Мустафа Гурбанлы: «Фальшивые азербайджанцы» в социальных медиа
Манипулирование общественным мнением посредством социальных медиа, таких как Facebook, Instagram, YouTube, Twitter и многие другие, стало основной политической угрозой XXI века.
По всему миру крупные корпорации и лоббистские группы успешно используют площадку социальных медиа для распространения дезинформации и сфабрикованных новостей с целью получения финансовых и политических выгод.
По данным исследований «Оксфордского института Интернета» 50 самых популярных сфабрикованных новостей в 2018 году собрали 28 млн лайков, комментариев и перепостов, а топ-50 реальных - всего лишь 24,6 млн. Лоббистские группы настолько преуспели в этом деле, что способны, легко обойдя юридические или технологические преграды, воздействовать и изменять психологию принятия решения и поведения людей.
Схема, используемая лоббистами, крайне изощренная и завуалированная. Для продвижения определенной повестки среди населения нанимаются десятки программистов, которые, используя стандартные алгоритмы, изучают цифровой след (поисковые запросы, лайки, геоданные и т.д.) целевой аудитории и затем составляют психологический портрет каждого человека. Многие люди, сами того не подозревая, добровольно предоставляют ценную для программистов информацию, участвуя в различных бесплатных опросниках и играх в социальных медиа. Проанализировав и систематизировав психологический портрет пользователей, в дело подключаются фейковые боты. Это сотни тысяч фальшивых профилей, управляемых из единого центра, которые по указанию программистов оставляют комментарии, ставят лайки, делятся контентом и обеспечивают популярность сфабрикованной информации в социальных медиа. Из-за того, что происходит наплыв фейковой информации в Интернете, порой правдивая информация не может пробиться в тренд и остается незамеченной пользователями социальных медиа. Целевая аудитория под воздействием информации, поступающей от фейковых ботов, начинает менять свое поведение и позицию, не подозревая о степени манипуляции.
Причем, для воздействия на психологию и поведение людей сфабрикованная информация преподносится по-разному целевой аудитории, учитывая различие в складе характера и мировоззрении. Об этой практике еще в 2016 году с гордостью рассказывал Александр Никс, сооснователь Cambridge Analytica - скандально известной английской компании по глубинному анализу данных. Программистам этой компании за короткий срок удалось собрать цифровые данные более 80 млн пользователей социальных медиа в США и, воздействуя на психологию людей, изменить ход президентских выборов. Например, для продвижения кандидатуры Дональда Трампа на президентских выборах в квартале Маленькой Гаити во Флориде сотрудники Cambridge Analytica создавали тысячи фальшивых ботов в социальных медиа, которые показывали сфабрикованную информацию выходцам из Гаити о том, как Хиллари Клинтон якобы отказывается оказывать поддержку в ликвидации последствий землетрясения в Республике Гаити. А у афроамериканцев постоянно выходила информация о неприязни Клинтон к чернокожим и ее сравнение чернокожих мужчин с хищниками.
По исследованиям профессора Оксфордского университета Филипа Ховарда, крупнейшие социальные медиа не предпринимают реальных действий по предотвращению сфабрикованных новостей. Они оперативно вступают в дело, если какая-нибудь лоббистская компания переходит грань и становится причиной общественного резонанса, как это было в случаи с компанией Cambridge Analytica. После того как газета «Нью-Йорк Таймс» и британский канал 4 осветили откровения Александра Никса, добытые журналистами под прикрытием, о методах манипуляции людьми в социальных медиа, компания Cambridge Analytica подверглась жесткой критике и была закрыта в мае 2018 года. Однако в тот же месяц та же самая команда открыла новую компанию по глубинному анализу данных под названием «Эмердата» (Emerdata) и привлекла за короткий срок более 19 млн долларов в качестве инвестиций. Такого рода компаний по миру тысячи, и каждая из них в среднем вкладывает миллионы долларов, чтобы продвигать свою правду в виртуальном мире.
От этой возгорающейся конкуренции, естественно, зарабатывают баснословные деньги акционеры социальных медиа. Только от продвижения таргетированных постов Facebook заработал почти 30 млрд долларов в 2017 году. Принцип у Facebook очень простой. Кто платит больше и чаще, его посты в платформе находятся в топовых позициях. Естественно, социальные медиа не собираются отказываться от таких средств и, соответственно, не разрабатывают эффективных алгоритмов по строгому регулированию достоверности поступающей информации. Но для того чтобы показать себя беспристрастными, большинство социальных медиа призывают пользователей быть активными и сообщать о подозрительных материалах. Однако у простых пользователей нет шансов против организованных лоббистских групп, которые с помощью фальшивых ботов гарантируют достаточное количество лайков, комментов и перепостов. Их материалы постоянно в тренде, и редко кому удается их заблокировать.
В Азербайджане пока не существует панацеи против этой угрозы, и азербайджанские пользователи социальных медиа тоже подвержены манипуляции со стороны сильных мира сего. Моделируя данные и собирая психографический портрет азербайджанцев, иностранные лоббистские организации с помощью фальшивых «ботов азербайджанцев» воздействуют на наше поведение и принятие решения в угоду своим коммерческим или политическим интересам. Наиболее уязвимой категорией населения являются молодые люди и подростки, которые, по статистике Common Sense Media, проводят в социальных медиа до 9 часов в день.
К сожалению, определённая часть этой категории населения перестала отличать виртуальную спроектированную реальность от действительности. Умело используя эти преимущества, фальшивые «боты азербайджанцы» искусственно создают ощущение общественного консенсуса по интересующим им вопросам и порой подталкивают людей к радикализму для достижения своих целей. Под «эффектом толпы-ботов» мы превращаемся в объект манипуляции и, не осознавая этого, принимаем нерациональные решения.
Для предотвращения такого рода негативных и социально опасных явлений во всем мире государственные регулирующие органы принимают более жесткие законы и нормативные акты по защите и хранению данных о потребителях. Например, Европейский Союз в этом отношении интенсивно обновляет нормативную базу. На фоне скандала, связанного с Cambridge Analytica и Facebook, 25 мая 2018 года в ЕС вступило в силу постановление, известное как «Общий регламент по защите данных» (General Data Protection Regulation, GDPR), которое ввело строгие требования конфиденциальности и подотчетности хранения персональных данных. Юридические лица, которые будут злоупотреблять или не предпринимать необходимых мер по защите данных, будут оштрафованы на 20 миллионов евро или 4% от годового мирового оборота компании. Это всего лишь первые шаги ведущих мировых игроков по защите своих граждан.
Азербайджану также следует в кратчайшие сроки обновить свою нормативную базу и принять эффективный закон по защите своих граждан в цифровом пространстве от воздействия внешних сил. Например, на базе нового закона можно создать абсолютно независимое Агентство по защите цифровых данных, которое будет выявлять опасные для общества фейковые данные в социальных медиа и, опираясь на закон, взаимодействовать с руководством социальных медиа по их оперативному устранению. Такого рода практика уже применяется в некоторых европейских и азиатских странах для их граждан в виртуальной реальности.
Внедрение в Азербайджане новых нормативных и инновационных подходов по защите граждан в виртуальном мире жизненно важно для сохранения независимости Азербайджана, так как каждый день на базе технологии искусственного интеллекта крупными международными игроками разрабатываются все более эффективные алгоритмы по изменению психологии принятия решения и поведения людей. Если сегодня не будут предприняты эффективные ответные меры, то, учитывая геополитическую реальность, завтра мы можем оказаться в незавидном положении.
Мустафа Гурбанлы,
доктор политических наук, выпускник МГИМО