Город, который потерял Эрдоган. Что обещает Турции победа оппозиции в Стамбуле? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Город, который потерял Эрдоган. Что обещает Турции победа оппозиции в Стамбуле?

21:24 - 24 / 06 / 2019
Город, который потерял Эрдоган. Что обещает Турции победа оппозиции в Стамбуле?

Капризный и непредсказуемый - он способен вскружить голову любому, но покорить его самого очень сложно. Стамбул, в битве за который схлестнулись самые влиятельные политические силы Турции, повторно сделал свой выбор, «изменив» многолетнему фавориту, и отдав предпочтение его главному сопернику.

Скандал, которым сопровождался итог выборов мэра мегаполиса, приведший к объявлению повторного голосования, вчера снова завершился победой оппозиции.

По результатам перевыборов, главой общегородского муниципалитета Стамбула, как и в прошлый раз, избран кандидат от ведущей оппозиционной партии, мэр стамбульского района Бейликдюзю Экрем Имамоглу.

По итогу обработки 100% избирательных бюллетеней, народнореспубликанец Имамоглу, набрав 54,21% (4.741.870) голосов, обошел кандидата от правящей Партии справедливости и развития (AKP), ближайшего соратника президента Эрдогана - Бинали Йылдырыма, который ради участия в выборах стамбульского мэра, ушел в отставку с поста спикера парламента.

Признав поражение, Бинали Йылдырым (набрал 44,99%, или 3.935.444 голосов) поздравил своего соперника: «Видно, что Экрем Имамоглу впереди. Я поздравляю своего конкурента и желаю ему удачи. Выборы - это демократия. И в Турции эти выборы еще раз показали, что демократия в нашей стране безусловна. Желаю, чтобы Имамоглу руководил Стамбулом, прилагая все усилия для служения городу и его жителям», - заявил он в эфире телеканала NTV.

На фото: Экрем Имамоглу

Поздравил Имамоглу и президент Эрдоган. «Желаю, чтобы результаты выборов мэра Стамбула были во благо. Сегодня еще раз проявилась народная воля. Поздравляю Экрема Имамоглу, который, по предварительным данным, выиграл выборы», - написал глава Турции в своем Twitter.

Сам Имамоглу назвал свой успех победой всего города и заявил о готовности сотрудничать с президентом Турции «для решения насущных проблем Стамбула», для чего очень важна координация местной администрации с центром. «Я готов работать. Никакая политика ни в коем случае не выше потребностей граждан в мире, спокойствии, здравоохранении, возможности работать», - сказал Имамоглу.

«Город контрастов»

Заявление Имамоглу, подкрепленное конкретными делами, способно в какой-то степени примирить партию власти и оппозицию, подвигнув их объединить усилия, направив их на развитие и процветание 17-миллионного мегаполиса.

Стамбул по праву считается финансово-экономическим и культурно-туристическим центром Турции, выражаясь фигурально, можно даже сказать, что это своего рода «государство в государстве». Львиная доля всех финансовых потоков и мега-проектов приходятся именно на Стамбул. И хотя турецкая политическая власть сконцентрирована в Анкаре, именно Стамбул в ряде случаев представляет особую важность для карьерного роста турецких политиков.   

Читайте по теме:

«Битва за Стамбул»: как Эрдоган потерял город с которого началось его восхождение на политический Олимп

Правоту этой аксиомы подтверждает и то, какое значение придает этому огромному мегаполису  сам Эрдоган. Именно отсюда в 1994 году, победив на выборах мэра, нынешний глава Турции начал свой взлет к политическому Олимпу.

Именно он позже скажет: «Кто завоюет Стамбул, тот завоюет Турцию».

Именно поэтому правящая партия, победив на состоявшихся 31 марта муниципальных выборах в целом, не смирилась с «потерей» Стамбула. И, хотя AKP потерпела поражение и в других крупных городах страны – Анкаре, Измире – она, невзирая на массовые уличные протесты и возмущения в соцсетях, все же пошла на обжалование результатов голосования по Стамбулу, добившись их отмены и объявления перевыборов Центризбиркомом.

