Внучка Шовкет Алекперовой Sho Sultan: «Бабушка дождалась моего рождения, назвала своим именем и вскоре ушла…» - ФОТО – ВИДЕО
Интервью 1news.az с исполнительницей и автором песен, основателем компании «Bestequar» Sho Sultan (Шовкет Султанова).
- Шовкет, как в вашу жизнь пришла музыка и как вы пришли в музыку?
- Впервые на большую сцену я вышла в возрасте 10 лет на праздновании юбилея моей бабушки (народная артистка Азербайджанской ССР Шовкет Алекперова – прим. ред.) во Дворце Гейдара Алиева. Помню момент, когда ведущий представил меня, сказав: «А сейчас поет Шовкет», у зрителей в зале был небольшой шок. Тогда я исполнила песню бабушки в дуэте с Фаридом Мамедовым, позже представлявшим нашу страну на «Евровидении 2013». Но на тот момент я уже была солисткой ансамбля Вагифа Герайзаде «Şərq ulduzları», куда попала по счастливой случайности.
Родилась в музыкальной семье, бабушка известная певица, мама директор музыкальной школы, росла, погруженная в музыку с раннего детства, будучи ребенком я всегда слышала в доме качественную музыку, на которой и выросла. С детства у меня слух музыкальный, я сама в 5 лет села за пианино и «разобрала» саундтрек фильма «Титаник». Под нами жила директор музыкальной школы Наиля ханум, она поднялась и спросила маму: «Это Шоша играет?». На что мама ответила: «Да, что-то там разбирает…». Соседка была в шоке, так как на тот момент я играла, не зная нот. Она прослушала меня, взяла за руку и отвела в музыкальную школу, куда меня приняли в возрасте пяти лет и которую я в итоге окончила с красным дипломом.
Мама знала, как тяжело было моей бабушке, и не хотела, чтобы я пошла по ее стопам, даже зная, что у меня есть голос и слух. Она всячески ограждала меня от сцены, опекая и оберегая как родитель. Мамина подруга, видя все это, всегда говорила, что из-за происходящего у нее душа кровью обливается и однажды, придя к нам, сказала мне одеваться и забрала на прослушивание к Вагифу Герайзаде, за что я ей очень благодарна. Я не знала тогда, куда попала, так как была ребенком, и когда В.Герайзаде сказал мне: «Пой», я спросила: «Кто? Я?». И в ответ услышала: «Нет, твоя бабушка», на что сказала: «А она уже не может петь, она умерла…». И потом он из разговора понял, кто моя бабушка и ему стало немного неловко из-за сказанного ранее. Прослушивание я успешно прошла и была принята в «Şərq ulduzları», где выступала вместе с Сафурой, Фаридом Мамедовым, Микаилом Рафиевым. У меня было очень звездное детство, полное гастролей и концертных выступлений.
Затем я перешла в ансамбль «Bülbüllər» под руководством заслуженной артистки Айбениз Гашимовой, с которым объездила немало стран и приняла участие во множестве фестивалей, где становилась лауреатом, но все это продолжалось примерно до моих 13-14 лет, когда родители, не желающие видеть меня в будущем на сцене, настояли на том, чтобы я посвятила себя подготовки в вуз, в тот момент все и оборвалось. Это сейчас есть соцсети и YouTube, благодаря которым можно стать знаменитым в одночасье, тогда же все было иначе, но я уже была популярной - меня узнавали на улицах, брали автографы, фотографировались и все это вмиг завершилось. Следуя воле родителей, я начала подготовку в вуз и в итоге поступила в БГУ на факультет международных отношений.
- Не пытались настоять на своем и остаться на сцене?
- Я была ребенком и на тот момент уже получила одиннадцатилетнее музыкальное образование, и родители не хотели, чтобы я продолжила получать образование, поступив в консерваторию, так как не видели меня в будущем в музыке, а видели в другой сфере. Родители - наши наставники и проводники, и учитывайте еще и наш менталитет. Скажу так – мое мнение по этому поводу было не совсем услышано папой и мамой.
