Фазиль Газанфароглу:«Если Общественная палата будет создана для поддержки кандидата властей на выборах- это будет мертворожденный орган»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Партии великого созидания Фазилем Газанфароглу
- Опыт показывает, что сегодня возможности воздействия на события посредством бойкота сильно ограниченны, и поэтому перспективы бойкота вызывают большие сомнения. Бойкот противоречит и самой философии политических партий, которые создаются как раз с целью воздействия на общественную жизнь посредством любых разновидностей политической борьбы. Бойкотировать могут граждане, но не партии. Тем не менее, бойкот – одна из возможных тактик борьбы и достойна уважения, хотя и не имеет эффекта. Наша партия в нынешней обстановке намерена участвовать в выборах. Да, я согласен с тем, что степень демократичности предвыборной обстановки недостаточна, что Избирательный кодекс, состав избирательных комиссий оставляют желать лучшего.
Но путем участия в выборах мы получаем возможность донести нашу позицию до сведения общественности. Кроме того, участие в выборах и выдвижение кандидатуры – совершенно разные вещи. Наше решение о выдвижении кандидатуры будет зависеть от различных факторов. Скажем, если наша партия все еще не имеет своей штаб-квартиры, возможности ее ограничены, то ясно, что мы находимся в заведомо проигрышном положении по сравнению с правительством. Если в конечном итоге не выдвинем своей кандидатуры, то поддержим одного из оппозиционных кандидатов, наиболее близкого нам по мировоззрению и интересам.
- Намерены ли вы провести съезд партии в связи с выдвижением кандидатуры или поддержкой другой кандидатуры?
- Последний съезд нашей партии состоялся в прошлом году. Вопросы же выдвижения кандидатур находятся в ведении Верховного меджлиса, заседание которого уже задерживается в связи с изменениями в Избирательный кодекс. Заседание состоится, скорее всего, в конце июня – начале июля.
- Если ваша партия не станет выдвигать своего кандидата, то возможна ли поддержка кандидатов партий, близких вам по политическим взглядам и стилю деятельности – Ильяса Исмайлова, Гудрета Гасангулиева или Сабира Рустамханлы?
- Пока никто не выдвигал своей кандидатуры в полном смысле слова. Только после официального выдвижения кандидатуры, связанного со сбором подписей, признанием их в Центральной избирательной комиссии и утверждением данной кандидатуры, корректно выражать отношение. Тем более, как я сказал, вероятность выдвижения собственного кандидата остается достаточно высокой. Одним словом, форма нашего участия в выборах выяснится в самое ближайшее время.
- В печати и политических кругах часто можно слышать и читать, что власти заинтересованы в выдвижении как можно большего числа кандидатур близких им оппозиционеров. Одновременно и некоторые международные организации и западные круги заинтересованы в участии в выборах партий, поддерживающих с ним тесные связи, и эти круги, скорее всего, отвратят некоторые партии от тактики бойкота выборов.
- Знаете, наша близость к властям больше походит на близость Земли и Луны. Мы ни к кому не близки, у нас собственные идеи и идеалы, у нас своя модель развития страны. У нас реалистичные политические взгляды на пути решения проблем Азербайджана. Поэтому сегодня мы можем выглядеть близкими властям, а завтра продемонстрировать обществу, сколько отличаемся от них по образу мыслей. Считаю, что такой подход – свидетельство поверхностного мышления и некомпетентности в политике. Группа людей, не понимающих сути политики, чья психика пострадала от многолетних политических гонений, не могут шагать в ногу со временем, и поэтому стараются очернить тех, кто склонен действовать реалистично, в духе времени.
Скажем, радикализм – это революционность, и мы в свое время тоже придерживались этого течения. Революционность означает лишения, тюрьмы, различные гонения. Но если кто-то думает, что, сидя у себя в углу и давая вызывающие интервью, он проявляет свой радикализм, это на самом деле обман общества. Мы же никого не обманываем, мы не говорим, что через год в стране все изменится. Не изменится. Мы считаем, что перемены будут постепенными. Иногда говорят, что власти позитивно относятся к лояльной, конструктивной оппозиции.
