Революция против Конституции: Европа обвиняет Армению в правовом беспределе
В политической философии право на революцию относится к естественным правам человека. Год назад Армения воспользовалась этим правом. Но обеспечивается ли сегодня в этой стране сила права?
С учетом складывающейся ситуации, армянские революционеры похвастать этим не могут - несмотря на пламенные обещания построить в стране демократию, творимое там беззаконие больше смахивает на тоталитарную анархию: повальные аресты и уголовные дела вкупе с угрозами «поставить к стенке» и «закатать в асфальт».
Беспредельщиной и провалом ознаменовалось и громко заявленное Николом Пашиняном «хирургическое вмешательство» в судебную систему страны. «Хирургия по-пашиняновски» привела к «летальному исходу» - под «мягким давлением» Венецианской комиссии армянские руководители были вынуждены отказаться от главной составляющей рестарта судебной системы - всеобщего веттинга (проверки) судей на профессиональную и поведенческую этику.
Причина…
Отправной точкой для объявления «большой чистки» послужило освобождение 18 мая судьей суда общей юрисдикции Еревана Давидом Григоряном из-под стражи арестованного в июле 2018 года второго президента Армении Роберта Кочаряна.
Кочарян обвинялся в свержении конституционного строя в 2008 году, когда в ночь с 1 на 2 марта в кровавых столкновениях с полицией и военными в Ереване погибли 10 и пострадали более 250-ти протестующих против фальсификации президентских выборов.
Читайте по теме:
«Секретный приказ»: Как Кочарян приказал армии стрелять в свой народ
Все 10 лет, предшествующие его приходу к власти, Пашинян, отсидевший срок за активное участие в протестных акциях, спал и во сне видел Кочаряна за решеткой.
Поэтому, понятно, особого восторга от освобождения экс-президента не испытал, но не имея формальных полномочий вмешиваться в процесс, отреагировал на ситуацию в свойственной ему манере. Выйдя в прямой эфир в Facebook, премьер «в знак протеста против коррумпированной и связанной с прежними властями судебной системы» призвал своих сторонников перекрыть все без исключения выходы и входы в здания судов – «да так, чтобы никто не мог войти внутрь».
Прием возымел достаточный эффект – разгневанные люди массово бросились блокировать суды, в том числе, Конституционный суд Армении.
Читайте по теме:
«Чисто армянский ход»: Может ли освобождение Кочаряна привести Армению к гражданской войне?
Акция приобрела достаточно широкий размах, охватив не только столицу, но и регионы. В какой-то момент к одной из групп присоединился сам Пашинян – приехал, поблагодарил протестующих, признался им в любви и уехал, привычно сделав пару селфи.
…и последствия
Чуть позже премьер попросил сторонников прекратить акцию, отметив, что она достигла своей цели, и что его решением запущена реформа судебной системы – «зеркального отражения старой власти».
«Деятельность судов не пользуется доверием у общества и угрожает национальной безопасности и стабильности страны. Поэтому в судебную систему нужно провести хирургическое вмешательство», - сказал Пашинян.
Всеобщий веттинг предполагал тщательную проверку политических связей, материального положения, личных и профессиональных качеств судей, их деятельности в этом качестве в прошлом. По Пашиняну, все судьи, допустившие грубые нарушения при вынесении вердикта (что должно быть зафиксировано Европейским судом по правам человека), должны уйти в отставку, либо быть уволенными, в отставку должны уйти и судьи, осознающие собственную предвзятость - «этим они окажут важную услугу Армении и ее народу».
При проведении всей этой работы - «в рамках передового международного опыта и международных обязательств Армении» - Пашинян планировал заручиться поддержкой ООН, ОБСЕ и Совета Европы.
Поддержка ПАСЕ выразилась в призыве Пашиняну не делать шагов, которые могут быть восприняты как давление на судебную систему, поскольку «существуют четкие юридические процедуры для оспаривания судебных решений». Пожурила Армению и другая авторитетная структура – комиссия Совета Европы за демократию через право, или Венецианская комиссия.
«Под шумок» Специальная следственная служба Армении провела обыск в рабочем кабинете судьи суда общей юрисдикции Еревана Давида Григоряна, решением которого, напомним, Кочарян был освобожден из-под стражи.
Как сообщил СМИ сам судья, уголовное дело, в рамках которого проведен обыск, было возбуждено по факту совершения служебного подлога. Но на вопрос, может ли обыск быть связан с его решением об освобождении Кочаряна из-под ареста, Давид Григорян ответил: «Думаю, всем ясно».
С другой стороны, Генпрокуратура Армении обжаловала в Апелляционном суде решение об освобождении Кочаряна, и к концу июня арест экс-президента был повторно санкционирован.
Но только Пашинян собирался «вздохнуть свободно», как уже 18 июля Конституционный суд (КС) Армении приостановил производство дела в отношении Роберта Кочаряна и направил дело в Европейский суд по правам человека и в Венецианскую комиссию - «для получения консультативного мнения». Комментируя это обращение, председатель КС Грайр Товмасян сказал, что международная экспертиза поможет им принять более выверенное решение.
