Пакистан и Индия на встречных курсах | 1news.az | Новости
Точка зрения

Пакистан и Индия на встречных курсах

12:44 - 23 / 05 / 2008
Пакистан и Индия на встречных курсах

Состоявшийся визит министра иностранных дел Индии Пранаба Мукерджи в Пакистан скорее следует назвать «сверкой часов» Нью-Дели и Исламабада, чем полнокровными переговорами о нормализации двусторонних отношений.

Темы, заявленные Нью-Дели на переговоры Пранаба Мукерджи с его пакистанским коллегой Шах Мехмудом Курейши, безусловно, звучали именно в контексте нормализации. Но с поправкой и на вынужденный полугодовой перерыв в диалоге, вызванный политической нестабильностью в Пакистане, и на полную смену пакистанского правительства.

Возобновление диалога, начатого сторонами несколько лет назад, предполагало сверку позиций с новым правительством в наиболее проблемных сферах в отношениях двух стран. К ним стороны относят выработку мер по достижению мира, безопасности и доверия, проблему спорных территорий, в частности индийского штата Джамму и Кашмир, борьбу с терроризмом и контрабандой наркотиков, свободное перемещение людей через границу, развитие экономического и торгового сотрудничества.

Наконец, как призналась накануне визита индийская газета «Экономик таймс», Пранабу Мукерджи предстояло ещё и уяснить, кто именно определяет политику Пакистана на сегодняшний день. Вопрос для Индии не праздный, учитывая, что конкретные персоналии в руководстве обеих стран всегда и во многом определяли и характер отношений.

Понятно, что из всех обозначенных проблем самой нерешенной (если не сказать «вообще нерешаемой») остается проблема спорных территорий. Для решения такой проблемы необходима готовность обеих сторон к компромиссу, предполагающему взаимные уступки.

Причем, как показывает практика, эти уступки не обязательно должны носить «территориальный» характер. Возможны и другие варианты, такие как придание особого статуса для спорной территории или проведение на ней референдумов. Единственное, что является в подобных случаях обязательным, так это поиск сторонами новых подходов к решению проблемы. Вот этого-то на сегодняшний день и незаметно, за исключением разве что редких инициатив Исламабада.

В других проблемных сферах Индия и Пакистан работают на встречных курсах. По крайней мере, стараются так работать. Понятно, что терроризм, контрабанда наркотиков и дырявые границы одинаково опасны для социальной стабильности и безопасности каждой из сторон, и согласование сторонами своих усилий - процесс вполне адекватный. Хотя и здесь не помешали бы, например, смешанные комиссии, которые бы занимались укреплением границ, обменом оперативных данных, в частности, по террористам и наркотикам.

Приоритетной же сферой в двусторонних отношениях на сегодняшний день является участие двух стран в совместных трех- и четырехсторонних проектах газопроводов. Речь о проектах газопроводов Иран-Пакистан-Индия (IPI) и трансафганском - Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия.

По обоим проектам интересы сторон очевидно совпадают. Проект газопровода Иран – Пакистан – Индия оценивается в 7,5 млрд долларов, а ввод его в эксплуатацию запланирован на 2013 год. Соглашение на строительство было достигнуто сравнительно недавно, в конце апреля 2008 года, в ходе кратковременного, фактически форс-мажорного визита президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в Пакистан, Шри-Ланку и Индию. Планируемая мощность газопровода 150 млн кубометров в день, из которых 90 млн куб.м. газа будет получать Индия и 60 млн куб.м. будут ежедневно оседать в Пакистане.

Примерно в те же дня в Исламабаде представители Туркменистана, Пакистана, Афганистана и Индии подписали рамочное соглашение о строительстве Трансафганского газопровода. Начало строительства запланировано на 2010 год, а первые поставки газа на 2015-й. Стоимость его оценивается в 7,6 млрд долларов.

И Пакистан, и Индия в одинаковой мере испытывают острую нехватку энергоресурсов, что должно стимулировать их к взаимодействию в пользу реализации обоих проектов. Но, как оказывается, наряду с очевидными стимулами есть и не менее очевидные трудности и искусственно создаваемые препятствия.

Трудности обоих проектов связаны с их географией прокладки и их безопасностью. Что касается IPI, то речь идет Белуджистане, где традиционно неспокойная обстановка вкупе с сепаратистскими настроениями белуджей могут сыграть свою роль в деле провала проекта. К искусственно создаваемым препятствиям следует отнести ревностное отношение к проекту IPI со стороны США, которые не хотели бы выпускать Иран из тисков экономических санкций.

Правда, противовесом США в проекте IPI может выступить российский Газпром, который готов лоббировать маршрут иранского газа в любую сторону, лишь бы не в сторону Запада. Очевидно, не случайно в последнее время пакистанские эксперты и аналитики все чаще затрагивают вопросы российско-пакистанского регионального сотрудничества, в том числе и в нефтегазовой сфере. По их мнению, Трансафганский газопровод только бы выиграл от присоединения к нему Газпрома.

География маршрута трансафганского газопровода на территории Афганистана идеальна. Начиная от перевалочной базы на туркмено-афганской границе Тургунди и далее вдоль автострады Герат – Кандагар – Спин-Булдак (перевалочная база на афгано-пакистанской границе). Но идеальна она для мирного времени. Хотя, при желании США, НАТО, афганской и пакистанской сторон проблему обеспечения безопасности газопровода к 2015 году в принципе можно было бы и решить. Но, как всегда в таких случаях, инициировать это «желание» мешают другие проблемы.

Петр Гончаров, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Поделиться:
1972

Последние новости

Все новости

1news TV