Эльчин Турабов: «Только «реанимация» спасет наше телевидение, и сделать это необходимо» - ФОТО
Не так давно 1news.az начал серию статей, посвященных национальному телевидению.
В стране сегодня порядка 10 местных телеканалов, вещающих на весь Азербайджан, плюс региональные, но уровень большинства из них оставляет желать лучшего. Безусловно, говорить о том, что плохо абсолютно все, было бы неправильно и нечестно, но точно так же неверно утверждать, что причин для беспокойства нет. Их, к сожалению, больше, чем достаточно.
Свои публикации на эту тему мы начали с рассуждений о том, почему сегодня на нашем ТВ нет настоящих героев, и кто занял их место в качестве главных действующих лиц всевозможных «ТВ-шоу».
Читайте по теме:
В поисках героев нашего времени: их нет на ТВ, но где они?
Два наших других собеседника – художник, режиссер и философ Теймур Даими и заслуженный журналист Азербайджана Надежда Исмайлова высказали диаметрально противоположные мнения о том, нужно ли вообще сегодня телевидение. Теймур Даими считает, что «телевидение – это зло по определению», и его нужно заменить просмотром определенных передач и фильмов в Интернете.
Читайте по теме:
Теймур Даими: «Телевидение – это зло по определению», но для беспокойства нет причины
А Надежда Исмайлова, как человек, стоявший у истоков национального телевидения, искренне верит в то, что времена качественного ТВ еще вернутся.
Читайте по теме:
Надежда Исмаилова: Я верю, что время, когда ТВ станет «волшебным окном в мир», вновь вернется...
Сегодняшний наш собеседник – человек, который знает о телевидении почти все. Это – легенда радио независимого Азербайждана, а ныне - директор департамента вещания компании «CONNECT» Эльчин Турабов.
- Отрицать телевидение или говорить, что от него нужно отказываться, - неверно. Да, безусловно, когда-нибудь, интернет вытеснит телевидение, но это будет очень нескоро, хотя уже процесс идет, и довольно-таки активно.
Вообще я убежден, что отрицание чего-либо показывает слабость - как отдельного человека, специалиста, так и общества в целом. Я придерживаюсь того принципа, что всегда нужно искать пути решения вопроса, а не отрицать право на его существование вообще. Это стоит во главе угла всего, что я делаю.
Никогда не надо ничего запрещать или отрицать, а в контексте обсуждаемого вопроса надо думать, как реанимировать наше телевидение. И в первую очередь, надо честно признаться самим себе, что национальное телевидение сегодня находится в плачевном состоянии. Откровенно говоря, я его вообще не смотрю, за исключением новостей и каких-то отдельных передач.
Но при этом я верю, и, более того, знаю, что еще есть возможность все изменить. Возьмем в качестве примера телеканал İTV, где после прихода Балаша Касумова начались качественные преобразования.
Прошло совсем немного времени, но мы уже видим существенные изменения в лучшую сторону на телеканале, начиная от смены самого значка телеканала на более прогрессивный и смены «одежды» самого канала, и заканчивая появлением новых, по-настоящему интересных и достойных телепередач. Но это стало возможным лишь потому, что Балаш – человек, который знает телевидение!
Во главе же многих наших других телеканалов стоят, безусловно, хорошие и уважаемые люди, вот только о телевидении они знают мало или совсем ничего не знают.
- С чего же следует начать процесс реанимирования? Приглашать специалистов из-за рубежа?
- Нет, в данной ситуации это не решит проблему, а может, даже усугубит. Потому что можно пригласить десятки зарубежных профессионалов и платить им огромные деньги, но им нужно будет в разы больше времени, чтобы понять особенности местного менталитета, специфику наших предпочтений и так далее. При всем при этом важно помнить, что телевидение не должно ни в коем случае идти на поводу у спроса народа, на что сегодня так часто ссылаются авторы ужасных телепрограмм. Ни в коем случае, это огромная ошибка! Телевидение должно воспитывать и вкус, и культуру народа, а не опускать его на уровень плинтуса.
Увы, но определенная часть населения уже воспитана на не самых удачных каналах турецкого или даже индийского телевидения. Нам же надо ориентироваться на более высокий уровень, а не скатываться ниже того, на который мы уже спустились.
- Можно подробнее и конкретнее?
- Можно, я не раз уже эту тему поднимал, причем, не сегодня, а еще несколько лет назад. Так вот, путь реанимации нашего ТВ я вижу только один, и он одновременно насколько сложный, настолько и вполне выполнимый.
Я считаю, что нужно создать отдельные радио- и телевизионный альянсы, некую творческую лабораторию. Это обязательно должна быть государственная структура, которая на первоначальном этапе должна быть несколько цензурной. И эта структура ни в коем случае не должна быть дежурной, таких у нас и сейчас немало, и они по сути ничего не решают.
На работу в этих альянсах надо пригласить специалистов – их досадно мало, но они еще остались. Это поколение тех, кто создавал первое независимое телевидение и радио Азербайджана. И эти люди будут находить молодых перспективных людей, которые и составят первый штат работников этих альянсов. Их обязательно нужно будет отправить на обучение за рубеж на 6-7 месяцев (и это не так дорого для государства), но зато когда они вернутся, это будут уже отличные специалисты, которые продолжат делиться полученными знаниями здесь, в Азербайджане.
- А что будет происходить в период их обучения? То есть, телеканалы продолжат свою работу?
- Нет. Для начала руководство альянса решит, какие из существующих каналов можно оставить, а какие – временно закрыть. На трех-четырех оставшихся телеканалах нужно выставить нормальную «сетку», и начать обучение новых работников прямо на практике. А уже потом по одному открывать закрытые телеканалы, и продолжить выстраивать грамотную сетку телепрограмм там и приводить теле- и радиоканалы к соответствующим форматам.
Нужно для начала выровнять три-четыре телеканала, потому что одновременно реанимировать все невозможно, нет кадров. А когда первые из тех, кто уже пройдет обучение, вернутся на родину, процесс пойдет быстрее. И народ, поверьте, полюбит новое телевидение.
Но реанимация телевидения – процесс долгий, он займет примерно год-полтора, может, чуть больше.
С радио легче, здесь процесс пройдет быстрее, месяцев за 6-7. Нужно привлечь грамотного специалиста по радио, закрыть, опять же, ненужные радиостанции, довести их до уровня мировых стандартов, а потом открыть снова. Ведь у нас сегодня при огромном количестве радиостанций в четком формате работают только три – это 107 Fm (Джаз), 106,3 Fm (Национальная музыка), ASAN радио. Остальное – это хаос, «салат», это не радио. Его невозможно слушать.
А ведь в мире существуют 25 форматов вещания, у нас этого не знают, нельзя угодить всем слушателям сразу, каждое радио должно иметь своего слушателя и вещать в своем формате, к этому уже давно пришли во всем мире, но только в Азербайджане не хотят учиться и идут по своему непонятному пути.
- Да, я помню, мы уже как-то говорили о проблемах наших радиостанций.
- И ничего не изменилось до сих пор.
Читайте по теме:
Эльчин Турабов: «У наших радио-диджеев вкусы зачастую низкопробные»
- Ну, хорошо. Неужели оставшихся кадров хватит, чтобы действительно совершить эту «реанимацию»?
- Пока они еще есть. Правда, недавно я встретил друга, который признался мне, что я был прав, когда лет семь назад предупреждал о том, что скоро специалистов у нас придется искать днем с огнем. По его словам, он не может найти сегодня грамотного режиссера на телевидение. Но, как я уже сказал выше, если пригласить оставшихся и начать обучать молодых, креативных и перспективных ребят, то ситуация сдвинется с мертвой точки очень быстро.
- Странно вот что: проводимые на улицах города соцопросы говорят о том, что наше телевидение почти никто не смотрит. Однако руководители телеканалов, которых все ругают за всевозможные низкопробные «ток-шоу», утверждают, что «народ это смотрит». И что из-за высоких рейтингов отказываться от этих передач нет смысла.
- Я никогда не верил и не верю сейчас в соцопросы и рейтинги. Ссылаясь на отговорку «мы показываем то, что хочет видеть народ», эти люди просто прикрывают свою лень, непрофессионализм и нежелание что-то менять.
Повторю еще раз: категорически нельзя идти на поводу у так называемого «спроса народа», потому что это – путь в никуда, это деградация. Телевидение должно воспитывать, повышать культурный и образовательный уровень, а не способствовать его снижению.
- Но формат ток-шоу пришел из Америки, на что и ссылаются сегодня руководители этих программ у нас. Правда, в той же России формат претерпел существенные изменения, но это никого не смущает.
- Совершенно верно, на российском телевидении формат этих шоу изменен, у нас же он просто извращен. И потом, если мы говорим о российском телевидении, то давайте будем объективными: у них большое количество телеканалов на любой вкус. И среди них есть как те, на которых транслируют низкопробные телешоу, так и достаточно серьезные или даже развлекательные, но при этом качественные. Кроме того, даже на тех каналах, где присутствуют эти «шоу», время их трансляции ограничено. Они ведь не идут целый день в режиме нон-стоп. А что у нас?
