Пашинян не отказывается от своих претензий включить сепаратистов в переговорный процесс
Премьер-министр Армении Никол Пашинян, продолжая упорствовать в своей демагогии, не отказывается от претензий включить сепаратистов в переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта.
Накануне в Ханкенди под руководством Пашиняна и главы марионеточного режима, установленного Арменией на оккупированных территориях Азербайджана, Бако Саакяна состоялось «совместное заседание «советов безопасности» Армении и сепаратистского режима.
Как сообщают армянские СМИ со ссылкой на пресс-службу правительства Армении, «основная тема повестки касалась совместной оценки текущей ситуации процесса мирного урегулирования карабахского конфликта и обозначения координированных действий».
В своем выступлении все еще пребывающий в революционной эйфории Пашинян, явно играя на публику, заявил, что проведение «совместного заседания» является «беспрецедентным событием, свидетельствующем о качественно новом этапе взаимоотношений».
«Какие новые проявления может иметь этот этап, по сути, является важнейшей темой нашего сегодняшнего обсуждения. На парламентских выборах блок «Мой шаг» получил от народа сильный мандат для повышения субъектности Республики Арцах [здесь и далее имеется в виду марионеточный режим, созданный Арменией на оккупированных территориях Азербайджана – прим.1news.az] и вовлечения Арцаха в переговорный процесс в качестве основной стороны конфликта.
Правительство Армении предпримет последовательные шаги в этом направлении, и этот вопрос был и продолжит оставаться важнейшим пунктом наших обсуждений с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Хочу подчеркнуть, что вовлечение Арцаха в переговорный процесс для нас не является прихотью, тем более, предварительным условием, а констатацией того, что в вопросе урегулирования ключевое значение имеет вовлечение Арцаха.
Мы заинтересованы в достижении исключительно мирного урегулирования и верим в переговорный процесс, для эффективности которого этот вопрос имеет ключевое значение.
Известные до сих пор рамки переговоров включают все заинтересованные стороны, кроме одной. В этих переговорах представлен Азербайджан в лице президента Алиева. Он, кстати, представляет, как он любит говорить, азербайджанскую общину Нагорного Карабаха, поскольку представители этой общины, являясь гражданами Азербайджана, участвовали в президентских выборах, предоставили президенту Азербайджана полномочия представлять их. Следовательно, присутствие президента Азербайджана обеспечивает также присутствие азербайджанцев, проживающих в те времена в Карабахе.
На этих переговорах представлена также Армения в лице премьер-министра, который выступает в качестве представителя, избранного народом Армении.
В лице сопредседательства Минской группы в переговорном процессе представлено также международное сообщество.
А кто представляет в переговорном процессе народ Арцаха. Вопрос в том, что сегодня нет ни одного представителя, который бы имел полномочия, легитимность представлять народ Арцаха.
Премьер Армении не может исполнять подобные полномочия, поскольку народ Арцаха его не избирал, посему премьер Армении не входит в круг личностей, имеющих полномочия представлять Арцах. Это не прихоть, не предусловие, а вопрос легитимности.
Хочу подчеркнуть, что Республика Армения была и остается гарантом номер один безопасности Арцаха и продолжит вовлеченность в переговорный процесс.
Следующий вопрос, на который следует ответить, – принимает ли правительство Армении представляемые сопредседателями Минской группы ОБСЕ 3 принципа и 6 элементов в качестве основы для переговоров. Что могут означать эти принципы на деле, и кто имеет право комментировать их? Это важно, поскольку то, как комментирует эти принципы Азербайджан, для нас неприемлемо. Мы, конечно, можем выступить с собственными комментариями, но это бессмысленно, поскольку наша цель – эффективный переговорный процесс. Основой переговорного процесса должны стать констатации, не допускающие разночтений. Но представленные сопредседателями принципы и элементы за последние 10 лет комментировались по-разному. Следовательно, важнейшей целью предстоящего переговорного процесса должно стать прояснение трех принципов и шести элементов, и мы готовы к таким переговорам.
