Александрос Петерсен: «Сбалансированная внешняя политика Азербайджана оказалась достаточно правильной»
Эксклюзивное интервью 1news.az с директором по исследованиям общества Генри Джексона (Director of Research, The Henry Jackson Society), Александросом Петерсеном.
- Может ли намерение сепаратистов открыть авиарейс из Армении на оккупированные территории Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики повлиять на переговорный процесс?
- Это пример лишь одной из множества попыток изменить ситуацию таким образом, чтобы конечный результат урегулирования конфликта был больше в пользу Армении и сепаратистов.
Однако, до сих пор в целом отношение международного сообщества к конфликту не изменилось, даже несмотря на определенные изменения «на местах», поэтому я не стал бы уделять слишком много внимания этой новости.
Более важно в данном случае указать на то, что до тех пор, пока нет окончательного решения конфликта, по причине неуверенности, нестабильности и экономической деградации многое теряют и Армения, и Азербайджан, и регион, и люди, находящиеся в зоне конфликта.
- Что вы думаете о роли Азербайджана в регионе Южного Кавказа и Каспийского бассейна?
- Збигнев Бжезинский был прав, когда сказал, что Азербайджан является своего рода «пробкой» от бутылки с богатствами Центральной Азии.
Азербайджан имеет большие активы, и это не только собственные нефть и газ, но и его ключевое значение. Это своего рода врата для Запада в большую часть Евразии и Востока и, в свою очередь, точка входа в Европу и Трансатлантическое сообщество для восточных стран.
Конечно, это довольно обобщенное заявление об Азербайджане, но географическое значение страны не следует недооценивать.
Это важное дополнение к стратегическому значению Азербайджана. Кстати, после окончания «холодной войны» правительство и общество страны были максимально открыты для международного партнерства настолько, насколько это возможно.
- Азербайджан ведет сбалансированную политику между всеми центрами мировой политики, демонстрируя отсутствие кренов в какую-либо сторону. Как вы оцениваете перспективы подобного подхода?
- Я не склонен думать, что в будущем Баку придется выбирать между Москвой и Вашингтоном. Говоря это, я в первую очередь опираюсь на 2 причины.
Во-первых, внешняя политика Азербайджана оказалась достаточно правильной, чтобы даже в напряженные периоды успешно балансировать между США и Россией.
Во-вторых, Соединенные Штаты и Россия, вероятно, не позволят напряженности в своих отношениях возрасти до той точки, чтобы Азербайджан действительно должен был выбирать одну из сторон.
На самом же деле реальный вопрос состоит не во влиянии России в регионе, а в растущем присутствии Китая.
- Международное право дает Азербайджану право освободить свои земли любым путем. Какой будет реакция международного сообщества, если Азербайджан решит прибегнуть к альтернативе мирных переговоров?
- Реакция международного сообщества на какое-либо серьезное применение силы в Нагорно-Карабахском конфликте, будь это начало боевых действий со стороны Азербайджана или Армении, будет крайне негативна.
Военные действия, скорее всего, не приведут к окончательному урегулированию конфликта, но заведут противоречия в еще больший тупик. Для урегулирования этого конфликта требуются еще большая политическая воля и дипломатические усилия, чем те, что имеются в данный момент.
Эльшан Рустамов