- Ну, хорошо, вернемся к вопросу о рейтингах, пусть даже ты в них не веришь. Ведь суть их ссылок на эти самые рейтинги в том, что рекламодатели, за счет которых и существуют эти программы, платят за то, что смотрят люди. Хочу сказать, как удастся их закрыть, не говоря уже о том, чтобы закрыть целые телеканалы?
- Поэтому я и говорю, что процесс реанимации должен осуществляться на государственном уровне. Те, кто будет этим заниматься, безусловно, будут получать зарплату, это по умолчанию. Но чтобы в итоге после всех этих преобразований выиграть глобально, на первоначальном этапе нужно в чем-то отказать кому-то. А неспециалистам и людям, случайно попавшим на ТВ, отказать вообще необходимо.
И в новом Альянсе должны работать только специалисты, чтобы никаких протекций и приема на работу по принципу родственных связей и при отсутствии каких-либо знаний.
Туда должны прийти работать специалисты, причем, нового формата. Да, обучать их могут представители, как я уже говорил, поколения первого независимого телевидения Азербайджана. Но искать они должны для работы на новом телевидении молодые кадры.
Сейчас ситуация катастрофическая, у нас катастрофическая нехватка кадров, а у тех, что есть, нет даже понятия о специальностях. Я лично беседовал с одним человеком, который представился мне как программный директор телеканала, и я пришел в ужас от того, что он даже не мог объяснить специфику своей работы. И это – наша реальность.
Поэтому те специалисты, которые еще остались, должны обучать работе молодых. Плюс, как я уже сказал, новые кадры нужно отправлять на обучение, если не в Европу, то хотя бы в Россию, потому что нам сегодня далеко даже до уровня российского телевидения. А среди молодежи у нас много креативных талантливых людей, которые могут и хотят изменить ситуацию.
- Ты выше сказал, что нам не надо ориентироваться на низкопробные каналы турецкого или российского ТВ. А есть варианты, на что можно и нужно ориентироваться?
- Недавно мне попалась на глаза местная газета примерно 70-х годов прошлого века. С телепрограммой. Я просмотрел ее и такая горечь взяла. Ну, ведь ничего лишнего! Прекрасно составленная сетка передач! И можно сколько угодно говорить, что, мол, «это был период Союза и цензуры», но… а что было плохого? Вы помните, каким был АзТВ? Какие были телепередачи в то время? А телеведущие?
Я очень согласен с Надеждой Исмайловой, которая в интервью 1news.az сказала, что дикторы на нашем телеведении – это лицо нации. Почему мы сегодня об этом забываем? Сегодня, когда по Спутнику и интернету передачи наших телеканалов может смотреть полмира? Не стыдно нам?
Какие были дикторы, какие были ведущие! Покойный Рафик муаллим – это же человек-легенда! И мы помним его сегодня, и будем помнить еще много лет.
А кого будут помнить сегодняшние дети? Каких телеведущих?
Так что ориентироваться мы можем на самих себя, на наших профессионалов. И да, сегодня на нашем телевидении еще остались достойные люди, профессионалы, которые стараются и пытаются как-то «реанимировать» телевидение своими силами, делая качественные интересные передачи. Это Азер Гариб, Рахиб Азери, Мурад Ариф, Шакир Эминбейли, Агиль Гулиев (я прошу прощения за то, что кого-то мог забыть) и многие другие, вот этих людей надо привлекать к руководству каналов, вот именно их надо пригласить в этот Альянс и я вас уверяю они достигнут поставленной цели, потому что они умеют это делать..
- А если все останется, как есть? Чем это все закончится для нашего телевидения? Оно действительно умрет?
- Произойдет то, о чем мы говорили в самом начале: люди перестанут смотреть и слушать. Но при этом последние специалисты или уедут, или у них просто пропадет интерес к тому, чтобы что-то менять. А новых не будет, потому что некому их будет обучать. И тогда мы окончательно потеряем наше телевидение и радио. Что, повторю, очень обидно, потому что в Азербайджане было замечательное телевидение с прекрасными специалистами, настоящими профессионалами своего дела. И у меня за наше телевидение болит душа, потому что оно – родное. Поэтому я очень надеюсь, что еще можно что-то изменить.
- Ты уверен, что если действительно будет создан Альянс, о котором ты говоришь, та самая «гвардия нового ТВ независимого Азербайджана» придет туда работать?
- Конечно! Я точно приду и с удовольствием помогу, и уверен, что мои коллеги и друзья тоже примут в этом участие, мы будем делать общее дело, а не просто, сидя на диване, критиковать.
Азербайджан – это наша Родина, а телевидение – это наше лицо.
Натали Александрова