Российский политолог: «Запад хотел бы при помощи Армении нанести удар по путинскому проекту»
В ходе ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин назвал Армению стратегическим партнером, в то время как раньше ее представляли стратегическим союзником.
Между тем, Путин указал, что Армения – ближайший союзник и член ОДКБ. «Надо развивать отношения, которые строили годами, исходя при этом из возможностей и потребностей», - сказал российский лидер, добавив, что в ближайшее время Пашинян посетит Россию.
Для разъяснения ситуации, сложившейся в армяно-российских отношениях, учитывая тот факт, что Путин не поздравил Пашиняна с итогами парламентских выборов, мы обратились к российскому политологу, ведущему эксперту политологического центра «Север-Юг» Александру Караваеву.
- Почему Владимир Путин назвал Армению стратегическим партнером, а не стратегическим союзником, как было раньше?
- В сознании Путина в условном рейтинге «добрососедства» Армения двинулась вниз с позиции «союзник», в то время как Азербайджан двинулся вверх. Но нужно также учитывать, что многое из произнесенного не полностью отражает картину.
- Есть ли ресурсы у Пашиняна изменить политику Армении в отношении России?
- Выход в одиночное плавание не требует больших ресурсов. Для этого не надо выходить в геополитический отрыв. В геополитический отрыв можно уходить и в состоянии Молдовы. Важно понимать, на что они сами в Армении рассчитывают?
Пашинян может рвануть на Запад, это может сделать, на самом деле, любой руководитель страны постсоветского пространства. Вопрос в том, какие будут последствия, и надо ли ему это лично как результат политической воли.
Есть ли такая политическая воля у Пашиняна, я не знаю. Но многие говорят, что он типичный оранжевый политик.
Мыслит ли Пашинян как Саакашвили, у которого была миссия демократизации, эффективной перестройки госаппарата и отхода на Запад в рамках антироссийской политики? Есть ли у Пашиняна такая позиция, пока не видно, но тенденция какая-то есть.
- Какой может быть реакция РФ на прозападный курс Армении?
- В чем может быть реакция России? Например, набор мер, которые примет начиная от ужесточения требований по ограничению поставок продовольствия до ограничения денежных переводов мигрантов.
Мне кажется, что логика существования Армении очень хорошо описывается в терминах поговорки «ласковый теленок двух маток сосет».
Нет смысла делать какие-то резкие антироссийские шаги, если они не инициированы со стороны Запада. Он мог бы потихоньку, осуществляя программу евразийского партнерства, наращивать европейский вектор. Это может делать любой политик до определенных рубежей.
- А Запад желает потянуть Армению на свою сторону?
- Пример Грузии показателен. Армения и Грузия такие малые в численном и экономическом объеме страны, что для них необходимо не так много ресурсов.
Запад хотел бы с целью ослабления путинской миссии евразийства перетащить Армению в европейский лагерь. В этом случае по путинскому проекту будет нанесен удар. Это не крах, конечно же, но будет ударом. Если помните, именно с Армении началось перетягивание стран «Восточного партнерства», лишь потом это коснулось Украины.
Поэтому в принципе такая опасность для Москвы есть, и здесь внимательно следят за этим процессом.
Эльшан Рустамов, Г.Р.