Сербия снова приняла парламентские муки | 1news.az | Новости
Точка зрения

Сербия снова приняла парламентские муки

20:14 - 12 / 05 / 2008
Сербия снова приняла парламентские муки

Сербия избрала себе на внеочередных выборах очередной «висячий» парламент. Нехорошее слово, но что же делать, если со времени свержения режима Милошевича и воцарения в стране системы многопартийной демократии еще ни одна партия не удерживалась у власти более года.

С 2000 года у сербов снесло большими и малыми кризисами уже семь парламентов, и нынешний будет восьмым. От родовых парламентских мук стране придется теперь переходить к родовым правительственным мукам. А это будет еще больнее. То, что в Народной скупщине ни одна партия не будет иметь большинства, нужного для стабильного управления страной, в принципе было ясно еще до выборов, но стало еще яснее к вечеру дня голосования, официальные итоги которого должны быть объявлены не позднее 15 мая.

Трудно было ждать другого от нации, которой уже больше десятка лет не дают «найти себя», которая расколота на про- и антизападников, и раскол которой еще более углубили «косовским синдромом». А если уж Сербия начала хромать – то это надолго, потому что такую хромоту на Балканах обычно поддерживают искусственно.

В Сербии победой оказались «немного беременны» все партии. По предварительным итогам голосования, на выборах никто не победил вчистую. «Почти победила» президентская коалиция «За европейскую Сербию – Борис Тадич», которая при 38,7% голосов будет иметь 102 места в скупщине. «Немного победила» Сербская радикальная партия Томислава Николича, у которой 29,2% и будет до 77 депутатов. «Народный блок» бывшего премьера Воислава Коштуницы, в составе Демократической партии и партии «Новая Сербия» и ее лидера Велимира Илича, «взяли» 11.3% и могут рассчитывать на 30 мандатов.

Социалистическая партия (бывшая партия Милошевича) и ее лидер Ивица Дадич получили 7,6% и до 20 мандатов. Либерально-демократическая партия (ЛДП ), кстати, единственная партия страны, которая согласна с отделением Косово, может иметь до 14 мест. Плюс еще 7 отойдут партиям этнических меньшинств.

Тадич уже провозгласил полную победу и объявил, что начинает переговоры о формировании правительственной коалиции. Но это было сделано явно в состоянии сильной эйфории - союзников у него катастрофически не хватает. Он пока может рассчитывать только на коалицию лишь с истово проевропейской ЛДП. А это значит, что в 250-местном парламенте у него не будет большинства. Лидер радикалов Николич в свою очередь уже сказал, что он будет сам формировать правительство, и на это у него как раз и хватит партнеров. Он, вместе с демократами Коштуницы и социалистами Илича, вполне может рассчитывать на комфортное большинство в минимум 127 мест.

Тадича поздравили с победой уже почти все лидеры ЕС. Это удивительно только на первый взгляд. Навряд ли можно припомнить иные примеры столь явного вмешательства Брюсселя в какие-либо европейские предвыборные кампании, как в нынешнюю в Сербии. В ЕС, правда, этому термину предпочитали более скромный - «стимулирование». Но это было очень активное «стимулирование» в поддержку нынешнего президента.

Менее чем за две недели перед сербскими выборами Брюссель подписал с Сербией Соглашение об ассоциации и стабилизации. Его считают первым шагом на пути к началу переговоров о присоединении к Европейскому Союзу. Сербам одновременно обещали немедленно до предела упростить визовой режим, а комиссар Евросоюза Жак Барро заявил за неделю до выборов, что изоляция Сербии, наконец, закончилась. При этом никто даже не вспоминал, что у соглашения есть одно жесткое условие – Сербия может получить билет в ЕС только после того, как сербское правительство окажет трибуналу в Гааге полное содействие в выдаче оставшихся военных преступников и в первую очередь в поимке и выдаче лидера боснийских сербов генерала Ратко Младича. Для многих сербов он до сих пор легенда.

Сделав ставку на Тадича, Европа поддерживала его так рьяно, что даже обидела других балканских кандидатов на вступление в ЕС. Брови взлетели у Македонии, которая уже давно адаптировала свои законодательства, внутреннюю политику, экономику, торговлю, финансы и пр. к общеевропейским и прямо заявила, что не может понять, почему не она, а Сербия, не сделавшая и десятой части македонского, первой получила билет на «курьерский европейский».

В принципе, конечно, все это, несколько неэтично, но ничего страшного или непонятного в таком откровенном вмешательстве в сербскую политику со стороны ЕС нет. В конце концов, если Брюссель готовится принять Сербию, ему небезразлично, кого впускать в «свой дом». Некрасиво было то, как вплетали в сербские выборы антироссийские мотивы.

Выборы и Тадичем и Европой откровенно подавались не как чисто сербское внутреннее политическое событие, а как символический выбор сербов между Западом и Россией, между тем, идти ли Сербии в ЕС или и дальше прислоняться к России, а значит - идти в прошлое. Между тем по первому вопросу у сербов никаких проблем с выбором даже и не стояло. Подавляющее большинство сербов за вступление в ЕС, поскольку они хорошо понимают, что, несмотря на то что, как говорят в Сербии, «бог на небе, а Россия – на земле», наше дорогое отечество не может дать им того, что может предоставить Европа. Да и все без исключения политические партии страны выступают за вступление Белграда в ЕС. Протии чего, кстати, Россия ничего не имеет.

Однако пока даже не факт, что новое правительство будет формировать именно Тадич. Законом на это отводится 90 дней после первого учредительного заседания Народной Скупщины. Оно же должно пройти не позднее 15 июня. С учетом того, что на Балканах ничего не случается ни легко, ни быстро (кроме конфликтов), сербы могут ждать своего правительства аж до сентября.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Поделиться:
1893

Последние новости

Все новости

1news TV