Но я не сдалась, собрав свои силы в кулак, решила попробовать свои силы в российском «Голосе», заявку на участие в котором подала, учась на втором курсе – прошла все этапы, мне оставалось только отправится в Москву на съемку «слепых прослушиваний». Кстати, это был самый крутой сезон российского «Голоса», в котором участвовал талантливый музыкант Антон Беляев, но, поделившись своей радостью с родителями, услышала в ответ: «Ты никуда не поедешь…».
- Можете назвать произошедшее определенным переломным моментом в вашей жизни?
- Возможно, так как для меня это было просто шоком, родители всячески противились тому, чтобы я была на сцене. У меня была возможность представить Азербайджан на таких конкурсах, как «Новая волна», «Славянский базар», но родители были категорически против, считая, что таким образом огораживают меня от негатива, в то время как я задавала себе множество вопросов о том, почему так происходит и не находила ответов. Выступала исключительно на юбилеях моей бабушки, раз в десять лет, где пела песню «Şövkət» - эта история внучки о бабушке, которую никто другой спеть бы не мог.
- Вы бабушку не застали?
- Застала, мне было всего шесть месяцев, когда ее не стало. Я была долгожданным ребенком в семье, и она меня очень ждала. На тот момент бабушка болела, она пережила потерю дочери. Дождалась моего рождения, назвала своим именем и вскоре ушла…
Дома рассказывают, что когда она меня увидела, то сказала: «Ее будут звать Шовкет». Изначально мама расстроилась, считая имя тяжелым, но потом все поняли, что хорошо, что бабушка назвала меня именно так, что я стану ее продолжением. Мне рассказывали, что как-то бабушка, услышав мой плач, сказала, что он очень мелодичный, подчеркнув следующее: «У нее будет голос, но не разрешайте ей петь». Видимо, эта фраза и стала решающей для моих родителей, не желавших видеть меня на сцене, зная, какой сложный путь прошла моя бабушка…
- И когда ситуация стала меняться в вашу пользу?
- Очень сильно замкнулась в себе и перестала петь, постоянно слыша от родителей «нет» на все, что было связано со сценой, участием в конкурсах и т.д. Но музыке сама я «нет» сказать не смогла, так как сколько помню себя, столько я пишу песни, которые изначально слышали исключительно мои близкие друзья. Ну а потом я стала писать песни на заказ на различные мероприятия – обручения, свадьбы и т.д., и открыла компанию «Bestequar», которая создает песни на заказ по любому поводу. Тогда еще не было искусственного интеллекта, да и не пользуюсь я им и сейчас, все сочиняю сама – не ставлю себе языковых барьеров и пишу на пяти языках. Так я начала зарабатывать на музыке, параллельно работая бренд-менеджером в крупной компании.
- Но вновь вы запели именно в прошлом году – как это произошло?
- Возвращаясь из бизнес-поездки в Баку, в самолете я стала задавать себе множество вопросов о том, почему не пою, чем занимаюсь, получаю ли от своей работы удовольствие. И разбираясь в себе, поняла, что самая большая преграда для меня - это я сама. Сойдя с самолета, я знала, что выпущу в самое ближайшее время свою авторскую песню, начну выпускать песни на электронных музыкальных платформах как артист, и мне уже не важно, примет это семья или нет. Я понимала, что это будет война и в этой ситуации тот, кто со мной, будет со мной, а кто нет – нет. И на этот шаг я пошла потому, что не хочу в конце жизни сидеть и сожалеть о том, чего я не сделала.
Вначале, когда я выпустила первую песню «Возьми мою руку, держись», домашние подумали «побалуется и пройдет», но затем пошла вторая и пользователи социальных сетей в Украине, России, в Беларуси стали снимать под мои песни тиктоки, а большие российские паблики стали публиковать песню, так как она на русском языке. О песне было множество позитивных отзывов и таким образом механизм заработал и сейчас меня не остановить (улыбается).
