Южный Кавказ после Казани: необходимо обуздать агрессора | 1news.az | Новости
Точка зрения

Южный Кавказ после Казани: необходимо обуздать агрессора

13:48 - 15 / 07 / 2011
Южный Кавказ после Казани: необходимо обуздать агрессора

В переговорном процессе по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта Армения, по всей видимости, не играет самостоятельной роли.

Это предположение озвучивалось не раз, но именно после встречи президентов в Казани проявилась вся глубина трясины, в которой находится марионеточное руководство Армении. Именно после встречи в Казани стало предельно ясно, что армянская сторона никоим образом не готова к урегулированию конфликта и как «камикадзе» лишь выполняет приказы своих закулисных покровителей.

Попытки посредников балансировать между Азербайджаном и Арменией далее не могут приносить политических дивидендов заинтересованным силам, поскольку у Баку есть широкое поле для маневров в энерготранзитной и иных сферах, тогда как у Армении постепенно сужается возможность маневрировать и использовать «карабахскую карту» как рычаг давления на Азербайджан.

Думаю, следует коротко вспомнить, как и для чего был создан этот рычаг.

Еще на заре распада СССР межнациональные конфликты, в том числе и армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский, закладывались как возможность давления на союзные республики и как попытка остановить центробежные силы, которые вели к расколу Союза. Это было планом Горбачева и его команды, которые тем самым скорее выполняли установки Запада по развалу СССР, чем думали о дальнейшей судьбе союзного государства. В итоге межнациональные конфликты, в первую очередь армяно-азербайджанский, вылившийся в кровопролитную карабахскую войну, привели к распаду СССР и созданию в различных регионах, в том числе и на Южном Кавказе, геополитической ситуации, которая тогда удовлетворяла интересы ведущих держав и различных силовых центров. Карабахский конфликт и создавшийся после войны между Азербайджаном и Арменией статус-кво устраивали ведущие силы, поскольку позволяли в перспективе контролировать развитие ситуации в регионе и влиять на обретшие независимость республики Южного Кавказа.

А эффективно влиять на Южный Кавказ и соседние регионы стремятся в первую очередь через Азербайджан, который в силу своих энергетических, транзитных, природных и иных возможностей при любом геополитическом проекте или раскладе является основным объектом политики силовых центров в нашем регионе. И если в течение почти 20 лет после распада СССР нынешний расклад сил на Южном Кавказе устраивал все ведущие державы, то теперь в связи с обострением борьбы за энерготранзитные коридоры в Европу, из-за геополитических изменений после августа 2008 года, а также политических катаклизмов в странах Северной Африки и Ближнего Востока, наш регион —  вновь в центре новых глобальных проектов.

И в этой ситуации Азербайджан как ключ Южного Кавказа оказался под пристальным вниманием ведущих держав. Однако ведущие державы понимают, что это уже не Азербайджан 1990-х годов, и что им прежними рецептами не удастся защищать и продвигать свои интересы в регионе. Тогда, в начале 90-х годов, полуразрушенный Азербайджан, стоявший на пороге гражданской войны, искал возможности для восстановления экономики, нефтегазового сектора и выхода из гуманитарной катастрофы, имевшей место по итогам карабахской войны, когда в страну хлынули около 1 млн  беженцев.

Ныне Азербайджан решил эти вопросы и стал одним из активных игроков на энерготранзитном международном пространстве, в частности европейском. То есть теперь ситуация изменилась с точностью до наоборот, и ныне уже позиция и поддержка Азербайджаном европейских, российских и иных проектов являются важным элементом при построении политических, экономических и транзитных векторов в новой геополитической ситуации.

Не случайно, что именно Евросоюз в последнее время, особенно после встречи президентов в Казани, предпринимает активные шаги по увеличению роли европейской политики в разрешении карабахского конфликта и процессах на Южном Кавказе. Одной из причин такой активности является стремление Европы нейтрализовать активность России в создании новых энерготранзитных коридоров на европейские рынки. Учитывая то, что для расширения альтернативных поставок углеводородов на европейские рынки в первую очередь важна позиция Азербайджана как поставщика и перспективного транзитера среднеазиатских нефти и газа, между ведущими державами разыгралась нешуточная борьба с целью привлечь на свою сторону официальный Баку.

И вот тут-то искусственно «замороженный» карабахский конфликт оказался в центре внимания Европы, которая представлена в МГ ОБСЕ в лице Франции. Стало ясно, что в новой ситуации одной лишь Франции не удастся обеспечить эффективное участие Европы в разрешении карабахского конфликта, что официальный Париж в этом вопросе скорее способен действовать согласно интересам французской политики, чем стратегическим интересам Евросоюза. Именно с этим связана активизация Европарламента и других европейских структур, стремящихся усилить вовлеченность Европы в процесс разрешения армяно-азербайджанского конфликта. Несомненно, большую роль в этих инициативах сможет сыграть Великобритания в силу своей роли в энерготранзитном секторе Азербайджана и всего Прикаспийского региона в целом.

