Расим Мусабеков: «Армяне хотят спровоцировать Азербайджан на военные действия, чтобы вмешались их покровители»
Николу Пашиняну снова не удалось «прорубить окно в Европу». Монотонный визит армянского премьера в Брюссель, подписанные документы не позволяют говорить о вожделенном Пашиняном «прорыве» в отношениях Армении с Европейским Союзом.
Почти все официальные лица ЕС, с кем ему удалось встретиться, четко дали понять Пашиняну, что его политика неприемлема для Европы. И как бы Пашинян ни пытался снова и снова использовать карту «демократа», в Брюсселе ему четко объяснили, что эйфория от «бархатной революции» уже позади, и от него давно уже ждут реальных действий. Официальные лица ЕС также объяснили Пашиняну, что ему больше не удастся усидеть сразу на двух стульях, он должен определиться с вектором внешнеполитического курса Армении – либо Россия, либо Запад, если желает заполучить финансово-экономическое содействие у Запада.
И главным требованием ЕС от Армении стал запуск в полную силу всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве, которое Армения ранее подписала с ЕС, но до сих пор тянет с реализацией. А, как известно, реализация соглашения требует от Армении эффективной деятельности правительства, модернизации функционирующей инфраструктуры. В Брюсселе хоть и обещали финансовое содействие правительству Пашиняна, но четко указали, что помощь будет предоставлена только в том случае, если Армения выполнит взятые на себя обязательства в этом вопросе.
Второе поражение Пашинян во время своего брюссельского вояжа получил в вопросе нагорно-карабахского конфликта.
Пашинян в Брюсселе повторил свой прежний тезис: мол, он не представляет население Нагорного Карабаха и имеет «только мандат жителей Республики Армения». По его мнению, «мирные переговоры могут дать ощутимый прогресс только тогда, когда представители Нагорного Карабаха сядут за стол переговоров, и их голос будет услышан».
Но в Брюсселе Пашиняна огорчили.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини выступила против предварительных условий в переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан заявил о необходимости сохранения действующего формата переговоров: «Думаю, что лучше сохранить нынешний формат. Не нужно стремиться создать что-либо новое только ради новизны», - сказал Хан.
А председатель Европейского Совета Дональд Туск и вовсе заявил, что сохранение статус-кво в карабахском конфликте не может долго продолжаться.
Таким образом, Брюссель не оправдал ожиданий Никола Пашиняна.
Об итогах визита премьер-министра Армении в Брюссель 1news.az побеседовал с политологом, депутатом Милли Меджлиса Расимом Мусабековым.
- Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини выступила против предварительных условий в переговорах по Карабаху, а комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан заявил о необходимости сохранения действующего формата переговоров. О чем это говорит?
- Никол Пашинян поехал в Брюссель попрошайничать, и ему дали ясно понять, что без прогресса в карабахском урегулировании в значимых объемах денег ему ждать не стоит. Это также свидетельствует о том, что поле для пустопорожных речей, маневров Пашиняна сужается. Все прекрасно понимают, что предложения Пашиняна нацелены на то, чтобы затруднить процесс в плане содержательных переговоров и переключить его на обсуждение второстепенных вопросов.
Появление сепаратистов за столом переговоров означает, что все 20 лет переговорного процесса идут коту под хвост и надо начинать все сначала. Таким образом, Армения может выдвинуть карабахцев вперед, а сама за их спиной уклоняться от ответственности. Это все прекрасно понимают. Дешевые ходы Пашиняна могут быть хитрыми только для него самого, для всех остальных смысл его разглагольствований вполне очевиден.
- Аргумент Пашиняна о том, что он не может вести переговоры от имени сепаратистов, потому что они не избирали его премьером…
- Я не хочу его бредовые аргументы комментировать. Все понимают, что это – надуманные вещи, что бы он ни говорил. Это абсурдная и шизофреническая аргументация. Есть конкретно оккупированные азербайджанские территории армянскими войсками, он разве не знает, что все это знают? И теперь он собирается от содержания вопроса переходить к каким-то второстепенным моментам.
- По последним заявлениям официальных лиц Армении выходит, что они ужесточают свою позицию по урегулированию конфликта?
- Они стали прибегать к авантюризму. Они с легкостью свергли Сержа Саргсяна, и сейчас им кажется, что все вопросы можно легко решать, надо всего лишь проявить волю и настойчивость. Можно ли проявить волю и настойчивость и поднять 200-килограммовую штангу? Нет. Точно так же есть вещи, которых невозможно добиться волевым напряжением. Пока они этого не понимают, и поэтому мы наблюдаем подобные действия. Но хочу отметить, что их заявления никто всерьез не воспринимает. Им кажется, что если повысить ставки, то можно добиться компромисса на выгодных для них условиях, хотя это полный абсурд.
Я не исключаю, что в их авантюристских расчетах есть такой вариант. Нужно каким-то образом спровоцировать военные действия, вину за которые можно возложить на Азербайджан. Чтобы, несмотря на определенные потери, вмешались их покровители, остановили боевые действия и ввели разделительные силы. В этом случае, Азербайджан уже не сможет оказывать военное давление на армян. То есть, мир будет установлен на более выгодных для армян условиях.
- До сих пор команда Пашиняна не выражала позиции по Карабаху и стала делать это лишь после того, как укрепила свои позиции в Армении.
- Это естественно, у них были внутренние вопросы, и надо было выиграть время. С другой стороны, сегодня сложилась ситуация, когда надо брать на себя ответственность за любые решения, как в сторону продвижения мира, так и войны. Они сейчас пытаются из достаточно сложной для армянского руководства ситуации выбраться.
Они понимают, что если пойдут на серьезные переговоры и возьмут на себя ответственность за вывод армянских войск с оккупированных территорий, то подвергнутся давлению и атаке со стороны карабахского клана. С другой стороны, получить дополнительную паузу уже невозможно.
- Какие действия должен предпринять Азербайджан в сложившейся ситуации?
- Нам конкретно нужно поставить их перед ситуацией, когда за срыв переговорного процесса ответственность будет ложиться на Пашиняна и его команду. Затем Азербайджан может прибегнуть, в том числе, и к определенным военным действиям как средству давления, но при этом достаточно осмотрительно не поддаваясь на провокацию. Если завтра они будут строить поселок в Физули, надо четко объяснить сопредседателям, что любые подобные действия будут пресечены.
Эльшан Рустамов, Г.Р.