Кровавый союз. Для чего и против кого объединились PKK и ASALA
«Террорист террориста видит издалека» - так, перефразировав известную пословицу, можно рассматривать новость об отправке добровольческого отряда сирийских армян к месту проведения турецкой армией антитеррористической операции в Сирии.
Добровольческий батальон сирийских армян имени Нубара Озаняна выдвинулся из Тель-Темира к городу Рас-эль-Айн с целью присоединиться к террористической организации PKK и ее сирийского крыла YPG, против которых на севере Сирии проводит военную операцию Турция.
Армянские пособники террористов имеют к Турции «серьезные претензии» - якобы Анкара предприняла «жестокую атаку» на северо-восток Сирии, чтобы «уничтожить ее народы и в целом демократическую жизнь». Поэтому они призывают населяющих эту территорию «курдов, армян, сирийцев, арабов и все другие народы», объединившись против турецкой армии, «позаботиться о своей земле и жизни».
Сам Нубар Озанян, именем которого названо указанное военизированное подразделение, имел довольно-таки «богатую» террористическую биографию. Он родился в 1956 году в Йозгате в центральной Турции. В 1980-е вступил в «Коммунистическую партию Турции/Марксистско-ленинскую» (Türkiye Komünist Partisi/Marksist-Leninist, сокращенно TKP/ML), признанную в Турции террористической организацией. Будучи видным активистом этой организации, Нубар Озанян (кодовое имя Орхан Бакирджиян) принимал непосредственное участие в терактах против турецкого правительства.
На фото: Нубар Озанян
По данным турецких медиа, в 1992 году отряд Озаняна из нескольких сот человек, выдвинувшись в Армению из иракского Кандиля и сирийского Эль-Камышлы (основные районы дислокации боевых формирований PKK), перешли через турецкую провинцию Агры в Армению, а оттуда были переброшены в Карабах, где были задействованы в боевых действиях на стороне сепаратистов.
После «горячей фазы» конфликта члены банды Озаняна наряду с другими террористическими силами принимали активное участие в формировании в Армении учебных лагерей для террористов PKK, а также ее иранской ячейки PJAK. В этих лагерях, в основном расположенных в районе Вардениса близ озера Севан, а также на оккупированных землях Азербайджана проводилась подготовка боевиков для совершения диверсий и терактов в Азербайджане, Турции и Иране.
С 2015 года Озанян участвовал в вооруженном конфликте в Сирии на стороне террористических отрядов YPG, и был убит в августе 2017 года в боях за Эр-Ракку.
Сегодня «дело» Озаняна/Бакирджияна продолжает сформированный в Сирии террористический батальон его имени. Экстремистская группировка, возглавляемая неким Масисом Отаньяфом, насчитывает предположительно более 200 боевиков из армян, заселяющих сирийские районы Камышлы, Хасеке, Сереканийе, Дирбесийе и Амуде. Стены штаба террористов, ежедневно проходящих военную и идеологическую подготовку и не скрывающих, что их главной мишенью является Турция, увешаны любопытными фотографиями.
Своими «героями» террористы считают, например, члена ASALA («Армянская секретная армия освобождения Армении») Левона Экмекчяна – одного из двух исполнителей теракта в анкарском международном аэропорту Эсенбога в августе 1982 года. В результате кровавого теракта погибли 9 человек, и еще 72 были ранены. На другой фотографии – турецкий журналист армянского происхождения Грант Динк, убитый в Стамбуле в 2007 году, имя которого террористы также используют в целях «черной пропаганды». На третьей – террорист Монте Мелконян (Аво), руки которого по локоть в крови мирных азербайджанцев.
Как указывают турецкие источники, армяне широко представлены непосредственно в отрядах PKK и отличаются высокими навыками подрывной и диверсионной деятельности.
Еще один интересный факт: по данным турецкого международного общества по борьбе с безосновательными претензиями армян (ASİMDER), в ходе апрельских боев 2016 года на армянской стороне воевали переброшенные на линию фронта из Сирии 400 боевиков PKK и сирийских ответвлений этой террористической организации – YPG и PYD. Из них 150 боевиков были сирийские армяне, а 250 – выходцы из Турции, Ирана и Ирака.
