Римская встреча по «продовольственным грехам»
Где же, как не в Риме, человечеству надо было начать всерьез обсуждение своих «продовольственных грехов».
Все-таки Вечный город. Должен помочь. Римский Большой продовольственный сбор 3-5 июня официально назван конференцией «Всемирная продовольственная безопасность и глобальные вызовы в свете изменения климата и развития биоэнергетики». На него съехались главы государств и правительств почти 40 стран мира, эксперты, чиновники ООН. Россия представлена нашим министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым. Откровенно говоря, то, с чем участники прибыли в Вечный город, совсем не тянет на искупление «продовольственных грехов» человечества. Уж больно много мы их накопили на свою голову.
И не все готовы покаяться. Еще накануне римской встречи Джим Батлер – заместитель генерального директора Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), которая и организовала конференцию, заявил, что в проект итоговой декларации вопрос о решении проблемы субсидирования сельскохозяйственного производства в ЕС и США даже не войдет. Брюссель и Вашингтон выделяют на это ежегодно более 73,5 миллиарда долларов каждый. Это делает продовольствие из США и Европы дешевым, но не дает разогнуться фермерам Африки и Азии. Президент Бразилии Луис Игнасио «Лула» да Сильва заявил, что это безобразие. Но при том тут же сказал, что его страна будет и дальше продолжать производить сырье для биотоплива. Под него отводится все больше пространств, на которых можно было бы выращивать зерно для голодных.
Участники даже не могут решить между собой, каков «личный вклад» биотоплива в ежегодный рост продовольственных цен (за год они выросли вдвое-втрое). Оценки колеблются от 2-3% (правительство США), до 15% (Международный валютный фонд) и 30%, которые называют независимые эксперты.
Самое страшное даже не в том, что голод существует. Удручает более всего то, что сегодня уже прослеживается наша генетическая привычка относиться к продовольственному кризису как к некоей «одноразовой беде». Как к «нехорошему» пятну на машине – стер его и выбросил вместе с салфеткой.
Почти все сегодня говорят, что пришло время оказать помощь развивающимся странам в развитии их, образно говоря, «сельскохозяйственных способностей». Иными словами – поднять отстающих, хотя бы до уровня середняков Европы. Это уже хорошо – как-никак демонстрация отхода от продовольственной философии прошлых лет, когда даже упоминание «продовольственной самодостаточности» для Африки или Азии считалось ересью. Что, впрочем, было понятно – куда же еще фермеры США и Европы могли сбывать свое субсидированное их правительствами, а потом и ООН (через финансирование продовольственной помощи - т.е., заметьте, всеми налогоплательщиками мира) продовольствие, как не в «третий мир». Это «ортодоксальное продовольственное учение» практикуется, за малыми нюансами, и сегодня. И его авторов хорошо помнят.
Те, кто и до нынешнего кризиса и теперь разбираются в том, что происходит на мировой кухне, в глобальных амбарах или планетарных продовольственных складах и рынках, и раньше никогда не смотрели с уважением в сторону финансовых экспертов Всемирного банка и Международного валютного фонда. Еще 10-15 лет назад они предупреждали, что «стратегическим советам» IMF и World bank лучше не следовать. Они не лечат, а могут только посадить реципиентов на «импортную продовольственную иглу». Самой чудесной иллюстрацией всего, что произошло на основе такой философии, может служить, скажем, Мексика. Мексиканцы, признанные мировые чемпионы по потреблению своих знаменитых tortillas – тонких кукурузных лепешек – последовали советам IMF, World Bank и правительства США еще лет 15 назад. В результате страна, которую вообще можно считать родиной кукурузы, сначала стала испытывать ее нехватку, а теперь превратилась в ее нетто-импортера.
Сегодня международные независимые организации говорят, что ситуация с голодом выглядит, как положение больного, коего довели до лейкемии, язвы желудка, дистрофии, переломали руки и ноги, влили не ту донорскую кровь и вдобавок закончили все это трепанацией черепа. Лечить такого больного надо комплексно, а пока ему предлагают лишь снова перелить кровь, и, может, наложить гипс на одну руку. Или ногу. И пусть пока снова полежит.
Нехорошие признаки того, что мы снова подходим к решению запущенных, хронических болезней с размахом и пассионарностью Ее ненадежного Величества Чрезвычайщины, к сожалению, уже есть. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, например, назначил главой созданной в мае ООН Специальной группы по продовольственным проблемам британского дипломата, сэра Джона Холмса. Никто собственно не имеет ничего против самого сэра Джона, который занимает пост Координатора гуманитарной и чрезвычайной помощи ООН. Настораживает лишь, что он никакой помощью, кроме чрезвычайной раньше не занимался. А нам нужны не паллиативы, а стратегические решения.
Обнадеживает, конечно, то, что Рим не станет первой и последней остановкой на пути к продовольственным индульгенциям. Через две недели после Рима пройдет мини-продовольственный саммит Европейского Союза. В конце июня в Женеве министерская встреча ВТО попытается (в который раз) согласовать вопрос о том, как и в какой мере понизить торговые барьеры. Наконец, в сентябре ООН соберется на саммит, чтобы выяснить как ей «догнать» самой же и поставленную цель – уполовинить к 2015-му году число голодающих на планете. Уже сейчас ясно, что сделать это не удастся. Хотя бы на треть уменьшить почти 850-миллионную армию постоянно голодающих – тоже было бы достойным достижением. Увы.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости