Армения хочет «статус» для Карабаха. Как насчет статуса для Зангезура? | 1news.az | Новости
Мнение

Армения хочет «статус» для Карабаха. Как насчет статуса для Зангезура?

Фарида Багирова00:00 - 07 / 05 / 2022
Армения хочет «статус» для Карабаха. Как насчет статуса для Зангезура?

Несмотря на отсутствие реальной работы по выполнению трехсторонних договоренностей в рамках мирного процесса претензий у Иревана хоть отбавляй.

Накануне секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян огласил видение официального Иревана по мирному процессу с Азербайджаном. Выступая на брифинге, Григорян озвучил несколько тезисов, отражающих позицию армянской стороны.

Так, по его словам, для заключения мирного договора «должно быть найдено решение нагорно-карабахского конфликта». Решение проблемы армянская сторона видит «в обеспечении безопасности и прав» живущих в Карабахе армян. «Исходя из этого должен быть определен статус. Также будут даны гарантии безопасности. На данный момент мы не знаем, какими будут гарантии с институциональной точки зрения. Мы обсудим это, если в результате переговоров мы придем к какому-то решению и увидим, что безопасность наших соотечественников обеспечена, то дадим согласие», - сказал Григорян.

Далее он коснулся вопроса анклавов между Арменией и Азербайджаном. Григорян сообщил, что до сих пор вопрос анклавов не поднимался: «С обеих сторон есть анклавы: на территории Азербайджана есть анклав Арцвашен [Башкенд – 1news.az], и на территории Армении есть анклавы, и их территории почти равны. Возможный вариант решения таков: анклавы Армении остаются Азербайджану, анклавы Азербайджана, которые находятся на территории Армении, остаются РА».

Говоря на тему создания двусторонней комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы, Григорян отметил, что вокруг этого вопроса ведутся обсуждения. «Мы надеялись, что будет возможно до конца апреля найти решения и двигаться вперед, но могу отметить, что на данный момент продолжаются интенсивные обсуждения по подходам», - сказал он. По его словам, «есть вопросы, ответы на которые пока не найдены. Как только ответы будут получены, об этом будет объявлено публично».

Стоит отметить, что согласно договоренности, достигнутой по итогам трехсторонней встречи Президента Азербайджана Ильхама Алиева, Президента Совета Европейского Союза Шарля Мишеля и премьер-министра Армении Никола Пашиняна 6 апреля в Брюсселе, до конца апреля должно было быть проведено заседание Совместной пограничной комиссии в соответствии с Сочинской декларацией от 26 ноября 2021 года. Мандат Совместной пограничной комиссии должен включать делимитацию армяно-азербайджанской границы, и обеспечение безопасной ситуации вдоль линии границы и вблизи нее.

Азербайджан со своей стороны выразил готовность к переговорам с Арменией. Президент Ильхам Алиев заявил об определении состава азербайджанской делегации по разработке мирного договора и Азербайджанской национальной комиссии по делимитации и демаркации границ между двумя странами. Более того, в соответствии с положениями трехсторонних заявлений, Азербайджан приступил к реальным работам по разблокировке транспортных коммуникаций в регионе, о чем в Баку также было заявлено на самом высоком уровне. В частности, в рамках разблокирования транспортно-коммуникационных линий, на территории Азербайджана построена 60-километровая часть железной дороги, строительство которой будет завершено в следующем году. В полном соответствии с графиком азербайджанской стороной ведутся работы по строительству автомобильной дороги.

Армения никаких работ не то что не начинала, но еще даже, как ранее заявил Президент Ильхам Алиев, не передала координаты предполагаемого маршрута автомобильной дороги через свою территорию.

Но претензий и провокаций при этом хоть отбавляй. В последнее время армянская сторона предпринимает шаги, направленные на эскалацию на государственной границе. Так, по сообщениям Министерства обороны Азербайджана, в эти дни участились обстрелы на Кяльбаджарском направлении. Нашими подразделениями были приняты адекватные ответные меры, оперативная обстановка находится под полным контролем.

Некоторые азербайджанские эксперты не исключают и возможную связь между попытками армянской стороны затянуть принятие решений в рамках мирного процесса и последними акциями протеста парламентской оппозиции в Иреване. На эти же устремления указывают и вчерашние тенденциозные заявления секретаря армянского Совбеза, судя по которым, Иреван вроде бы принимает выдвинутые Баку пять базовых принципов для нормализации отношений между двумя государствами, но в то же время выдвигает предусловия, основанные на своей старой повестке. Хотя пора бы уже смириться с тем фактом, что термины «нагорно-карабахский конфликт», «статус» и т.п. отправлены в архив истории результатами 44-дневной войны. И пора бы понять, что попытки играть в «старые игры» в новых реалиях, как правило, к добру не приводят.

Терпение Азербайджана не безгранично, и на это предельно ясно указал Президент Ильхам Алиев - если Армения не желает выполнять своих обязательств, тогда и Азербайджан не будет нести никакой ответственности в связи с выполнением тех или иных обязательств: «Они должны это знать и не затягивать время. Мы и без того добьемся желаемого. Будет лучше, если они сами поторопятся. Иначе так и останутся тупиком».

И еще одна важная цитата главы Азербайджана, над которой следует задуматься Иревану: «В настоящее время министры, министерства иностранных дел двух стран формируют рабочие группы, считаю, что в ближайшем будущем необходимо начать конкретные переговоры и не надо их слишком затягивать, потому что мирный договор будет подписан именно на основе пяти принципов. Поэтому текст договора может быть в скором времени подготовлен, подписан, и, таким образом, между Арменией и Азербайджаном могут быть налажены связи, в том числе установлены дипломатические связи. Выдвигая это предложение, мы еще раз демонстрируем добрую волю и, повторяю, проявляем дальновидность. Периодически поднимающие голову в Армении реваншистские силы должны знать, что это – единственный путь выхода, а может быть, последний шанс для Армении. Если они откажутся от этого, то тогда и мы не признаем территориальную целостность Армении и официально заявим об этом. Учитывая итоги Второй Карабахской войны, армянская сторона должна хорошо понимать, к чему приведет этот шаг».