Игра словами
Сила гнева Пашиняна вынудила его выступить с беспрецедентными, по сути, высказываниями – в интервью армянскому филиалу радио «Свобода» он заявил, что Грайр Товмасян «приватизировал Конституционный суд, который теперь находится в статусе приватизированной будки».
Глава КС не оставил этот выпад без ответа: «Значит, вы представляли десятки обращений в приватизированную «будку»? Премьер, президент, спикер парламента, судьи, Венецианская комиссия, главы КС нескольких стран строили отношения с «будкой»?
Надо отметить, что сыпля обвинениями в адрес главы Конституционного суда, Пашинян ссылался на «потрясшее его письмо» новоизбранного судьи КС Ваге Григоряна, в котором тот утверждал о кризисе суда и представлял пути его решения.
Здесь есть любопытная подоплека. Судьи КС в Армении избираются в Национальном собрании, и в октябре 2018 года парламент предыдущего созыва, большинство в котором представляла «Республиканская партия» Сержа Саргсяна, отклонил кандидатуру Григоряна.
На этот раз, когда парламентское большинство составляет уже фракция «Мой шаг» Никола Пашиняна, кандидатура Ваге Григоряна, считающегося членом команды Пашиняна, вновь была представлена на рассмотрение Нацсобрания. Ввиду того, что по армянскому законодательству повторное рассмотрение одной кандидатуры на вакантное место судьи КС не допускается, процесс проходил в крайне сложной атмосфере. Тем не менее, Григорян был избран, но это не только не завершило многочисленные споры о правомочности его выдвижения, но и стало началом нового скандала.
Узурпация
Выступая в парламенте, Григорян заявил, что принося присягу, он принимает на себя также исполнение полномочий и обязанностей… председателя Конституционного суда. То есть, Григорян сам провозгласил себя председателем КС.
Свою позицию он обосновал конституционными изменениями по итогам референдума в декабре 2017 года – если прежняя Конституция предусматривала избрание членов Конституционного суда, то новая предполагает избрание судей.
По логике Григоряна, право принимать решения имеют лишь те судьи, которые были избраны после конституционных поправок, а таковыми на данный момент являют лишь он сам и судья Арман Диланян. И, поскольку Диланян отсутствует в стране, Григорян возлагает на себя полномочия председателя Конституционного суда.
Ни премьер Пашинян, ни действующий председатель Конституционного суда Армении Грайр Товмасян заявление узурпатора пока никак не прокомментировали, хотя армянские эксперты успели окрестить его «нелепым, несерьезным и антиконституционным».
«Холодный душ»
Как видно, курс армянских властей на «реформирование судебной системы», вопреки заявленному, никак не получается «прямым и твердым». Напротив, он настолько шаткий и извилистый, что это не преминули заметить даже в Европе.
С критическими оценками объявленного в Армении веттинга судебной системы выступила Венецианская комиссия. Об этом сообщило армянское НПО «Путь права» со ссылкой на заседание Комиссии 21-22 июня, протокол которого был распространен среди ограниченного числа адресатов.
«…После решения суда об освобождении под личное поручительство бывшего президента Р. Кочаряна премьер-министр Пашинян подверг жесткой критике суды, призвал своих сторонников заблокировать входы в суды, а также говорил об обновлении судебной власти. Председатель комиссии (Букиккио) в своем письме премьер-министру, хотя и признал, что есть недоверие к судам, однако настоял на том, что все принятые меры должны осуществляться в соответствии с Конституцией и международными стандартами», - процитировали документ армянские СМИ.
Венецианская комиссия посчитала, что общий веттинг всех занимающих должность судей не будет ни необходимым, ни полезным. Вместо этого, по мнению Комиссии, должны быть закреплены дисциплинарные процедуры, и будет создана связь с системой декларирования доходов и имущества. Для этого в судебном кодексе Армении нужно провести изменения до конца июля.
В Комиссии также выразили обеспокоенность заявлением недавно избранного судьи Конституционного суда Ваге Григоряна, который поставил под вопрос законность работы остальных судей КС, избранных при предыдущей власти. Тогда они назывались членами Конституционного суда, а теперь должны называться судьями - значит, их должность устарела, и работать они не должны. Подобную аргументацию в Венецианской комиссии называют несостоятельной. Еще больше эксперты обеспокоены тем, что новый парламент Армении поддержал Григоряна. Это создает опасность вмешательства законодательной власти в дела судебной.
В целом, Венецианская комиссия готова направить правительству Армении экспертное заключение до октября.
Разумеется, мнение Венецианской комиссии не носит императивный характер, но поскольку это важный месседж, который армянские власти не могли проигнорировать. Та же неправительственная организация «Путь права» со ссылкой на протокол Венецианской комиссии сообщила, что власти Армении фактически согласились с доводами Комиссии и намерены отказаться от всеобщего веттинга судей.
Таким образом, анализ складывающейся ситуации показывает, что объявленное новым армянским руководством реформирование судебной системы стало «самым слабым звеном» в цепи революционных преобразований в стране.
И если «бархатная политическая революция» в Армении ознаменовалась триумфом Никола Пашиняна, то «топорная судебная революция» обернулась для него полным крахом.
Ф.Багирова