Сторонники PKK из числа армян были также активно задействованы против турецких войск в ходе антитеррористических операций турецкой армии в Сирии - «Щит Евфрата», в ходе которой с августа 2016-го по март 2017 года турецкие ВС при поддержке Свободной сирийской армии провели зачистку от боевиков сирийской провинции Алеппо и «Оливковая ветвь», когда с января по март 2018 года террористические формирования были выбиты из района Африн.
Таким образом, явственно видно, насколько тесно связаны между собой боевики PKK и армянские террористы, в том числе, члены ASALA, на что неоднократно указывал и глава ASİMDER Гёксель Гюльбей. По его данным, первая встреча главарей двух террористических организаций состоялась в апреле 1980 года в Ливане. В результате были совершены теракты в генконсульстве Турции в Страсбурге и в представительстве «Турецких авиалиний» в Риме. Позже, в январе 1982 года произошел взрыв в турецком консульстве в Торонто. А в марте один из лидеров ASALA Акоп Акопян (Арутюн Тагушян) признался, что они воюют совместно с PKK.
В 1985-1986 гг. армянские боевики проводили обучение террористов PKK, пишет турецкий политический обозреватель Сабри Баламан. А с получением Арменией независимости в 1992 году террористы PKK уже свободно проникают в эту страну. Процессом руководил брат лидера PKK Абдуллы Оджалана - Осман Оджалан.
В 1987 году между PKK и ASALA было заключено соглашение, по которому армянские боевики обязались поддерживать теракты PKK деньгами и «живой силой».
ASALA предоставила Оджалану дом в Ливане, в армянонаселенном городе Анджар. Здесь же 18 апреля 1990 года было заключено еще одно соглашение между двумя террористическими организациями.
На фото: братья Абдулла и Осман Оджалан
В 1993 году Абдулла Оджалан был избран почетным членом Союза писателей Армении в номинации «За вклад в идею Великой Армении». Затем внутри Армянского национально-освободительного движения был создан комитет «Курдистан», а PKK признала т.н. «геноцид армян».
В июне 1993 года в штаб-квартире PKK в Бейруте состоялась встреча представителей армянской социал-демократической партии «Гнчак», ASALA и PKK. Еще раньше, в январе 93-го в двух церквях Бейрута прошло собрание партии с участием 150 молодых активистов, на котором было принято заявление, в котором, в частности, говорилось:
«В вопросе Карабаха, США и другие страны Запада считают правыми армян. Надо воспользоваться этим шансом и пополнить ряды воюющих в Карабахе армян. PKK же продолжит внутреннюю войну в Турции. Экономика страны будет разрушена, и народ поднимется. Турция будет расколота и будет создано курдское государство. Армяне должны поддерживать хорошие отношения с курдами и поддержать их борьбу. Земли, которые сегодня в руках у турок, завтра будут армянскими».
Данные о сотрудничестве между PKK и ASALA содержатся и в документах ЦРУ. В частности, отмечается, что боевики ASALA проводили подготовку в районе горы Агрыдаг (Арарат) и Ереване. В документе от 26 августа 1985 сообщается о формировании PKK военизированной идеологической группировки в Турции под названием «HRK». В эту группировку вошли как боевики PKK, так и некоторые члены левых группировок и армянские террористы. В другом документе отмечается, что в качестве «психологически эффективного» образца для деятельности террористы PKK переняли опыт армянских террористов, в том числе речь идет об организационно-координационных работах.
15 августа 1984 года по указанию Оджалана диверсанты PKK учинили теракты в районах Эрух провинции Сиирт и Шемдинли провинции Хаккари – эти турецкие территории в основном заселены курдами.
Вслед за этими терактами появилась информация о том, что оружие боевикам поставляла ASALA. Союзничество двух террористических организаций этим не ограничивается, сообщается также, что они совместно наладили наркотрафик, доходы от которого направляются на закупку партий вооружения и вербовку боевиков.
Ф.Багирова