Продолжение африканского абсурда
Президент Зимбабве Роберт Мугабе продолжает раздвигать пределы абсурда, которые, казалось бы, даже на африканском континенте сегодня уже расширить невозможно.
Сначала в стране в очередной раз объявили о переносе второго тура президентских выборов. Первый прошел еще 29 марта, но его результаты не понравились Мугабе, и он заставил избирательную комиссию «пересчитать» голоса, что задержало обнародование итогов до 2 мая.
Теперь вместо положенного по закону 21 дня с объявления результатов, выборы состоятся через 90 дней – т.е. пройдут не раньше самого конца июля, а то и в начале августа. А 16 мая в некогда одной из самых благополучных стран африканского юга (причем благополучной и до, и после независимости 1980-го) пошла ходить банкнота достоинством… в 500 миллионов зимбабвийских долларов. Как сказано в сообщении Резервного банка (Центробанка) Зимбабве - «для удобства расчетов клиентов».
Страна, в которой неудобно рассчитываться более мелкими купюрами, совершенно явно, тяжело и, самое главное, до запущенности больна. С этим согласны все – и международные эксперты, и противники, и дальние союзники, и близкие соседи. Равно как и с тем, что у всех политических и экономических болезней Зимбабве один диагноз - Роберт Мугабе. Бывший лидер национально-освободительной борьбы с белыми расистами, бессменный президент с 1980-го года сегодня стал живым воплощением того, во что с неизменным постоянством вырождаются Робин Гуды всех времен и народов, если честно и во время не заканчивают на плахе – в заурядного, самовлюбленного тирана.
После «пересчета» голосов избирком объявил, что Мугабе набрал 43,2% голосов, а претендент оппозиционного «Движения за демократические перемены» Морган Цвангираи 47.9%. Поскольку ни один не имеет простого большинства, будет второй тур, хотя оппозиция и утверждает, что она победила уже в первом с 50,3%. Здесь, справедливости ради, надо заметить, что никто толком не может объяснить (включая самих противников Мугабе), откуда, собственно, у оппозиции такие точные данные, если учесть, что ее представителей «головорезы Мугабе» даже не подпускали к избирательным участкам. Но зачем, как говорят англичане, позволять фактам портить хороший рассказ.
Самое поразительное в том, что никто в Африке за пределами Зимбабве до сих пор не может решить, что же, собственно, было бы лучше всего сделать с «последним героем» Зимбабве. Все вроде согласны, что ему настала пора уходить. Но не все согласны – как именно это должно быть оформлено и как лучше его на это подвигнуть. На недавней встрече Африканского союза в Танзании лидеры африканских государств так и не пришли к единому мнению на этот счет. Некоторые африканцы даже склонны винить в том, что вопрос не движется с места, президента ЮАР Табо Мбеки. Он еще до выборов взял на себя роль некоего гаранта их справедливости и посредника в отношениях между Мугабе и оппозицией.
Мбеки, лидеру самой мощной страны африканского юга, было бы на первый взгляд действительно проще всех сказать коллеге, что его «время истекло» и пора уходить. Но соратники Мугабе по правящей партии ZANU-PF так крепко вросли в организм страны, получили столько земли, предприятий и власти, что навряд ли готовы с кем-либо делиться. А иметь рядом с собой некое подобие охваченного гражданской или клановой войной второго Сомали Мбеки совершенно ни к чему. Такая война неизбежно перекинется и на ЮАР. Уже сейчас в ЮАР насчитывается от 4 до 5 миллионов беженцев из Зимбабве. В бедных пригородах экономической столицы страны - Йоханнесбурге в последние дни, кстати, уже начались столкновения коренных жителей с зимбабвийскими иммигрантами, которые, как считается, отбирают у юаровцев работу.
Так что осторожность президента ЮАР вполне оправдана. Он пытается в последнее время договориться с Мугабе о проведении второго тура под «присмотром» наблюдателей из Африканского союза и склонить его к «полюбовной сдаче власти», а его молодым товарищам по партии обеспечить гарантии участия в управлении страной. Это трудно, но лучше, чем открытая гражданская война.
Как пройдут предстоящие выборы и, главное, на какие средства – пока даже трудно себе представить. Для первого тура Центробанк Зимбабве печатал деньги с такой скоростью, что инфляция с мартовских 165 000% (ста шестидесяти пяти тысяч процентов) к середине мая уже подошла почти к 200 000%. Точно определить ее темпы никто не берется. Некоторые эксперты говорят, что она может быть в несколько раз больше. Вполне может быть, если учесть, что с января в стране уже появились банкноты сначала в 10 миллионов, потом в 50 млн, далее, 2 мая, в 100 и 250 млн, а ныне и в 500 миллионов зимбабвийских долларов. За один доллар США на черном рынке Хараре теперь дают почти 250 млн зимбабвийских. А ведь еще в начале 80-х зимбабвийский доллар стоил дороже «зеленого» американского.
Но даже это еще не все. Резервный банк параллельно с новыми 500-миллионными бумажками выпустил и специальные агро-чеки для того, чтобы помочь фермерам продавать урожай – сейчас в стране наступила пора сбора и продажи государственным приемным пунктам табака и маиса. Так вот, эти чеки вышли деноминациями в 5, 25 и 50 МИЛЛИАРДОВ зимбабвийских долларов. Самый большой толк от них в том, что теперь деньги фермеры могут не везти домой на тележках. Буханка хлеба в стране сегодня стоит около 250 миллионов долларов.
Мугабе, к сожалению, отнюдь не первый африканский деятель, которому удалось заодно с колониализмом и расизмом искоренить здравый экономический смысл и все то полезное, что досталось ему в наследство от «ненавистного расистского режима Яна Смита». Такие лидеры уже были и ушли из Уганды, Конго, Либерии… Мугабе лишь подтверждение того, какая это опасная штука - власть. Особенно в Африке.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости