Некачественные «Искандеры»? Как заявление Пашиняна повлияет на военное сотрудничество Армении с Россией
Никол Пашинян отличился очередным заявлением, способным спровоцировать новый виток напряженности в армяно-российских отношениях – премьер Армении подверг сомнению эффективность ракетных комплексов «Искандер».
Отвечая на заявление экс-президента Армении Сержа Саргсяна, выразившего удивление в связи с тем, почему «Искандер» не стрелял на 3-4-й дни войны, Пашинян, по сообщениям армянских СМИ, сказал: «Этот намек может быть адресован мне, но я думаю, что отверженный должен знать ответы на многие вопросы, а не задавать вопросы, на которые он знает ответы. А может быть, они ответят, почему выпущенный «Искандер» [ракета] не взорвалась или взорвалась, например, на 10%?». В ответ на вопрос журналиста: «Бывает ли так?», Пашинян ответил: «Не знаю. Может быть, это было оружие 80-х?»
Тем самым армянский премьер косвенно обвинил Россию в поставке устаревшего, некачественного вооружения. Ответ на сомнения Пашиняна не заставил себя долго ждать - заместитель председателя комитета Государственной думы по обороне Виктор Заварзин в интервью радиостанции «Говорит Москва» раскритиковал мнение армянского политика. Он отметил, что таким образом Пашинян решил подчеркнуть свою невиновность в результатах конфликта в Нагорном Карабахе.
«Когда человек ищет, чтобы он был невиновен, он и «Искандеры» приплетёт, и армянский народ виноват, и военные виноваты. Это, конечно, не соответствует действительности. «Искандеры» у нас — это очень высокоточное оружие, оно проявилось уже неоднократно в различных учениях. Это просто абсолютная ложь [слова Пашиняна — прим. «ГМ»] и даже не подлежит никакому сомнению. Недаром Запад часто говорит по поводу, чтобы мы внесли в переговорный процесс как раз эти ракеты малой дальности. В Сирии они применялись очень точно и неоднократно. Я, мягко сказать, не соглашусь с этим мнением товарища Пашиняна».
Сам Пашинян не сильно отличается от Сержа Саргсяна, «гордящегося» своим участием в Ходжалинском геноциде, и назвавшего «трусостью» ненанесение ударов по азербайджанским гражданским объектам и энергетической инфраструктуре.
Стоит отметить, что в ходе 44-дневной войны армянская сторона неоднократно наносила удары, в том числе, запрещенными кассетными ракетами, по азербайджанским городам, значительно удаленным от зоны боевых действий. В результате погибли и получили ранения мирные жители, в Азербайджане были возбуждены уголовные дела по фактам убийства 101 и ранения 423 гражданских лиц. Были также попытки нанесения ударов по энергетической инфраструктуре, в частности, по крупнейшей теплоэлектростанции на Южном Кавказе - «Азербайджан», а также по гидроэлектростанции «Мингячевир». Обезвреживание ракет силами противовоздушной обороны Азербайджанской армии предотвратило возможную региональную катастрофу.
Признавая применение армянской стороной «Искандеров» и взятие на прицел невоенных объектов в Азербайджане, Пашинян расписывается в совершении военных преступлений и в то же время подтверждает открытую агрессию Армении против Азербайджана. Присутствие «Искандеров» не в Нагорном Карабахе, а в Армении еще раз доказывает неопровержимость обвинений Баку об ударах по территории Азербайджана непосредственно с территории Армении.
Еще в ноябре прошлого года бывший глава Генштаба Армении Мовсес Акопян заявлял о применении «Искандеров» в ходе войны, за что был подвергнут уголовному преследованию по обвинению в «распространении государственной тайны». Сейчас эту «тайну» раскрыл сам Никол Пашинян.
Что касается сомнений армянского премьера в надежности российских «Искандеров», то из озвученных им заявлений напрашиваются два вывода: либо Россия под видом современных ракетных комплексов продала Армении устаревшее вооружение 80-х годов, либо «Искандеры», преподносимые в качестве большого успеха российского военно-промышленного комплекса, неэффективны и ненадежны. Для чего Пашиняну нужно было делать подобный выпад в сторону Москвы?
С этим вопросом мы обратились к известному политологу, эксперту международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархаду Мамедову.
- Я думаю, что высказывания Пашиняна нужно рассматривать в более широком контексте. Потому что, в отличие от азербайджанской стороны, Армения практически не раскрыла ни одной конкретной информации относительно хода боевых действий, жертв со своей стороны. Мы все время слышим разные цифры: у Минздрава Армении – одна цифра о количестве тел, над которыми проведена судмедэкспертиза, у Минобороны – другое число жертв, армяне в Карабахе называют совершенно иное число и т.д. То же самое - с количеством пропавших без вести, в последний раз называлась цифра в 1600 человек.
Все это демонстрирует, насколько прогнила государственная система Армении, насколько не справились со своей функцией госструктуры – в вопросе мобилизации, комплектования армии и т.д. Для Баку все это было ожидаемым, потому что Азербайджан долгие годы проводил политику изоляции Армении, предупреждал о проблемах в сфере армейского строительства в этой стране и т.д.
Почему я начал именно с этой стороны вопроса – дело в том, что после войны было большое количество откровений со стороны высокопоставленных армянских военных, людей, которые непосредственно занимались этим вопросом. Это и руководители Генштаба, и так называемый «глава» карабахских сепаратистов, и Мовсес Акопян - так называемый «министр обороны» марионеточного режима, в дальнейшем - руководитель армянского Генштаба, а затем - главный инспектор Минобороны. И все эти откровения опровергались со стороны администрации Пашиняна. Так что, сейчас очень трудно определить, что во всем этом правда, а что - ложь.
К тому же свойственная Пашиняну манера высказываться - его словесная эквилибристика, когда он увиливает, отвечает вопросом на вопрос, делает намеки, понятные только ему самому - создает, если можно так выразиться, определенную неопределенность в этом вопросе.
Что касается «Искандеров», то на сегодня имеется несколько мнений по этому вопросу. Первое мнение, озвученное после войны – это то, что «Искандеры» не использовались. Возьмем последнее интервью бывшего президента Сержа Саргсяна, где он говорит, что «Искандеры» должны были быть использованы на 3-4 день войны. Еще одно мнение – о том, что эти ракетные комплексы использовались в направлении города Шуша.
Сам Пашинян фактически признал факт использования «Искандеров», но не раскрыл деталей, свалив вину на их «некачественность». Это, кстати, отразится на взаимоотношениях Армении с российским военно-промышленным комплексом. «Искандеры» – один из элементов, которым гордится Россия, одно из ее главных экспортных направлений. Поэтому такое отношение к передовым технологиям РФ явно повлечет за собой ответную реакцию.
Еще один важный момент в высказываниях Пашиняна, о котором мы в принципе догадывались с 2016 года, когда Россия передала эти ракетные комплексы Армении. Во-первых, Армения – единственная страна, которой были переданы «Искандеры», но всегда муссировалась информация о том, что Армения, хотя «на бумаге» и приобрела эти комплексы, но использовать их без разрешения России не может.
«Искандеры», а в дальнейшем и закупленные Азербайджаном в Беларуси практически аналогичные комплексы «Полонез», можно условно назвать «ядерным оружием» Южного Кавказа, которое наличествует у стран, но использовано никогда не будет. Вот этот элемент должен был, как бы, создавать архитектуру безопасности нашего региона, и все это прекрасно понимали. Армянская же сторона захотела использовать эти ракетные комплексы.
Теперь давайте вспомним известное заявление президента Путина, когда в своем интервью он сказал, что стороны практически подошли к подписанию заявления, но Пашинян в последнее время отказался, обосновав свой отказ тем, что не может передать Шушу азербайджанской стороне. Путин тогда отметил, что не понял причины отказа, и для него это оказалось сюрпризом.
Наверняка, именно в этот период и были использованы ракетные комплексы «Искандер», и Россия либо не позволила, чтобы эти ракеты долетели, или же смогла отреагировать, возможно, изменив какие-то настройки с тем, чтобы они не взорвались – словом, предотвратила последствия от этих ударов. Такой расклад выглядит наиболее вероятным в том информационном потоке, который создали Саргсян и Пашинян по вопросу ракетных комплексов «Искандер».
Вообще, в период войны мы могли наблюдать шаги России, направленные на предотвращение переноса действий с международно признанных территорий Азербайджана на территорию Армении. Вспомним провокацию с шоу Тонояна на границе – совещание с якобы «раненными» армянскими солдатами, и увольнение на следующий день Пашиняном командующего, главу штаба пограничных войск Армении. Складывалось впечатление, что он дает пограничникам какие-то приказы, которые те не выполняют. Наверняка, эти приказы касались провокаций на Нахчыванском или на другом направлениях с тем, чтобы Азербайджан дал аналогичный ответ, и Армения могла бы вовлечь в войну Россию и ОДКБ.
Вот в этом контексте складывается такая картина: ракеты действительно могли быть использованы, но последствия были нейтрализованы со стороны страны-поставщика. То есть, это Россия не дала им взорваться.
Противники Пашиняна замечают, как он увиливает, не договаривает – все это свойственно популистам - типу политиков, к которым относится армянский премьер. Читая его последние заявления, складывается впечатление, что все именно так и было – «Искандеры» были использованы, но не достигли цели, или же их взрыв был предотвращен неким механизмом. Есть еще одна версия, о которой говорят российские военные эксперты - армянские военные не вполне профессиональны для того чтобы суметь использовать эти ракеты по назначению.
Теперь Пашинян старается выйти из этой ситуации, и в очередной раз, как и в ряде других случаев, скидывает вину с себя, называя российское вооружение «некачественным».
Это, как я уже сказал, наверняка создаст проблемы во взаимоотношениях Армении с российским ВПК, к тому же если учесть заявление посла России в Армении о том, что РФ участвует в реформировании армянской армии.
Сейчас политические взаимоотношения в Армеии очень чувствительны. Те обвинения, которые высказал Серж Саргсян в своем интервью, могут повлиять на количество протестующих, хотя и не в пользу Саргсяна, но во вред Пашиняну. Поэтому он и посчитал нужным ответить именно на этот тезис экс-президента, и свалить все на якобы некачественность российских «Искандеров». То есть, за заявлениями Пашиняна стоит не столько стремление пойти на обострение с Россией, сколько повернуть внутриполитическую ситуацию в свою пользу, а чтобы этого достичь, он как всегда или нагло врет, или манипулирует информацией.