Как позицию Иревана расценивают в экспертном сообществе Азербайджана?

- Что касается вопроса о так называемом «статусе», то он снят с повестки дня итогами 44-дневной войны. Нет «Нагорного Карабаха», соответственно не может быть никакого «статуса Нагорного Карабаха». Есть Карабахский экономический район Азербайджанской Республики, - отмечает глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.

- Здесь есть принципиальное решение Азербайджана – поскольку Армения признает территориальную целостность Азербайджанской Республики, то последующие действия, связанные с нарушением территориальной целостности Азербайджана, неприемлемы.

Заявление секретаря армянского Совбеза говорит о том, что Армения согласна с тем, чтобы Карабах оставался в составе Азербайджана. И, поскольку Армения признает Карабах частью территории Азербайджана, то она не имеет никакого права вмешиваться в дальнейшую судьбу этого края.

Азербайджан признает Зангезур частью территории Армении, и не вмешивается в дальнейшую судьбу этого региона, не требует для него какого-либо особого статуса на территории Армении. Так же и Армения - не должна требовать никакого статуса в отношении Карабаха.

Судьбу жителей этого региона определяет Азербайджан – они являются гражданами Азербайджана, по крайней мере, должны ими стать, получив азербайджанские паспорта. После этого их судьбу должен и будет определять Азербайджан. Так же, как и решать вопросы, связанные с их безопасностью.

Президент Азербайджана недавно заявил, что если Армения не признает территориальную целостность Азербайджана, то и мы имеем право не признавать территориальную целостность Армении.

То есть, если по факту Армения будет претендовать на какой-то т.н. «статус Нагорного Карабаха», то мы можем поднять вопрос о статусе Зангезура. Как Армения отнесется к такому варианту? Я не думаю, что он может сулить Армении конкретные политические дивиденды.

Теперь о теме анклавов. Вопрос, на самом деле, находится в подвешенном состоянии, и сегодня, пока комиссия не приступила к работе, очень сложно говорить о том, как может решаться их судьба. Но если стороны соглашаются на признание территориальной целостности в рамках границ, которые существовали в советский период, то все анклавы должны быть возвращены их владельцам – анклавы на территории Армении должны быть возвращены Азербайджану, а анклав Башкенд, который армянская сторона называет «Арцвашен», может быть передан Армении.

Но такой «обмен» (кстати, географически эти территории называются эксклавы, а не анклавы), если он будет произведен таким образом, что все азербайджанские эксклавы остаются на территории Армении, и один Башкенд («Арцвашен») остается Азербайджану, - такой «обмен», вопреки тому, что говорит армянский представитель, отнюдь не равноценный.

Если посмотреть на их географическое расположение, то азербайджанские эксклавы на территории Армении занимают стратегическое положение. В частности, эксклав, который находится на территории Армении – Кярки расположен на магистральной трассе, связывающей Армению и Иран. Эта магистраль имеет исключительное значение для Армении и может иметь ключевую значимость для Азербайджана, потому что фактически его расположение таково, что посредством этого эксклава обеспечивается визуальный контроль над значительной территорией Армении. Поэтому, даже если он небольшой по территории, но его стратегическое значение очень велико.

Эксклавы в направлении Газахского района – Йухары Аскипара и другие (там, кстати, есть и анклавы) – они также имеют стратегическое значение, потому что расположены на путях, которые связывают Армению с Грузией, с одной стороны, с Азербайджаном – с другой стороны, и важные населенные пункты на северо-востоке самой Армении.

Я не думаю, что азербайджанская сторона может принять решение о передаче этих анклавов Армении. Более того, еще раз вспомним историю – указанные анклавы и эксклавы, появились там вследствие того, что некогда часть азербайджанских территорий была отобрана у Азербайджана и передана Армении. Произошел несправедливый территориальный передел, когда часть территорий вокруг этих нынешних эксклавов была передана армянской стороне незаконно, на основании субъективных подходов, на основании давления на Азербайджан.

Так что, это очень чувствительный вопрос, и я не думаю, что предложение армянской стороны может быть предметно рассмотрено. Лично я не считаю, что будет правильно передать эти эксклавы армянской стороне.

Что касается Башкента, называемое армянами «Арцвашен», то его стратегическое значение не столь велико. Он находится в низине, в окружении азербайджанских территорий, горных хребтов, вершины которых находятся под контролем Азербайджана. Поэтому, передав его Армении, стратегических потерь Азербайджан не понесет.

Территориальный обмен - это очень чувствительная тема, поэтому я думаю, что азербайджанская сторона очень внимательно и взвешенно подойдет к этому вопросу с учетом интересов нашей страны.

И вообще, нельзя изначально говорить о каких-то территориальных обменах, пока не начнется предметная реализация процесса делимитации и демаркации.

Все вопросы должны рассматриваться и реализовываться в последовательном порядке, пошагово. Должна приступить к работе комиссия, должен быть выработан инструментарий, представлены карты, на основании которых будет идти процесс. Все это – длительный процесс, и самое главное – его начать.

Надеюсь, что процесс делимитации вскоре начнется, преимущества от чего почувствуют и армянская, и азербайджанская общественность, так как он снимет напряженность в регионе и направит процессы в конструктивное русло.

Поделиться:
4825

Последние новости

Все новости

1news TV