Замена шпал или подготовка к интервенции?
Россия ввела все же на территорию Абхазии свои войска. Правда, железнодорожные, общим числом 400 человек, призванные, якобы, восстановить участок железной дороги на территории непризнанной республики. Переброшена также спецтехника, которая будет задействована на восстановительных работах.
Российские официальные лица пояснили, что ввод войск был организован по просьбе местных властей. Интересная складывается ситуация. А что если завтра местные власти той же Абхазии или же Нагорного Карабаха попросят ввести десантные войска или обратятся с просьбой разместить у них систему противоракетной обороны?
Планируется, что российские специалисты заменят шпалы, улучшат общее состояние полотна, а также отремонтируют железнодорожные мосты через горные реки Кодор и Москва. В правительстве непризнанной Абхазии данную информацию называют «мирной акцией» и заявляют, что восстановление железной дороги относится к сфере экономики и не затрагивает политические и военные вопросы. Министерство обороны России данную информацию подтвердило, уточнив, что ремонт дорог будет произведен в соответствии с решением президента РФ об оказании гуманитарной помощи непризнанной республике.
Вполне естественно, что МИД Грузии посчитал ввод подразделений железнодорожных войск России подготовкой к военной интервенции и предъявил ноту протеста российской стороне. Более того, председатель временной комиссии грузинского парламента по вопросам восстановления территориальной целостности Шота Малашхия уже заявил, что ввод железнодорожных войск России на территорию Абхазии должен быть признан актом агрессии против Грузии.
«Это действие России не было, естественно, согласовано с Грузией, и это является нарушением как Устава ООН, так и всех международных норм права. Все не согласованные с официальным Тбилиси действия России в Абхазии являются подстрекательством к сепаратизму и оправданием этнической чистки, проведенной в Абхазии», – заявил Малашхия. При этом парламентарий высказал суждение, что «весь мир разговаривает юридической терминологией Грузии, признавая акт агрессии России против Грузии».
По мнению Малашхии, ввод железнодорожных войск может вызвать необходимость в получении дополнительной разведывательной информации, и для этого вновь станет необходимым запуск беспилотного самолета. «Это не моя компетенция, но такая возможность не исключается, так как Грузия обязана контролировать свою территорию», – резюмировал он.
Министр иностранных дел непризнанной Абхазии Сергей Шамба считает, что во всем этом какого-то злого умысла нет и это чистая экономика.
Наверное, со словами Шамбы можно было бы согласиться, если бы не одно существенное «но». Восстановлением экономического объекта, а железные дороги это, прежде всего, не экономический, а стратегический объект, должны все же заниматься не железнодорожники в погонах, а кадровые сотрудники АО «Российские железные дороги». Вполне резонно, что военные железнодорожники, так же как и военные врачи, инженеры, строители или водители рассматриваются в Грузии как военнослужащие российской армии, чье пребывание на абхазской территории действительно трудно объяснить одними лишь нуждами абхазской экономики. И самое главное - железнодорожники не связаны с миротворческой миссией. Они не предусмотрены Московскими соглашениями 1994 года и в их задачу не входит обеспечение мира и предотвращение возобновления конфликта. Следовательно, их появление в Абхазии не вписывается в логику мирного процесса. Кстати, военная миссия ООН признала причастность российских ВВС к уничтожению грузинского беспилотного борта. Таким образом, было указано на недопустимость силовых операций в зоне неразрешенного до сих пор конфликта.
Ввод российских железнодорожников в мундирах кажется непонятным и нелогичным со всех точек зрения. Ведь можно было поручить эту работу гражданским железнодорожникам. Тем более что опыт подобной работы уже был. И Тбилиси не реагировал бы на эти действия столь жестко.
Что ждала Москва от своей «железнодорожной акции», особенно учитывая тот контекст, в котором сегодня развиваются российско-грузинские отношения? То, что Тбилиси смолчит, испугается, сдаст свои позиции? То, что железнодорожники в погонах напугают Запад, и он откажется от своих проектов по приближению Грузии к НАТО? Реакция была вполне прогнозируемой. «Соединенные Штаты привело в ужас заявление российского министерства обороны от 31 мая о том, что оно намерено направить больше военных сил, включая железнодорожные строительные войска в грузинский регион — Абхазию без согласия грузинского правительства», — заявил представитель Госдепартамента США Шон Маккормак.
Ясно одно. Ввод 400 военных железнодорожников – это увеличение военного присутствия РФ в регионе. Даже если эти солдаты сегодня не имеют при себе оружия. Данная акция говорит о том , что подобные шаги могут быть предприняты и в отношении Азербайджана, имеющего на своей территории аналогичный режим. Что же касается работы железнодорожников в Абхазии, то, возможно, она и принесет дополнительные симпатии к России со стороны Абхазии. Но данная акция, не до конца просчитанная и продуманная, только ослабит аргументы России в пользу необходимости ее военно-политического присутствия в зоне конфликта, создаст новые барьеры в российско-грузинских отношениях и снова жестко противопоставит Россию другим игрокам не только в СНГ, но и в мире.
Фикрет Садыхов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции