армяно-иранских отношений. При этом в разное время озвучивались разные цифры предполагаемого импорта – от 1 миллиарда до чуть ли не более 2-х миллиардов. Но если посмотреть статистику, реальные объемы не превышали 350-400 миллионов кубометров в год - порядка 1 миллиона кубометров в сутки.
Что касается планов по доведению импортируемых объемов до 2,3 кубометров к 2019 году – это басни и бред. Это абсолютно нереально, хотя бы потому, что сама Армения потребляет не более 2 миллиардов кубометров. Что она будет делать со свободными объемами? То они говорят, что будут поставлять газ через Грузию в Европу, то утверждают, что передадут газ на нужды Грузии. Но все это – басни. Разве в Армении есть магистральный газопровод, чтобы транспортировать в Европу иранский газ? В свое время между Арменией и Грузией действовал газопровод - с севера на юг, но сегодня эта инфраструктура сильно устарела, а его реконструкция обойдется слишком дорого.
А для Грузии - разве цена на перепродаваемый Арменией иранский газ, скажем, в 200 долларов, будет выгоднее той, за которую она покупает азербайджанское голубое топливо? Если да, то конечно, это их дело, пусть покупают.
- Насколько реально для Армении говорить о диверсификации газовых поставок с учетом того, что практически всю ее газотранспортную сеть контролирует «Газпром»?
- Сегодня газовый рынок Армении не монополизирован, то есть, нельзя сказать, что он полностью зависит от российского газа, поскольку более 10% газового баланса страны все-таки приходится на импортируемый иранский газ. Но тут есть другой момент: дело в том, что иранский газ не доходит до конечного потребителя в Армении. Газ, который Армения получает из Ирана, направляется на производство электроэнергии, который частично отправляется обратно в Иран.
Все разговоры о диверсификации – это, конечно, блеф. В конце этого года у них заканчивается срок контракта с «Газпром экспортом», по которому армяне покупают газ на границе по цене 150 долларов за 1000 кубометров. И сейчас они хотят, чтобы им эту цену снизили. Но вряд ли им это удастся. Потому что цены на энергетическое сырье, в частности, на нефть, сейчас растут. Вы можете спросить, почему Беларуси «Газпром» продает тот же объем по цене 129 долларов. Потому что на момент заключения контракта в 2016 цены на энергоресурсы был на минимуме. Но сейчас – другая ситуация. К тому же цены на газ отстают от нефтяных цен на 6-9 месяцев, то есть, к следующему году мировые цены на голубое топливо будут значительно выше.
- То есть, Армении не стоит рассчитывать на снижение для себя цены российского газа?
- Да, вряд ли ей удастся добиться снижения цены.
- Если принять во внимание давление новых армянских властей, в том числе, на работающие в Армении российские компании, смогут ли они лишить «Газпром» контроля над своим газовым рынком?
- Теоретически могут. Такие прецеденты были. Но главное – цена вопроса. За это надо заплатить, причем хорошо заплатить, и я не думаю, что Армения сегодня может это сделать.
Ф.Багирова