С другой стороны, в активизации Европы в переговорном процессе заинтересованы и США. Нетрудно прогнозировать, что в случае безрезультативности нынешних инициатив по подписанию между Азербайджаном и Арменией какого-либо документа на основе Мадридских принципов по мирному разрешению карабахского конфликта, роли и стратегическим интересам России в регионе Южного Кавказа будет нанесен урон. И больше всего для этого ныне старается руководство Армении, которое, видимо, по заданию своей зарубежной диаспоры и внешних сил выполняет поставленную задачу. Впрочем, и в самих странах-сопредседателях есть несколько мнений относительно развития событий вокруг карабахского конфликта: определенные силы не прочь продолжать нагнетать напряженность между сторонами конфликта, другие политические силы всеми силами пытаются сохранить статус-кво, но именно позиция президентов Обамы, Саркози и Медведева полностью соответствует стратегическим интересам региона, в котором фактор роста азербайджанского влияния вкупе с турецким внешнеполитическим фактором открывает новые просторы в геополитических проектах в регионах Средиземного, Черного, Каспийского морей и Центральной Азии.

Что касается Азербайджана, то он ведет открытую и предельно ясную политику относительно решения нагорно-карабахского конфликта. Эту политику условно можно разделить на две составляющие: Азербайджан поддерживает все инициативы, направленные на мирное разрешение конфликта; Азербайджан в то же время наращивает свою военную мощь для возможного военно-политического разрешения вопроса восстановления территориальной целостности в случае срыва мирного процесса. И то, что по сей день возможность силового варианта решения карабахского конфликта остается в повестке, является следствием неспособности заинтересованных сторон вынудить Армению сделать первый шаг: вывести свои оккупационные войска из 7 азербайджанских районов. Этот первый шаг одобрен странами — сопредседателями МГ ОБСЕ и обговорен со сторонами конфликта как единственный способ избежать силовой развязки и создать доверительные отношения между Баку и Ереваном.

Теперь дело за тем, кто из стран-сопредседателей —  Россия, США или Франция (Европа) — сможет убедить Армению выполнить этот первый пункт Мадридских принципов. Желая сохранить мирный переговорный процесс, страны — сопредседатели МГ ОБСЕ то попеременно, то все вместе стараются удержать Азербайджан от военного пути разрешения вопроса. Вообще в течение последнего года практически все заявления президентов, глав МИД и сопредседателей МГ ОБСЕ направлены на стремление убедить Азербайджан не брать курс на силовой вариант. Однако было бы уместнее, если бы такие завидные усилия проявлялись для приведения в чувство реальности армянских властей, которые, кажется, по указке своих зарубежных спонсоров и диаспоры готовы принести на заклание армянский народ.

Азербайджан наращивает свою военную мощь, строит военную промышленность, реформирует армию и тратит на ее обеспечение и комплектование свыше 3 млрд долларов в год. И военные расходы Азербайджана в свете безрезультативности мирных переговоров, скорее всего, будут продолжать расти и далее. Сегодня военный бюджет Азербайджана превышает военные расходы таких крупных стран, как Египет, Украина, Финляндия, Колумбия. На фоне увеличения военных расходов Азербайджана также следует отметить, что, с целью выровнять военный паритет, Армении помогают с поставками вооружений некоторые зарубежные силы.

То есть по объему боевых арсеналов, вооружений и военной техники маленький по размерам Южный Кавказ уже сегодня напоминает пороховую бочку. А, как известно, даже незаряженное ружье хоть раз, да и стреляет, не говоря уже о таком «зубастом» регионе, как Южный Кавказ.

Азербайджан не угрожает никому, не держал под оккупацией и пяди чужой земли и не желал нового кровопролития. Однако именно этого, видимо, желают нынешние власти Армении, захватившие руководство на гребне карабахской войны и большого кровопролития. Видимо, власти Армении на что-то иное и не способны. Однако на этот раз по ту линию фронта, в лице Азербайджана, они будут иметь дело не с группой различного рода полевых командиров  и интриганов от политики, борющихся за власть в Баку, как это было на заре 90-х. Армянскому агрессору ныне будет противостоять государственный, военно-политический механизм и азербайджанский народ, давно уже готовящийся преподать достойный урок оккупантам.

Задача мирового сообщества, стран-сопредседателей состоит в том, чтобы не позволить скатиться карабахскому конфликту к военному сценарию, поскольку в этом случае Азербайджану уж точно не нужны будут никакие посреднические услуги по восстановлению суверенитета страны и изгнанию армянского оккупанта с азербайджанской земли.

Ризван ГУСЕЙНОВ

Поделиться:
6508

Последние новости

Все новости

1news TV