- Ваша песня обрела определенную популярность, минуя телевизионные эфиры, которые также способствуют популяризации, но в азербайджанском телевизионном эфире нет Sho Sultan – почему?
- Я работаю с большим количеством артистов, которые появляются в телеэфире, многие артисты были вхожи в наш дом, и я знаю их с детства, но себя в эфире не вижу. Быть артистом в 2024 году - это не значит, что нужно появляться в телевизионных эфирах или каких-то хит-парадах. Достаточно выпустить качественный трек, который «залетит» и который будут слушать слушатели из разных стран.
До сегодняшнего дня у меня нет ни одного клипа, я просто выпускаю музыку. Музыка создается для того, чтобы тебя слушали, а не для того, чтобы на тебя смотрели и обсуждали новый наряд. Возможно, когда-то сниму какой-то интересный видеоклип, но в целом я больше про музыку.
- О чём ваша музыка в первую и главную очередь?
- Не люблю пустые тексты, честно. Сейчас у меня на электронных площадках один трек «Возьми мою руку, держись», он был написан мной 10 лет назад. Материала за те годы, что я не пела, накопилось очень много, но я решила выйти с этой песней, близкой по теме многим. Следующие треки будут выходить подряд и каждый из них будет наполнен глубоким смыслом – как правило, это песни про любовь, написанные на пережитых эмоциях. Один из предстоящих релизов - это интерпретация песни моей бабушки Qəmgin mahnı, которую вы скоро услышите.
- Вы понимаете, какая на вас ответственность лежит как на внучке легендарной Шовкет Алекперовой?
- Да, конечно. Это огромная ответственность в целом, а не только касаемо новой интерпретации «Qəmgin mahnı». Очень долго размышляла на эту тему, и только спустя 15 лет снова запела. Мой самый большой страх кроется в том, что слушатели всегда будут вести определенную параллель и сравнивать меня с бабушкой. Но когда меня просят спеть что-либо из ее репертуара, я этого не делаю и делать не буду. Никому не советую петь песни из репертуара Шовкет Алекперовой, так как она неповторима, а сделать лучше не получится ни у кого. Страшат меня эти параллели и сравнения, но многие люди просто не знают, чья я внучка, и стараюсь не кричать об этом. Даже мой творческий псевдоним не перекликается в бабушкиным именем. Но мне приятно, что я смогла собрать свою аудиторию слушателей именно как Sho Sultan, не делая акцент на том, чья я внучка. Хочу, чтобы меня полюбили как артиста, да и мое творчество никак не перекликается с тем, что исполняла моя бабушка. Если она old school, то я new school c совершенно иным жанром и направлением, подачей. Не ждите от меня что-то в стиле Шовкет Алекперовой, никогда не буду петь так, чтобы невольно провоцировать сравнение. Это неправильно, поэтому старательно обхожу эти острые углы.
- Но согласитесь, что быть внучкой Шовкет Алекперовой - это определенный весомый бонус?
- Соглашусь, но только в том случае, если ты используешь этот бонус, а я его не использую. Ну разве что использовала раза 2-3, будучи ребенком. Безумно боясь стоматолога, я заявила, что являюсь внучкой Шовкет Алекперовой, на что услышала в ответ «ну раз внучка, то больно не будет» (улыбается). Начинать разговор или знакомство со слов «вы знаете чья я внучка», это не про меня, не моя это история. Не побоюсь этого слова, я self-made. Я пою, и если слушателю нравится мой голос и мое творчество, то он будет слушать меня вне зависимости от того, чья я родственница.
- Ваш отец не сравнивает вас со своей знаменитой мамой? Может, у вас есть какие-то схожие черты с бабушкой, которые заметны только членам семьи?
