Ситара Ибрагимбейли: Ищу попутчика в Нью-Йорк… - ФОТО - ВИДЕО | 1news.az | Новости
Интервью

Ситара Ибрагимбейли: Ищу попутчика в Нью-Йорк… - ФОТО - ВИДЕО

09:37 - 15 / 10 / 2019
Ситара Ибрагимбейли: Ищу попутчика в Нью-Йорк… - ФОТО - ВИДЕО

«Добрый день! Да, да, я уже подъезжаю… - ответила она на телефонный звонок, мягко улыбнувшись и подмигнув мне. – Сижу с вами, смотрю на часы, а в 4 у меня встреча, затем еще одна, а потом репетиция… Но, ничего, мы все успеем!»

О своей гостье я была наслышана еще до интервью. Мне рассказывали, что, являясь креативным директором и создателем творческой платформы Var Yox, она занимается общественной деятельностью, благотворительностью,  является автором необычных социальных проектов. А еще она очень любит животных и с большим трепетом относится ко всему, что делает.

Я мультифункциональный человек! - улыбается женщина, откладывая в сторону телефон и наливая ароматный чай – Скоро, например, буду участвовать в перформансе. До этого я никогда в них не участвовала, это будет мой первый опыт. Вообще мне кажется, что человек не должен ограничивать себя чем-то определенным и может заниматься всем сразу. Не растрачивать энергию на все подряд, но и не ставить определенных границ.

Вы случайно в Нью-Йорк не летите?..

Нам нужны люди, летящие в Америку. В Нью-Йорке есть программа Animals for Adoption для бездомных животных. Единственная проблема для нас – это найти попутчика для собак.

Я сотрудничаю с приютами, постоянно работаю с волонтерами…  Считаю, что собаки не должны всю жизнь жить в приюте, это просто вынужденная мера для их защиты от агрессии и жестокости, с которой они могут столкнуться на улицах. Собаки, которых я брала на свое попечительство, уже все пристроены и давно улетели в Америку.  

Если бы животные могли говорить, ничего хорошего они бы нам не сказали (улыбается).  Мне кажется, любой нормальный человек должен любить все живое вокруг себя. В нашем обществе почему-то присутствует ощутимый негатив по отношению к бездомным животным. С ними жестоко расправляются, общество их отторгает. Может быть, моя любовь и борьба за них как  протест всему происходящему. Я пытаюсь хоть как-то повлиять на решение этой важной проблемы.

Сфера моей деятельности очень широка, все познается в процессе

Я поступала на психолога, когда мне было шестнадцать. Выбирать было особо не из чего, я тогда думала, что профессия психолога может быть весьма креативной. Правда, всегда говорила, что хочу стать актрисой…(улыбается) Психология помогла мне в раскрытии своей личности и в неком «ковырянии» того, кто я есть. Но я никогда не работала в этой сфере и не практиковалась.

Выбрала фотографию. Кажется, я единственный человек здесь, который получил высшее образование и отучился на фотографа. Факультета фотографии не было в списках вузов, для которых была бы выделена стипендия,  но я добилась того, чтобы его туда включили, даже получила от государства стипендию. Правда, со временем я перешла на формат видео и звука, захотелось расширить свой диапазон возможностей. Для меня фотография - это моментальная архивация того что произошло. Способ сохранить и дать жизнь тому, чего уже нет.

Все виды творчества – средства и инструменты для самовыражения. Сейчас я мультимедия-художник и креативный директор Var Yox. Параллельно работаю художником-постановщиком как в кино, так и в клипах.

Var Yox – это все, что у нас есть, и то, чего нет

Идея создания креативного агентства пришла ко мне, когда я вернулась в Баку после весьма длительного отсутствия и столкнулась с тотальной депрессией творческой молодежи вокруг. Все сидели и страдали от того, что не знали чем себя занять, и грустили от мысли, что «где-то там все прекрасно». Вся их деятельность уходила на полку, о них никто не слышал, им не уделяли должного внимания. Я подумала, что было бы здорово объединить всех талантливых людей и создать платформу для реализации и архивации их творческих замыслов. Название придумал рэпер Uran, оно мне очень понравилось своей провокацией и ноткой реализма. Грубо говоря, мы обо всем том, что есть, и чего нет в нашей стране. 

