Язык до Киева доведет. А газ ?
В последнее время Центральная Азия напоминает девушку, которую с разных сторон обхаживают ухажеры из ближнего и дальнего зарубежья. Но их интересует не ее «красота», а довольно приличное «приданное» в виде заманчивых энергетических ресурсов.
Уже с начала года в регионе побывали первый заместитель помощника Государственного секретаря Государственного департамента США, посол Стивен Манн, помощник Государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер. Руководство российской компании «Газпром» недавно заключило соглашение с Киргизией по поводу разработки газовых месторождений. Южнокорейские компании собираются начать разведку каспийских месторождений Казахстана. И в этом списке энергетически озабоченных гостей визит президента Виктора Ющенко в Казахстан также не являлся исключением.
Основная задача сводилась к тому, чтобы в очередной раз увлечь Астану украинскими нефтяными проектами. Еще в прошлом году, во время визита Нурсултана Назарбаева в Киев, Украина активно предлагала Казахстану подключиться к нефтепроводу Одесса-Броды-Плоцк. Но, как и тогда, в этот раз Назарбаев снова намекнул на то, что проекты такого рода маловероятны без участия России. Не случайно глава Казахстана демонстративно проигнорировал саммит по энергетической безопасности прошлой осенью в Вильнюсе: многоопытный политик осознавал, что одна из целей - прощупать нефтегазовые позиции Казахстана и Туркменистана на предмет антироссийской направленности.
Хотя дело не только в том, что для Казахстана Россия является более важным стратегическим партнером, чем Украина. Просто у Астаны уже определились свои нефтегазовые приоритеты, и украинские проекты для нее не столь привлекательны прежде всего потому, что не очень прибыльные. В то же время Москва активно продвигает не только Прикаспийский газопровод, но и участие Казахстана в проекте «Бургас-Александруполис».
На этом фоне странные идеи премьер-министра Украины Юлии Тимошенко о самостоятельном выходе страны на центрально-азиатских продавцов газа и нефти выглядят довольно экзотично. А просто так участвовать в газовых разборках Москвы и Киева лидеры стран региона посчитали себе дороже. Энергетический треугольник «Украина-Россия-ЦА» не получится переделать в прямую линию из пункта «ЦА» в пункт «У». Ведь перспектива того же Транскаспийского газопровода туманна, особенно после того, как французская корпорация «Газ де Франс» официально отозвала заявку на участие в строительстве газопровода «Набукко», а Венгрия присоединилась к российскому газовому проекту «Южный поток».
Скорее всего, Украина решила подыграть энергетическим амбициям Казахстана по поводу самостоятельного выхода на рынки соседних государств в нефтеперерабатывающей сфере, что уже произошло после покупки национальной компанией «КазМунайГаз» 75% акций румынской компании «Rompetrol Group NV (TRG)». Именно поэтому, было озвучено предложение о строительстве НПЗ на Украине с участием Казахстана. Стоит напомнить, что еще 10 лет назад Казахстан пытался взять под контроль Херсонский НПЗ, но тогда это не получилось.
Нынче Киев ради тесной экономической привязки к Казахстану готов пойти еще дальше, рассматривая возможность участия Казахстана в строительстве морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав» (Крым), а также причала для сухогрузов в морском порту Ильичевск. Украина также предложила свою помощь в лоббировании казахстанских интересов в рамках ЕС. Вполне своевременное предложение, учитывая, что в своем ежегодном послании президент Назарбаев сделал акцент на программу «Путь в Европу». Проблема только в том, что у самой Украины в отношениях с ЕС не все гладко.
К тому же Астану смущает продолжающийся передел собственности на Украине. Внутриэлитные трения между Ющенко и Тимошенко уже нанесли удар по энергетической безопасности Украины. И было бы неверным думать, что в странах Центральной Азии не следят за всеми этими энергетическими конфликтами, тем более что Украина является одним из крупных покупателей центрально-азиатского газа. Она ежегодно импортирует при посредничестве российского «Газпрома» и «RosUkrEnergo» 55 млрд. кубометров газа из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Нынешняя
политика стран региона в этих процессах больше напоминает позицию обезьяны, которая сидит на дереве и наблюдает, за борьбой двух тигров, выжидая удобный момент. И эта политика себя оправдывает, так как Астана, Ташкент и Ашгабад уже вытребовали у «Газпрома» повышение цены как на свой газ, так и за его транзит.
При этом можно предположить, что в Центральной Азии сделали свои выводы из российско-украинских газовых споров последнего времени. Во-первых, на Востоке не любят слабых, а Украина изначально была в уязвимой позиции, к тому же в статусе должника. Во-вторых, России также не стоит обольщаться, ведь ее политика «энергетического давления» на соседние государства все больше убеждает Казахстан, Узбекистан и Туркменистан в правильности избранной многовекторной нефтегазовой стратегии. Активность Китая здесь тоже не случайна: она не только ударяет по энергетическим интересам России, но и по любым надеждам Украины начать самостоятельную нефтегазовую игру в регионе. Сейчас в Центральной Азии в моде политика «дистанционного партнерства». Именно поэтому страны региона всеми силам будут поддерживать ухаживания разных претендентов на «приданное». Так легче набить себе цену и выторговать более выгодные условия.
Досым Сатпаев, член Экспертного совета РИА Новости
Публикуется в рамках сотрудничества РИА Новости и 1news.az