На самом деле для нынешних властей не существует конструктивной или радикальной оппозиции, они против оппозиции как таковой. Усматриваете ли вы какие-либо различия в подходах, будь то представительство в парламенте или другие вопросы? Всех держат в стороне, не допуская к определенным сферам жизни государства. Трагедия нынешнего Азербайджана в том, что наряду с традиционной оппозицией мы имеем консервативное, не желающее меняться, ко всему подходящее с трайбалистской позиции руководство. И вот появилась третья сила, предлагающая модернизацию, отказ от противостояния во имя проблем страны, - и их пытаются различными способами очернить. Я полагаю, что очень скоро многие поймут ошибочность этого пути. Власти постепенно отойдут от привычных стереотипов, трайбалистского мышления, а часть оппозиции поймет, что борьбу следует направить в сферу мышления.
- Нередко предлагают для нормализации отношений между правительством и оппозицией и совместного решения проблем страны создать Общественную палату. Недавно даже президент республики намекнул на что-то подобное.
- Потребность в такой палате назрела давно. У главы государства понятие современности расходится с пониманием его команды. Глава государства понимает, что дальше так продолжаться не может, что необходимы культурные взаимоотношения. Такие отношения достигаются не только с оппозицией, но и интеллигенцией, предпринимателями и др. К сожалению, этого не допускают. Не желают просто прислушаться к мнению оппозиции, хотя бы в малой степени учесть наши мнения и предложения, не говоря уже о создании Общественной палаты. Вот Партию Народного фронта единого Азербайджана выбросили из штаб-квартиры. Какая уж тут конструктивная или другая оппозиция? Или годами не обеспечивают помещением Партию великого созидания. Соответствующая государственная инстанция словно издевается над партией: сегодня дадим помещение, завтра дадим помещение. И при всем этом многие все еще не понимают, что у нас отношение к инакомыслию в принципе резко негативно. Я думаю, что глава государства, конечно, видит все эти процессы, но для достижения каких-то перемен во властных структурах нужна свежая кровь, нужны новые взгляды.
К сожалению, такой новый взгляд не в интересах определенной группы, которая держит в своих руках государственные рычаги. Из-за этого страна отстает по уровню политических прав и свобод, ослабляется участие граждан в решении проблем, в результате власть маргинализируется. Фактически власть углубляет пропасть между собой и народом. Необходимо покончить с таким положением, когда все процессы в обществе выливаются в безжалостную борьбу за власть. Нужно сделать так, чтобы возобладали созидательные процессы и чтобы в них было вовлечено все общество.
- Что конкретно даст Азербайджану создание Общественной палаты?
- Если Общественная палата будет создана как инструмент контроля за каким-то процессом или для поддержки кандидата властей на выборах, то это будет мертворожденный орган. Она будет действовать считанные месяцы. Если же палата задумана как механизм донесения до президента идей, предложений общества в обход чиновничьего аппарата и таким образом его информирования о реальном положении вещей, тогда это позитивный шаг. Считаю, что структура палаты должна быть совершенно иной, нежели, скажем, Государственной комиссии по борьбе с коррупцией. Именно такая Общественная палата имеет шансы на то, чтобы снискать в обществе авторитет.
- Насколько реально создание Общественной палаты в ближайшем будущем?
- Наша страна – страна сюрпризов, так что прогнозировать что-то здесь трудно. Как я отметил, все зависит от воли правительства к достижению согласия с обществом. Если такой воли нет, то создание такой палаты в ближайшее время маловероятно, а если она есть, то я думаю, что создать палату лучше всего после президентских выборов, ибо во время предвыборной кампании она может утратить свою суть.
Кямиль Хамзаоглу