Иран и снятие санкций: пробуждение силы
Тегеран выполнил все условия, необходимые для вступления в силу соглашения по иранской ядерной программе, которое было согласовано в июле 2015 года в Вене.
В этом международную общественность 16 января заверило Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Ее глава Юкия Амано заявил, что Иран выполнил все обязательства по ядерной программе, отметив, что «отношения между Ираном и МАГАТЭ отныне вступают в новую фазу».
Согласно соглашению, которое Иран и «шестерка» достигли в середине июля 2015 года, санкции с Ирана снимаются в том случае, если он ограничивает свою ядерную программу мирными целями и ставит ее под международный контроль.
Глава европейской дипломатии Федерика Могерини и министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф в совместном заявлении, обнародованном также в субботу, указали, что достигнутый результат является свидетельством того, что даже самые сложные проблемы можно решить с помощью политической воли, выдержки и многосторонней дипломатии.
Иран находится под многочисленными санкциями с 2006 года. Хотя Запад и представлял их как механизм давления на иранский режим с целью закрытия ядерной программы, вся тяжесть экономических запретов легла на плечи простых людей.
За эти годы иранский риал упал в цене почти на 80%, сильно выросла инфляция и безработица, многие товары стали дефицитом.
Долгожданная новость о снятии с Ирана санкций встречена иранским народом весьма позитивно. Но что же на деле принесет выход Исламской республики из изоляции, и какие риски этот процесс несет для мирового рынка, в том числе энергетического?
Санкции сняты, но не все
Договоренность между Ираном и «шестеркой» международных посредников означает, что Евросоюз снимает с Ирана все свои санкции, связанные с ядерной программой, в том числе эмбарго на покупку сырой нефти, но, что более важно, ограничения в сферах торговли, судоходства и страхования.
«Мы ждали этого дня много лет. Грядут большие перемены», - цитируют Би-би-си Майкла Токуса, управляющего директора Германо-иранской торгово-промышленной палаты. - Из санкционного списка ЕС выйдут также 300 частных лиц и компаний Ирана. До сих пор мы не могли осуществить с ними ни одной бизнес-транзакции, не могли продать даже хлеб или печенье».
Кроме того, как отмечает издание, санкции будут сняты с целых секторов, таких как банковское дело и страхование, иранские физические и юридические лица, которые находились в «черном списке» из-за своей предполагаемой деятельности в ядерной области, теперь смогут вести бизнес с ЕС.
Тем не менее, в «черном списке» по-прежнему остаются лица, подозреваемые в терроризме или пособничеству терроризму, как, к примеру, Революционная гвардия Ирана или же те, кто предположительно связан с ними.
Как отмечает РБК со ссылкой на Управление по контролю над иностранными активами Минфина, с 16 января США отменили запрет для третьих стран вести дела в Иране или с иранскими компаниями. Аналогичный запрет был снят и для иностранных подразделений американских корпораций.
Для американских предприятий торговое эмбарго в отношении Ирана продолжает действовать. Правда, оно было немного смягчено: Вашингтон позволит экспортировать в Иран детали для гражданского авиастроения и импортировать иранскую продовольственную и ремесленную продукцию.
Что это значит для Ирана
При нынешней цене на нефть, снятие энергетических санкций означает, что Иран сможет повысить доходы от экспорта нефти на $10 млрд. к следующему году.
По данным Центробанка Ирана, снятие банковских санкций позволит вернуть в страну порядка $30 млдр. иностранных резервов, которые были долгие годы заморожены на счетах по всему миру. По данным Центробанка США, эта цифра составляет $50 млдр.
По оценке Всемирного банка, преимущественно в западных банках сейчас арестовано около $107 млрд. В основном речь идет о деньгах, которые Иран получил за экспорт нефти. После снятия санкций Иран сможет немедленно получить доступ к $29 млрд.
Согласно прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), освободившись от санкций, рост ВВП Ирана сможет вырасти на 5% в 2016 – 2017 годах.
Иран еще в прошлом году предупреждал, что после отмены санкций готов в кратчайшие сроки выпустить на мировой рынок 500 тысяч баррелей в день дополнительных объемов нефти.
Представитель Ирана по линии ОПЕК Мехди Асали в субботу подтвердил, что страна не намерена ограничивать добычу нефти и планирует выйти на досанкционный уровень экспорта — 2 млн. баррелей в день. Сейчас Иран экспортирует около 1 млн. баррелей в день, преимущественно, в Китай и Индию.
Нефть станет еще дешевле?
С отменой санкций Иран сможет экспортировать на мировой рынок столько нефти, сколько сможет, или, скорее, столько, сколько найдется спроса, отмечают Би-би-си.
Для цены на нефть намерение Ирана максимально увеличить добычу будет означать лишь одно: она будет продолжать свое падение. Рынок уже перенасыщен дешевой нефтью, теперь же появятся новые объемы, тем самым нефти окажется намного больше, чем покупателей на нее.
Как пишут Би-би-си, с целью вернуть своих клиентов, Иран планирует предложить скидочную цену на свою нефть, которая и без того самая низкая за последние 11 лет. Полное возвращение Ирана на нефтяной рынок может спровоцировать ценовую войну с его главным соперником – Саудовской Аравией, которая пытается сохранить свою долю на рынке, также продавая нефть по цене ниже рыночной.
Однако не все разделяют опасения о сбросе Ираном стоимости своей нефти. Сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич полагает, что иранцы как люди прагматичные, и продавать свою нефть за бесценок не станут, особенно учитывая, что они получают доступ к замороженным активам.
«Отмена санкций в отношении Ирана приведет к краткосрочному падению цен на мировых торговых площадках за счет эффекта паники, - цитирует Марунича издание Эксперт Online. - Если говорить о том, насколько поставки дополнительных объемов способны разбалансировать рынок, то 0,5 млн. баррелей в значительной степени уже «учтены» участниками рынка».
Читайте также:
Стоимость барреля нефти марки Brent на торгах на лондонской бирже 18 января опустилась ненадолго ниже $28 за баррель, составив $27,72. Однако вскоре вновь поднялась до $28,39 за баррель. Как отмечают эксперты, вероятной причиной снижения цены на нефть является снятие санкций с Ирана, а также все большие опасения о росте переизбытка нефтяных запасов.
Очевидно, что Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива относятся к ядерной сделке с Тегераном с большим недоверием, отмечает эксперт берлинского Фонда науки и политики (SWP) Оливер Майер. Критики из стран Персидского залива, а также из Израиля, считают, что Иран намерен либо нарушить соглашение, либо дождаться, когда через 15 лет прекратятся проверки, чтобы продолжить использование ядерных установок, в том числе, в военных целях.
«Можно лишь надеяться, что это недоверие исчезнет на фоне успешной реализации соглашения. Следует понимать, что экономические проблемы Ирана не решатся сразу после снятия санкций. Пройдут годы, прежде чем инфраструктура будет подготовлена для увеличения объемов нефтедобычи», - сказал Майер в интервью Deutsche Welle.
Банковская сфера – ключевая проблема
Наибольшую сложность в ведении бизнеса с Ираном в будущем может представлять банковский сектор страны. Хотя Иран снова будет подключен к глобальной финансовой системе, неясно, сколько банков сможет вновь вовлечься в бизнес с Ираном.
«Как говорят в крупных немецких банках, нужно подождать до «дня реализации» соглашения, а затем еще 12 месяцев, и только затем можно будет говорить о возможности бизнеса с Ираном», - говорит Майкл Токус, управляющий директор Германо-иранской торгово-промышленной палаты.
Американские финансовые и судебные органы вели огромные штрафы на два десятка европейских банков за попытки обхода американских санкций в отношении Ирана, Судана и Кубы. За последние 10 лет банки выплатили подобных штрафов на сумму в $14 млрд. Один только французский банк BNP Paribas выплатил штраф в $9 млрд.
«Крупные банки в течение какого-то времени будут стоять в стороне, дожидаясь ясности. Думаю, иранцам будет значительно сложнее восстановить финансовые связи с западными компаниями, чем они думают», - сказал The Wall Street Journal бывший чиновник Минфина США Ричард Нефью.
Правовые неточности и коррупция
Есть и правовые сложности: США пока снимают лишь свои «вторичные санкции» - те, которые ограничивали деятельность неамериканских компаний или физических лиц, но «первичные санкции» по-прежнему запрещают американским гражданам и компаниям заниматься бизнесом с Ираном.
В тексте соглашения с Ираном говорится, что бизнес с Ираном будет разрешен американским компаниям, но это противоречит «первичным» санкциям. По информации Би-би-си, многие компании и юристы пока ждут более детальных установок от финансового департамента Казначейства США.
Однако правовые сложности есть не только на западной стороне. Может показаться простой и легкой идеей начать экспорт в Иран косметики, на которую будет огромный спрос, но разобраться в правовом регулировании этой страны «сродни прогулке по минному полю».
Как отмечает иранский парламентарий из числа консерваторов, коррупция носит характер эпидемии. Иногда без «дополнительных платежей» получить простое разрешение на импорт может оказаться головной болью, тогда как многие предприятия, в том числе британские, обязаны соблюдать Акт о коррупции.
«Сегодня может ощущаться радость, но впереди будут сюрпризы и разочарования, - говорит управляющий директор одной из инженерных компаний в Тегеране, пожелавший остаться неназванным. - Многие осознают, что санкции были лишь частью проблем».
Глава National Iranian Oil Рокнеддин Джавади считает, что для заключения новых нефтяных контрактов стране может потребоваться до 9 месяцев. Иранская сторона изучает проблемы, которые могут возникнуть у иранских банков на мировом рынке из-за сохраняющихся американских санкций, как только эти проблемы будут разрешены, «производство и экспорт нефти увеличатся», - сказал он WSJ.
Американское образование иранских политиков
Интересным может оказаться тот факт, что многие члены команды президент Ирана Хасана Рухани, при котором удалось, наконец, добиться продвижения в переговорах по ядерной программе, имеют высшее образование ведущих американских ВУЗов.
Как отмечает издание Economist, в иранском президентском кабинете больше выпускников американских университетов, чем в кабинете самого американского президента.
Этим нынешний руководитель Исламской республики разительно отличается от своего предшественника Махмуда Ахмадинеджада, который предпочитал иметь в советниках людей с местной академической базой. Сам президент Хасан Рухани получил степень магистра и доктора в Университете Глазго, в Шотландии.
Как именно будут развиваться отношения Ирана с западным миром сегодня спрогнозировать сложно, однако, принимая во внимание все факты, озвученные выше, можно предположить, что Иран постарается влиться в мировое сообщество, поскорее отдалившись от имиджа «изгоя», формировавшегося все последние годы.
Фактически, если использовать модную ныне параллель с голливудскими блокбастерами, мы имеем возможность наблюдать за «пробуждением силы», которая вне всяких сомнений не только попытается сформировать новый миропорядок на Ближнем Востоке, но и будет стремиться встроиться в формирующуюся новую систему международных отношений, где линия раздела вновь проходит между США и Россией, а на дальнем востоке пробуждаются могущественные акторы во главе с Китаем.
1news.az
Подготовила: Елена Остапенко