Следующий важный вопрос – подготовка народов к миру. Это совместная работа. К примеру, подготовка азербайджанского народа к миру должна производиться не только при участии правительства Азербайджана, но и правительства Армении. Именно это осознание заставило меня осенью 2018 года заявить, что любое решение конфликта должно быть приемлемым для народов Армении, Арцаха и Азербайджана. Это мой вклад в подготовку к миру не только народов Армении и Арцаха, но и Азербайджана. К сожалению, мы не видим соразмерных заявлений, действий со стороны президента Азербайджана.
Несмотря на это, готов продолжить диалог не только с президентом Азербайджана, но и народом Азербайджана, поскольку уверен, что народ Азербайджана миролюбив настолько, насколько народы Армении и Арцаха», - заявил Пашинян.
Как видно из вышесказанного, новое армянское руководство продолжает упорствовать в своем стремлении вовлечь в переговорный процесс карабахских сепаратистов. Тем самым оно идет на прямой саботаж и срыв переговорного процесса, что непосредственно указывает на стремление сохранить существующий статус-кво, что, как уже не раз подчеркивалось и азербайджанской стороной, и сопредседателями МГ ОБСЕ, и представителями авторитетных международных структур, абсолютно неприемлемо. Именно так можно расценивать демагогические заявления, с которыми политиканы из нового армянского руководства выступают в последнее время по вопросу карабахского урегулирования.
Азербайджанская сторона неоднократно на самом высоком уровне заявляла о неприемлемости участия самопровозглашенного режима в переговорном процессе по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Настаивая на том, что сторонами конфликта являются только Армения и Азербайджан, официальный Баку обосновывает это в частности общепризнанным фактом - Нагорный Карабах и 7 прилегающих к нему районов оккупированы непосредственно Арменией, и на захваченных землях незаконно размещены именно подразделения армянских вооруженных сил. Поэтому, исходя из императивных норм международного права, стороной конфликта, несущей ответственность, является Республика Армения.
В то же время стремление армянских властей изменить формат переговоров можно рассматривать и как попытку подорвать деятельность Минской группы ОБСЕ и ее сопредседателей.
О неприемлемости изменения формата переговоров на днях заявил и еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политике соседства Йоханнес Хан, подчеркнувший необходимость сохранения действующего формата процесса урегулирования карабахского конфликта.
«Когда речь идет о нашей поддержке, я думаю, что лучше сохранить нынешний формат. Не нужно стремиться создать что-либо новое только ради новизны. И в более общем плане, речь идет о мерах доверия», - сказал он.
9 марта с совместным заявлением выступили сопредседатели Минской группы ОБСЕ. В нем они подтвердили, что справедливое и долгосрочное урегулирование нагорно-карабахского конфликта должно основываться на принципах Хельсинкского заключительного акта.
Читайте по теме:
«Любая попытка поставить одни принципы или элементы над другими сделает невозможным достижение сбалансированного решения», - говорится в заявлении.
Проведение совместного заседания «советов безопасности» Армении и непризнанного режима в Нагорном Карабахе прокомментировал МИД Азербайджана.
«Если премьер-министр Армении проводит внеочередное заседание совета безопасности своей страны в оккупированном азербайджанском городе Ханкенди, то не остается необходимости прилагать усилия для вовлечения армян Нагорно-Карабахского региона нашей страны в переговоры. Премьер-министр, озвучивший идею «карабахского армянства», положил конец словесной игре, заявив, что армяне, проживающие в Нагорном Карабахе, являются не «народом», а армянской общиной», - заявила официальный представитель МИД АР Лейла Абдуллаева.