В  рамках Var Yox у нас есть проект Mədəni  Niyyət.  Мы проводили арт-терапии с участием известных художников в психиатрической больнице. Там мы познакомились с одним замечательным художником, связь с которым поддерживаем по сей день. Несмотря на диагноз «шизофрения», он безумно талантлив и трудоспособен. Мы с ребятами организовали для него персональную выставку и в скором времени планируем провести еще одну. Он даже ездил представлять свои работы на биеннале в Стамбуле.  

У нас был проект, организованный для детского дома, в рамках которого мы объединили три интерната, приезжали к ним два раза в неделю, рассказывали про историю искусств и каждую субботу вывозили их на автобусе в какую-нибудь галерею или на выставку в центре.

Больше полугода мы работаем с наркологическим центром, проводим занятия по йоге. Мы создали там библиотеку, скоро планируем открыть тренажерный зал. У нас как-то был клич, чтобы каждый человек подарил книгу, которая когда-то изменила его жизнь и вдохновила его, эти книги мы отправляли и в детскую колонию.

Цель всех благотворительных проектов, помимо мотивации людей, находящихся в этих местах, вызвать к ним общественный интерес.  

Почему я выбрала документальную фотографию?

Я знакомилась с женщинами, и они рассказывали мне свои истории. Ужасные истории, которые должны были быть рассказанными, должны были раскрыться. Но я постоянно сталкивалась с неким барьером – никто не хотел рассказывать все это на камеру.

Например, у меня был проект про селективные аборты.

Женщины, мужчины, врачи, занимающиеся этим, напрочь отказывались что-либо рассказывать, боясь общественного мнения и гнева со стороны родственников. Я поняла, что должна найти способ донеси до общества рассказанные ими факты. Так появилась серия работ, в которых я просто перевоплощалась в этих женщин.

Как мой проект про первую брачную ночь. Гименопластика существует давно, и многие мужчины уже раскусили эту «фишку». В итоге они начали подвергать своих новоиспеченных жен специальным физическим упражнениям в виде приседаний и отжиманий. При такой нагрузке швы расходились, и мужчина тут же понимал, действительно ли его избранница невинна. Я сделала видео-арт, в котором просто приседала.

В итоге на меня обрушился шквал гневных комментариев в соцсетях, один журналист заснял это видео и, абсолютно не поинтересовавшись историей и идеей, написал в заголовке, что в этом видео реальная девушка, которую снимает жестокий муж. Затем я дала интервью Meydan TV, потом про проект написало BBC. Они дважды опубликовали «нашумевшую новость» под заголовком: «Ситара Ибрагимбейли убеждена, что в 21 веке быть девственницей не модно». Хотя суть всего проекта совсем в ином, и хранить девственность или нет – выбор каждой. Но ведь люди не открывают статью и не читают ее, им достаточно сделать выводы просто по заголовку. Но я понимаю, где живу. Если ты поднимаешь подобные социальные проблемы, то ты должен осознавать всю ответственность и быть готовым ко всему (улыбается)

Мой последний большой проект, в рамках которого я в течение нескольких месяцев ездила по всему Азербайджану, посвящен женщинам.  Для проекта я налысо обрила голову, для меня это решение символизировало начало проекта. Я взяла с собой свою собаку, которую когда-то забрала из приюта, и оставалась в домах разных женщин. Объясняла, что хочу познакомиться с ними поближе.

Идея с собачкой была своего рода некой пропагандой любви к животным, особенно к бездомным. «А что за собачка? А как собачка может жить в доме? А как она вас понимает?...» (улыбается) Я фотографировала этих женщин и дублировала кадры со своим участием, тем самым вызывая больше доверия и показывая им, что «если и я это делаю, значит, в этом нет ничего плохого». Для меня это было очень значимо – осознание того, что я могла бы быть любой из них и родиться в любой из точек нашей страны.

Творческих людей выделяет внутренняя свобода

Никакого особого дара у меня нет: не пою, не рисую, ничем таким не занимаюсь. Убеждена, что дар можно в себе развить, если есть интерес и внутренний потенциал к чему-то, то над этим можно работать. Сейчас Интернет открывает перед нами множество возможностей, нужных источников.

Мне кажется, что Азербайджан – прекрасное место, здесь можно поймать некую «золотую середину», мы – как микс многих культур, разных людей, и это здорово. Мы отмечаем все праздники, даже Хэллоуин! Это все здорово до той поры, пока кто-то не переходит границы другого и не начинает навязывать свое видение мира. Нам порой не хватает здесь той свободы, которую мы, например, ощущаем по приезду в Грузию. Потому что здесь всегда найдется кто-то, кто скажет тебе, что ты не так одета, не то сказала, не о том думаешь и вообще не туда смотришь.  Важно поддерживать здоровый баланс взаимоуважения и не осуждать друг друга.