Именно во избежание повторного поражения весь период до повторных выборов между конкурирующими партиями шла жесткая борьба. Большей частью «с открытым забралом», но не без налета подковровых интриг с участием других политических партий, она с бешеной скоростью вылилась в те же соцсети, где сторонники кандидатов соперничали в остроумии под хэштегами «Her şey çok güzel olacak» («Все будет очень хорошо») – лозунг, который Экрем Имамоглу привел в турецкий политический лексикон после объявления  перевыборов, и «Daha güzel olacak» («Будет еще лучше») - как ответный слоган президента Эрдогана.

Триумф оппозиции в Стамбуле уже не вызывает никаких сомнений, вскоре ЦИК страны официально объявит итоги выборов и Экрем Имамоглу снова получит заветный мандат, но в турецких политических кругах и в экспертном сообществе уже начались новые споры - относительно того, как голосование в мегаполисе и окружающий их анутраж могут повлиять на будущие политические процессы в Турции в целом.

Взгляд из Баку

Прокомментировать текущую ситуацию и дать прогноз относительно перспектив ее воздействия на политическую атмосферу в братской стране мы попросили эксперта, главу Кавказского центра международных отношений и стратегических исследований Араза Асланлы.

- Результат повторных муниципальных выборов в Стамбуле был, в большей степени, ожидаем. Чересчур длительный период для официального оглашения итогов голосования, состоявшегося 31 марта, объявление победителем Экрема Имамоглу, вручение ему мандата, а затем наложение на этот мандат вето сразу же после того, как он начал исполнять свои должностные полномочия – все это окружило этого человека неким ореолом победителя, право на победу у которого было несправедливо отобрано. И этот имидж автоматически усилил его позиции на перевыборах.

То есть, кандидат, доселе известный очень узкому кругу, мэр относительно небольшого района, на выборах главы Стамбула неожиданно одерживает победу над сильнейшим кандидатом, опытным политиком, который ранее был министром, затем премьер-министром, позднее спикером парламента. И вдруг у него эту победу отбирают.

На фото: Бинали Йылдырым

Вот этот имидж, обоснованный он или нет – это уже другой вопрос, и привел к тому, что на повторные выборы Экрем Имамоглу шел уже с гораздо более сильными позициями.

К тому же, к Имамоглу автоматически отошли голоса сторонников некоторых других оппозиционных партий, которые участвовали в выборах 31 марта, и это тоже немалый процент. 

[Напомним, что в муниципальных выборах 31 марта, помимо Партии справедливости и развития, и Республиканской народной партии (CHP), участвовали также Партия благоденствия, Партия Vatan. Оппозиционная Партия националистического движения поддержала AKP, а İYİ Parti – CHP . После объявления повторных выборов, определенная часть электората участников выборов голосовала за Имамоглу – прим. 1news.az.].

С другой стороны, в самой правящей партии тоже мало кто верил в обоснованность отмены итогов выборов, что тоже в какой-то степени снижало ее мотивацию. То есть, если сравнить выборы 31 марта и повторные выборы 23 июня, можно увидить, что за этот период мотивация правящей партии несколько снизилась, а мотивация оппозиции – напротив, увеличилась. В AKP число верящих в свою правоту [в вопросе отмены итогов выборов] становилось все меньше, а в оппозиции тех, кто верил в свою правоту – все больше.

Все эти составляющие вкупе и создали условия для победы Экрема Имамоглу на повторных выборах. И хотя для многих может стать сюрпризом большой разрыв в числе голосов, можно сказать, что результат выборов в какой-то степени был уже предопределен.

- Как, по-вашему, может исход выборов повлиять на ход дальнейших политических процессов в Турции?

