Мэтью Брайза: «Я приложу все усилия, чтобы помочь сопредседателям в завершении работы над принятием базовых принципов»
Интервью 1news.az с послом США в Азербайджане Мэтью Брайзой.
- Вы посетили ряд районов Азербайджана, какое у вас сложилось впечатление от этой поездки?
- Я не ожидал, увидеть такую красоту в горах Азербайджана. Я люблю горы, и меня сильно впечатлила природа в Дашкесане, Шеки, Огузе. Также на меня произвело впечатление гостеприимство азербайджанского народа, которое находится на самом высоком уровне.
Кроме того, оставили благоприятные впечатления волонтеры корпуса мира США, их партнеры среди молодежи, а также семьи, в которых были расквартированы добровольцы из этой организации.
Благодаря этим поездкам, мы можем наметить направления сотрудничества, что будет способствовать развитию экономики всех этих регионов.
- Какие сферы экономического сотрудничества, за исключением энергетической, по-вашему можно развивать между США и Азербайджаном?
- Руководители исполнительных властей в районах, где я побывал, говорили о двух направлениях в экономике - это сельское хозяйство и туризм.
Я просто не знаю, какую работу можно реализовать в области туризма, так как не обладаю информацией о том, какое количество туристов может посетить эти регионы в рамках внутреннего и международного туризма.
С другой стороны могу отметить, что красота местной природы делает возможным развитие туристического потенциала.
Что касается сельского хозяйства, то, я думаю, мы можем в этой области сотрудничать и с правительством Азербайджана, и с представителями исполнительных властей, и с нашими международными партнерами, такими как Всемирный Банк и другими организациями. По-моему, сельское хозяйство - одна из перспективных областей.
- Как вы считаете, будет ли реализован проект Nabucco?
- Я не знаю, какой из трех главных проектов, составляющих Южный коридор, будет реализован.
Nabucco перспективный проект, но такими же перспективными являются и ITGI (трубопровод Турция - Греция – Италия), и Транс Адриатический газопровод (TAP).
Для нас важна реализация Южного коридора, который может стать маршрутом для экспорта не только азербайджанского, но в будущем и туркменского, и иракского газа. В первую очередь важен экспорт газа в Европу. А будет это Nabucco или другой проект это уже второй вопрос. Но, по-моему, Nabucco имеет большие шансы.
- А как насчет строительства Транс-Каспийского трубопровода, будет ли он создан?
-Это зависит от самих стран. От правительств Туркменистана и Азербайджана. Я, слушая коллег в правительстве в Баку, чувствую и знаю, что сейчас есть импульс в этом направлении. Главное сейчас, чтобы отношения шаг за шагом между этими странами (Туркменистаном и Азербайджаном – Э.Р.) улучшались. И я чувствую, что обе стороны стремятся к этому.
Не буду ничего прогнозировать по поводу трубопровода, но считаю, что это логичный проект. Ресурсы из западного сектора Туркменистана в Каспийском море, либо будут экспортированы на запад, либо не будут экспортированы вообще.
- Касательно вашего заявления о том, что США готовы помочь Азербайджану в защите нефтяных платформ на Каспийском море… Некоторые прикаспийские страны, например Иран, неоднократно подчеркивали, что не желают видеть какую либо зарубежную силу на Каспии. Как вы считаете, какова будет их реакция на подобную инициативу по обеспечению безопасности нефтяных платформ Азербайджана?
- Это не их дело. Азербайджан суверенная страна, и как независимая республика сама определяет свою судьбу. Моя задача состоит в том, чтобы способствовать укреплению отношений между США и Азербайджаном. Если Азербайджан готов, то мы будем продвигаться в этом направлении. Я еще хотел бы добавить, что мы не ищем конфронтации по этому вопросу, и нет причин для этого. У каждой страны есть право защитить себя.
- Каким вы видите Южный Кавказ через 5 лет. Будут ли урегулированы конфликты, которые имеются в этом регионе?
- Я не знаю, это гипотетический вопрос. Я могу ответить только за ту задачу, которая поставлена передо мной. Моя миссия состоит в том, чтобы поддержать работу сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Думаю, и это возможно, что президенты завершат работу на базовыми принципами. Для этого я приложу все усилия, чтобы помочь сопредседателям в завершении работы над принятием базовых принципов.
Думаю, что Южный коридор будет реализован в течение 5 лет. Также надеюсь, что стремления в области борьбы с коррупцией продвинутся вперед. Как говорилось ранее, мы готовы оказывать содействие и поддержку, чтобы борьба с коррупцией стала более эффективной и плодотворной, такой, какой ее обозначил Президент Ильхам Алиев.
Эльшан Рустамов, Л.А.