Андрей Пионтковский: «Трамп не станет бросать вызов России на Кавказе» | 1news.az | Новости
Интервью

Андрей Пионтковский: «Трамп не станет бросать вызов России на Кавказе»

13:04 - 03 / 06 / 2019
Андрей Пионтковский: «Трамп не станет бросать вызов России на Кавказе»

Интервью 1news.az с российским политологом Андреем Пионтковским.

- Господин Пионтковский, тема, которая сейчас волнует всех - это очередной виток напряжённости в отношениях США и Ирана. Эксперты дают самые разные прогнозы. А как вы считаете, могут ли США инициировать полномасштабные военные действия против Ирана?

- Мне кажется, что сейчас непосредственной угрозы военного столкновения нет. Если на какую-либо провокацию не пойдут элементы из Корпуса стражей Исламской революции, которые ведут себя достаточно независимо не только в отношении  политического руководства, имею в виду президента Хасана Роухани, но могут иметь и позицию, отличную от аятоллы Хаменеи.

В частности, нападения на Саудовскую Аравию две недели назад были инициативой именно этих кругов. По последним заявлениям Трампа можно сделать вывод, что крупномасштабное военное столкновение ему не нужно. Он предпочел бы использовать  военный инструмент как угрозу давления на Иран, чтобы добиться каких-то уступок.

Продолжаются сложные дипломатические игры. Ранее произошло сенсационное событие, которое показывает, что Россия активно включилась в эту игру. Я имею в виду визит замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова в Иран.

Москва играет классическую игру. Россия предлагает некую сделку, она поможет Трампу в Иране, а в обмен потребует от американцев отказаться от военной и политической поддержки Украины.

- С одной стороны, советник по национальной безопасности президента США Джон Болтон угрожает Ирану, с другой, Трамп говорит о том, что готов к переговорам. Вообще окончательное решение по таким вопросам в Вашингтоне принимает один человек?

- Решение принимает один человек, но на это решение влияют разные люди. Мое впечатление, что разночтение в заявлениях Трампа и Болтона – это не игра в доброго и злого следователя. Это реальные расхождения.

Трамп хотел бы сыграть в его излюбленной манере, которая не очень эффективна, но которую он расписывал в своей книге «Искусство заключать сделки». Сначала напугать партнера, занять жесткую позицию, а потом согласиться на некий компромисс.

Трамп играет в рамках этой парадигмы, а Болтон и Помпео давно известны своим крайне отрицательным отношением к Ирану, и, видимо, подталкивают его на реально жесткий вариант.

В любом случае, Трамп никогда не пойдет на какое-то массивное вторжение американских вооруженных сил на территорию Ирана, как это было в Ираке или Афганистане. Реальный сценарий – это уничтожение с воздуха иранских ядерных объектов и, возможно, их военно-морских сил.

- Бывший посол США в Азербайджане Мэтью Брайза в интервью нам заявил, что США немного отдалились от региона Южного Кавказа, и что в Вашингтоне ходят слухи, что Джон Болтон хотел бы, чтобы США укрепились здесь вновь.

- То, что говорит Мэтью, это верно, таковы пожелания Болтона. Но Трамп инстинктивно противится вовлечению США в какие-то внутренние дела других стран или региональные проблемы других стран в удаленных регионах. Он не склонен идти на некоторые шаги, которые могут рассматриваться как вызов России в этом регионе.

Никакого интереса у Трампа к вовлеченности США в проблемы Кавказа нет. Традиционные атлантические круги, Конгресс, который противостоит Трампу во внешней политике, больше акцентируют внимание на Украине, и вряд ли у них есть интеллектуальные ресурсы, внимание, которое можно было бы уделить Кавказу.

- В Армении произошла революция, но в отличие от других – Грузии, Украины, мы не увидели изменений во внешней политике, почему там не началось движение в сторону Запада?

- Это сознательный выбор Никола Пашиняна. Мне кажется, что он прекрасно видит, какую реакцию вызвало стремление двигаться на Запад у Грузии и Украины. Видимо, поддерживая уважительный тон в отношении Москвы, то есть, не раздражая, ему нужно выиграть время для проведения внутренних реформ по борьбе с коррупцией, отстранения прежнего руководства от бизнеса.

Но, по-моему, он ошибается, Москву не удовлетворяет такая внешнеполитическая угодливость. Все те люди, от которых он хочет избавиться, начиная с Роберта Кочаряна, - это люди Москвы. Совершено четко просматривается рука Москвы в противостоянии карабахцев против ереванской революции.

- То есть, никаких изменений во внешней политике не будет?

- У Пашиняна даже с внутренней ничего не выходит. Я вижу достаточно большое разочарование этой революцией в Армении.

- Могла быть инспирирована «армянская революция» прежней властью?

- Не думаю. Там действительно долго зрело недовольство. Но какое это имеет значение сейчас. Важно, что он не был ставленником Москвы. Но его собираются сделать ставленником. Пока каждый его шаг – это прогибание перед Москвой. Его попытка второй революции блокированием судебной системы провалилась, вышло меньше сторонников.

- Какие процессы предвидите в Украине после прошедших там недавно президентских выборов?

- Тот факт, что на президентских выборах люди голосовали за откровенно пророссийские силы, например, за Юрия Бойко, показал, что в украинском обществе наблюдается усталость от пятилетней конфронтации с Москвой, и часть украинского общества, примерно 40%, готова пойти на компромиссы и уступки России.

Зеленский представлял себя как партию мира, объявив Порошенко партией войны. Понятно, что у Порошенко было много недостатков, он ничего не сделал в борьбе с коррупцией, мало провел экономических реформ.

Но часть людей, патриотов Украины и прозападной ориентации проголосовала против Порошенко именно из-за того, что он не смог оздоровить экономику, надеясь, что при Зеленском будут проведены экономические реформы.

Зеленский – противоречивая фигура, и о нем сейчас совершенно ничего нельзя сказать. Тем более что он неграмотен и несамостоятелен в политике. Там борются две группы влияния – пророссийская и проукраинская. Страна находится на распутье.

- Может ли Михаил Саакашвили получить должность при новом правительстве Украины?

- Саакашвили нужен Зеленскому для предвыборной кампании в Раду как злейший противник Порошенко. В то же время Зеленский не может не понимать, что Саакашвили – громадный раздражитель для России. Я не думаю, что он получит какие-то формальные посты, во всяком случае, до окончания выборов об этом технически говорить нельзя. Парламентские выборы решат между пророссийской и проевропейской ориентацией Украины.

Эльшан Рустамов, Г.Р.

Поделиться:
8944

Последние новости

Все новости

1news TV