Молодому азербайджанскому артисту нужно не быть ленивым, не быть чрезвычайно амбициозным, не быть эгоистом и в рамках адекватности трезво оценивать свой труд. И не растрачивать себя на наркотики…

Слово «феминизм» в последнее время стало мегапопулярным

Оно вызывает у некоторых людей агрессию, потому что они даже не вникают в то, что кроится за этим термином.  Этакая «восточная форма феминизма»…(улыбается) У нас другая ментальность  и культура, мы выросли в иных условиях, и, соответственно, какие-то вещи в себе искоренить не можем. «Девочка должна быт такой, мальчик должен быть таким-то…» Для меня феминизм – это борьба за равные права между мужчинами и женщинами.

У нас до сих пор есть проблема с селективными абортами, когда девочка не получает даже шанса на рождение только по половому признаку. Когда девочка не получает шанса на образование, являясь человеком, не является полноправным хозяином своей судьбы и не может принимать за себя решения. Вот про это феминизм. А не про ненависть к мужчинам и небритые женские подмышки! (смеется)

Моя свобода заканчивается там, где начинается ваша

Я считаю, что человек сам способен дойти до уровня самопознания, чтобы его мотивацией был не страх. Жизнь состоит из вашего собственного выбора.

Не понимаю категорию людей, которые сидят и страдают, не зная чем себя занять, ноют о том, что жизнь полна боли и вообще скучна. Ведь так много всего вокруг, чем ты можешь быть полезен и себе, и окружающим, так много всего, что можно увидеть. Это личный выбор каждого. Человека, имеющего зависимость, невозможно заставить обратиться к специалисту. Никто не заставит его развить в себе какой-то талант или насильно к чему-то прийти. Все глобальное только в наших руках. Конечно, тебя могут сбить сомнения, неуверенность или люди, которых ты встречаешь на своем пути. Но и это – выбор: идти за ними или своим путем.

Мои личные потребности элементарны. Я мечтаю, чтобы люди с любовью относились к живности вокруг себя, не обижали животных, не насиловали природу, не били своих детей – это ведь так просто. Любой человек хочет,  чтобы вокруг него царила здоровая атмосфера.

Муж – такое дурацкое слово

У меня есть подруга из Душанбе, которая вечно называла своего супруга «партнером». Я раньше так удивлялась, а сейчас понимаю, что это и, правда, идеально подходящее слово. Мой партнер часто подшучивает надо мной: «Вот вчера ты была на AzTV, послезавтра на ITV, там поднимала тему бездомных животных, тут тебя позвали по теме образования для девочек. Еще чуть-чуть, и ты станешь блогером!...» (улыбается)

Мой супруг очень вдохновляет меня. На данном этапе своей жизни я мало фотографирую, но мне приятно, что кто-то рядом со мной может меня вдохновить. Он берет камеру в руки, и у меня они сразу начинают чесаться! (улыбается)

Я никогда не могла себя представить в союзе с банковским или офисным работником. Другой режим жизни, другие ценности, другой круг общения… Может и есть такие пары, не знаю. Вообще, если ты творческая женщина, то для стабильности было бы, наверное, правильнее иметь адекватного мужчину рядом, твердо стоящего на ногах, верно? (улыбается) Но в моем случае все в моей жизни шло к тому, чтобы именно с таким человеком я и связала свою судьбу. 

Увели вы меня в романтичные беседы…

Для меня любовь – это когда я мотивирована, когда я наполнена, когда мне хорошо, и я счастлива. Любовь, конечно, может проявляться и в  других состояниях, но в сумме это всегда нечто позитивное, что меня мотивирует на дальнейшие подвиги. Я, кстати, именно из тех людей,  которые нуждаются в постоянной подаче этой любви со стороны. Любовь она…  О, вот любовь мне звонит! (улыбается)

Она разная, она проявляется во всем. Начиная от любви к моим собакам и заканчивая любовью к моей бабушке, это разный поток этой энергии и разное ее проявление, но все это – Любовь.

Я не хочу умничать, но для меня это основанная мотивация сворачивать горы. Не просто созидание, а мотивация к постоянному движению, развитию и росту.