- В детстве очень часто об этом слышала, сейчас, можно сказать, практически это не обсуждается. Помню множество ярких моментов из детства, в ходе которых слышала в свой адрес от отца «мама тоже так говорила», но все это осталось в детстве.
Мой папа – деловой мужчина, который постоянно на работе, он не красноречив, но я все всегда понимала по его взгляду. Когда я начала петь, он промолчал, но в глазах его была поддержка. Я росла неизбалованным ребенком, но при этом папа мне ни в чем никогда не отказывал. Помню, как он мне, маленькой девочке, купил микрофон для пения, папа привил мне вкус к хорошей музыке, за что я ему всегда буду благодарна.
- Кто или что является вашим главным мотиватором по жизни?
- У меня нет конкретного такого человека, который является моим мотиватором или проводником. Есть я сама, которая сама себя выбросила из определенной зоны комфорта, дала пинок и сказала себе: «Девочка, ты долго сидела, вставай и иди, кого ты ждёшь?!».
Мотивацией стал мой страх оказаться в конце жизни нереализованной как музыкант, и сожалеющей о том, что не сделала в свое время важный и нужный шаг, рада тому, что я его сделала и сама для себя стала мотиватором. Моей дочери 5 лет, и я готова поддержать ее во всех начинаниях, делая все возможное и невозможное для ребенка. Мне важно, чтобы моя дочка понимала, что если что-то не получается, то это не проблема, как и то, что никогда не поздно что-либо начинать – я тому яркий пример. Не будьте сами себе преградой, просто встаньте и делайте то, что вам по сердцу, не откладывая это на завтра. И еще главное не бояться ошибок, без них невозможно узнать, как правильно, плюс у каждого из нас свой путь, но если у вас есть мечта, то обязательно делайте все для того, чтобы она осуществилась.
Хочу, чтобы меня услышали как можно больше людей и делаю все для этого возможное. К примеру, помимо авторских песен, пишу азербайджанские тексты к хитам, которые перепеваю, и эти адаптированные cover-версии очень тепло встречаются моей аудиторией. Мне очень нравится пропагандировать наш язык, нашу музыку и мне приятно получать позитивные отзывы от слушателей, которые не понимают азербайджанского языка, но с удовольствием слушают мою музыку. Главное, что я знаю, что могу больше и сделаю еще больше интересных музыкальных проектов, просто надо немного ускорится – уверена, что каждый слушатель найдет в моих новых песнях именно что-то для себя, так как я пою душой и это мое главное отличие от многих артистов.
- Что вы себе желаете на этом творческом пути?
- Желаю, чтобы никогда не жалела о шаге, сделанном год назад навстречу своей мечте, чтобы я достигла тех самых высот, но у каждого из нас свои лимиты. Хочу продолжать и дальше идти к своей цели, благодаря себя ежедневно за сделанный вовремя шаг. Что бы я ни сделала, я верю в это – в этом моя философия, нужно верить в то, что ты делаешь. Просыпаясь каждое утро, благодарю себя за выбор, сделанный год назад, именно этот выбор кардинально изменил мою жизнь в лучшую сторону.
- Как по-вашему, бабушка поддержала бы ваш выбор?
- Возможно, что 15 лет молчания в моей жизни и не было бы, будь она рядом. Возможно, именно она бы сказала мне первая: «Ты поешь, у тебя есть голос, иди и пой!». Хочется верить, что было бы именно так, что она всячески поддерживала бы меня и не разрешала кому-либо запрещать мне петь и заниматься творчеством.
Как я отметила в начале беседы, в свое время именно бабушка сказала обо мне: «У нее будет голос, но не разрешайте ей петь», но не исключено, что, услышав меня сейчас, она бы поменяла свое мнение. Уверена, что она сделала бы мне множество замечаний, к которым я бы однозначно прислушалась. Дала бы многочисленные советы и просто была бы для меня огромной поддержкой, но, к сожалению, этого нет, но хочется верить в то, что все было бы именно так, как я себе представляю.