Читайте по теме:
«Уже давно настало время для совершения конкретных шагов в направлении вывода вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана и возвращения на эти территории азербайджанских вынужденных переселенцев. Как заявил сам премьер-министр, он завоевал доверие народа Армении и таким образом стал обладателем полновесного мандата. Теперь же для него самое время, проявив политическую волю, четко продемонстрировать то, в какой мере он заинтересован в привнесении в регион мира, прогресса и устойчивого развития. Ведь очевидно, что сторона, заинтересованная в обеспечении мира и спокойствия, не будет оккупировать территории другого государства», - подчеркнула Л.Абдуллаева.
Инициативу Никола Пашиняна провести заседание совета безопасности Армении в оккупированном азербайджанском городе Ханкенди депутат Милли Меджлиса Азербайджана, политолог Расим Мусабеков назвал бредовой.
«Постоянные попытки Пашиняна навязать непризнанный режим, созданный в оккупированном Арменией Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана, в качестве участника переговорного процесса провалились, он не получил никакой поддержки. Однако он находится под давлением и понимает, что если и дальше будет отказываться от проведения переговоров в старом формате, то ответственность за их срыв ляжет на него», - сказал политолог 1news.az.
«А еще Пашинян опасается того, что в случае срыва переговорного процесса по урегулированию конфликта Азербайджан уже может использовать силу, и это будет признано международным сообществом как неизбежный ответ на неконструктивное поведение армянской стороны. Армянский премьер также понимает, что ведя себя таким образом и торпедируя процесс мирного урегулирования, он останется без финансовой поддержки своих зарубежных доноров.
И в этой ситуации ему надо найти выход как участвовать в переговорах и в то же время не выглядеть человеком, не сумевшим в какой-то степени реализовать собственные предложения», - сказал Р.Мусабеков.
По мнению политолога, в целом, суть проведения заседания совбеза Армении в Ханкенди заключалась в получении Пашиняном от представителей марионеточного режима мандата на его участие в переговорах, «чтобы он мог говорить от их имени и одновременно продолжать свои разглагольствования о том, что Нагорный Карабах обязательно должен сесть за стол переговоров».
«Но факт остается фактом - ему не удалось протащить карабахских сепаратистов за стол переговоров и никогда не удастся», - подчеркнул Р.Мусабеков.
Азербайджанский политолог также назвал чушью заявление Пашиняна о готовности к переговорам с азербайджанским народом.
«Это такой бред, что комментировать просто бессмысленно. Он с армянским народом не может вести переговоры, все его «переговоры» с его же народом, – это монолог, а не диалог; выходит и вещает в прямом эфире. Какие переговоры он может вести с азербайджанским народом? Кто он вообще такой для азербайджанского народа? Эти бредовые заявления не заслуживают ни внимания, ни того, чтобы их комментировать. Пашинян – популист и дилетант, который много чего говорит, но чаще всего сам не понимает того, что говорит», - отметил эксперт.
Комментируя непонятные Пашиняну 3 принципа и 6 элементов в качестве основы для переговоров, представляемых сопредседателями Минской группы ОБСЕ, политолог сказал: «На столе переговоров есть конкретно очерченные наработанные предложения, по которым надо принимать решения, и это озвучили сопредседатели Минской группы ОБСЕ в своем последнем заявлении. А если Пашиняну что-то не понятно, то пусть разговаривает со своими советниками, которые ему разъяснят суть этих принципов.
А суть заключается в том, что Армения должна вывести свои вооруженные силы с оккупированных азербайджанских территорий, затем вынужденные переселенцы возвращаются в свои дома, и только потом будет определен статус Нагорного Карабаха», - заявил политолог.
Расим Мусабеков отметил, что поле для маневра у Пашиняна очень узкое, и он боится рисковать соглашаться на это, одновременно осознавая, что упорствовать и уклоняться от переговоров и принятия решения дальше не может, поскольку тем самым загоняет и Армению, и самого себя в тупик.
«Думаю, он будет пытаться заведомо проигрышную слабую позицию Армении скрывать за завесой абсолютно не имеющих никакого смысла слов», - заключил Р.Мусабеков.
Ф.Багирова, С.Агаева