Я верю в случай, я – фаталист

Если мы с вами сидим сейчас здесь, значит, мы сидим для чего-то, и все не просто так. Я воспринимаю любого человека, который попадает в мою жизнь, по-особому. Каждый из них что-то должен мне показать, рассказать и донести. В этом, наверное, и есть весь смысл.

Переход на мускулинность – это крайность

А крайности – это всегда плохо и нездорово. Кстати, знаете, почему у нас в стране женщины так активно ухаживают за собой?  Недавно мы обсуждали эту тему с Афой Багировой и пришли к выводу, что на самом-то деле женщины следят за своей красотой вовсе не ради мужчин, а ради других женщин. Между нами всегда присутствует дух соперничества. А мужчины… Ну, после определенного возраста мужчина и вовсе перестает за собой следить. Обвисший живот, лысина, волосы со всех сторон… (улыбается)

Художник должен быть сытым

Зависит от того, чем он занимается. На каком-то этапе он должен осознать реальность и, наверное, пройти этот путь, потому что безденежье – это грустно. Если не имея денег, ты все равно продолжаешь заниматься чем-то – значит, это правда твое призвание, у тебя есть определенная цель, к которой ты движешься. Но если отсутствие денег убивает в тебе мотивацию что-либо делать, значит - это не твой путь. Все равно каждый человек с определенного возраста должен как минимум жить в комфорте. Главное - не ограничивать людей в их проявлениях, если, конечно, они не сказываются негативно на ком-то, в противном случае вы делаете что-то не так.

Бывает, что я не понимаю  чего-то в искусстве, и это нормально, но я не люблю, когда кто-то оценивает работы другого как «плохо» или «хорошо». Это может нравиться или не нравиться, но делить искусство на «плохое» и «хорошее»  – неэтично.

Как-то был у меня опыт работы с режиссером Эльмаром Имановым…

Мы сняли фильм, который в дальнейшем получил очень большой успех и стал первым в Азербайджане, удостоившимся награды «Лучший фильм по мнению кинокритиков» на Роттердамском кинофестивале.

В процессе создания фильма мне постоянно казалось, что происходит что-то странное, режиссеры вообще очень неординарные люди, а тут целая творческая команда! (улыбается) Но когда я увидела конечный результат, сразу поняла, что это настоящее «Вау!» - никак иначе снятую Эльманом картину не опишешь. Результат определенно стоил всех нервов и переживаний. Кстати, фильм реализовывался при практически нулевом бюджете. И это еще одно «Вау!», что, не имея больших денег, можно вывести проект на столь масштабный мировой уровень.

Проект To Be a Woman

…первый раз был показан в Грузии, художники отбирались по принципу наличия работ о женщинах, на женские темы. Сперва в Тбилиси был представлен видео-арт от Азербайджана, а затем все это переросло в большой фестиваль, который совсем недавно завершился и участником которого я была.

А насчет того замазанного граффити на стене…

По мне, граффити для того и создается, чтобы его замазывали и сверху рисовали что-то новое. Не отношусь к этой теме как-то критично или слишком серьезно, хотя очень уважаю артистов и их творчество. Помню, я даже предложила куратору проекта: «Они замазали, а вы продолжайте рисовать сверху! Замажут вновь – вы вновь нарисуйте. Поддерживайте диалог и общайтесь, разве плохо?» (смеется) Не вижу в этом катастрофы.

Потерянным людям ко мне обращаться не надо

Вот не люблю я потерянных людей.  Я люблю людей, которые конкретно знают, чего они хотят. Такого человека я могу направить, поддержать, познакомить с нужными в его сфере людьми. Очень люблю налаживать контакты, прокладывать пути. Но если человек потерян и не может понять, что ему нужно и чего он на самом деле хочет – это сначала нужно решить с собой, возможно, с каким- то специалистом, а вот потом уже ко мне (улыбается).

Я могу влюбиться в человека просто за то, что он делает

Питаю слабость к активным, постоянно чем-то занятым людям. Я могу все им  отдать! (смеется) Если я вижу, что в человеке есть искра, то абсолютно не важно, сколько ему лет, на каком языке он говорит, какой он национальности, мы найдем общий язык.

Всегда.

Фотографии взяты из личного архива, предоставленные материалы запрещено распространять на другие порталы.

И.Нармин

Поделиться:
19714

Последние новости

Все новости

1news TV