- В связи с этим можно выдвинуть несколько версий. Основная из них состоит в том, что правящая партия продолжительное время одерживала победы на муниципальных и парламентских выборах.

Но на этих выборах она впервые «потеряла» сразу несколько крупных городов, наряду со Стамбулом, потерпев серьезное поражение в Анкаре и Измире. Это само по себе стало причиной некого «слома» в доселе успешной поступи правящей партии. Но станет это началом политического конца AKP, или нет – вот этот вопрос вызывает определенные споры. Некоторые предрекают ей упадок, видя в Экреме Имамоглу будущего лидера, другие – напротив, считают, что для AKP это просто «короткая пауза».

И, конечно, значительным аспектом в данном вопросе станет то, сумеет ли Эрдоган сохранить целостность внутри своей партии. Это – первый фактор.

    

Второй момент – это Партия националистического движения и ее лидер Девлет Бахчели - сумеют ли они удержать свои позиции по поддержке правящей партии. И тут речь идет не столько о самой партии и Девлете Бахчели – они-то как раз продолжают эту поддержку, но ее социальная база – продолжит она выступать за AKP или станет ближе к ее оппонентам? Вот этот аспект тоже не в малой степени способен оказать влияние на дальнейшие политические процессы.

Третье – столкнется ли сама CHP с внутрипартийными проблемами? Например, может ли возникнуть конкуренция между Экремом Имамоглу и лидером CHP Кемалем Кылычдароглу или другими партийными функционерами?

И, один из наиболее важных моментов, – это то, как представители CHP будут работать в муниципалитетах. Ранее об AKP сложилось такое общее мнение, что ее представители прекрасно работают в муниципалитетах,  активность же CHP – наоборот, оставляет желать лучшего. Я не буду утверждать, так ли это было на самом деле, но такой имидж сформирован был.

Да, сегодня CHP «взяла» Стамбул, Анкару и Измир – три крупных города Турции, где есть проблемы социально-экономические, чистоты, благоустройства, работы общественного транспорта и т.п. И вот то, как CHP будет справляться с решением этих вопросов, скажется на ее имидже в целом.

Эти четыре фактора, которые я перечислил – внешние и внутренние – и решат, будут ли результаты муниципальных выборов определяющими в ходе политических процессов в Турции или, напротив, станут в них лишь коротким эпизодом.

- В свете этого, как вы считаете, может ли избрание Имамоглу оказать влияние на парламентские выборы в Турции?

- Конечно, окажет. Но опять же, все упирается в вышеперечисленные факторы – если CHP хорошо проявит себя в муниципалитетах, то у них будут высокие шансы на парламентских выборах. Но если они ничего не смогут сделать в муниципалитетах, тогда, напротив, к парламентским выборам значительно усилится правящая партия, которая не преминет воспользоваться случаем, чтобы указать населению на несделанное, мол, смотрите, вот то, на что они способны.

Что фактически известно на данный момент? В победной «прямой» AKP на выборах возник «интервал». В ее непобедимости на выборах, в этой тенденции возник «перелом». Поэтому, скажем, если бы парламентские выборы в Турции предстояли через три, или даже, шесть месяцев, то однозначно, исход муниципальных выборов положительно сказался бы на шансах оппозиции. Но ввиду того, что до выборов остается еще несколько лет, то тут, как я уже говорил, все будет зависеть от того, как они будут работать в муниципалитетах. Возникнут ли трения между Имамоглу и Кылычдароглу, или будут проблемы в самой AKP, появится ли в ней раскол, который может привести к созданию еще одной партии – тоже немаловажные факторы.

То есть, одной только победы Имамоглу на муниципальных выборах  для победы CHP на выборах парламентских мало. Несомненно, его победа положила начало новому ходу процессов, но  как они будут развиваться дальше – на это окажут влияние другие факторы.

Ф.Багирова

Поделиться:
10316

Последние новости

Все новости

1news TV