«Я жила в роскошной квартире и ощущала себя несчастной». Севиндж Гусейнова о выходе из зоны комфорта – ФОТО
Несмотря на интересную жизненную историю и высоты, достигнутые в профессиональной области, Севиндж Гусейнова почти никогда не светилась.
Я узнала об этой удивительной женщине совершенно случайно – подключившись к онлайн-вебинару, организованному платформой Women Bankers Club. Тема вебинара была достаточно актуальной - «Какова жизнь за пределами зоны комфорта?», и Севиндж ханум рассказывала об этом, исходя из собственного опыта.
Не отрываясь от экрана, я заворожено слушала о том, как она отказалась идти путем, рекомендованным родителями, и, пройдя через множество трудностей, прожила свою собственную, а не навязанную кем-то жизнь. И мне захотелось представить ее вдохновляющую историю широкой аудитории, полагая, что очень многие извлекут для себя массу пользы.
Севиндж Гусейнова долгое время жила в Хьюстоне. Если кратко говорить о ее профессиональном опыте, за плечами у этой женщины 20-летний опыт работы на руководящих позициях в сфере управления персоналом в крупных международных компаниях, таких как TeliaSonera, Det Norske Veritas, Ocwen Financial Corporation, Parker Drilling и других. Она занимала должность HR директора по Евразии, была директором по корпоративным кадрам в Северной и Южной Америке, Африке, а также директором по глобальному управлению талантами и организационному развитию, отвечая за проекты в 19 странах мира.
До того, как перебраться в США, С.Гусейнова была профессором в Бакинском государственном университете. С 1997 года на протяжении десяти лет она занимала должность директора по персоналу компании Azercell, которая была удостоена престижной международной премии «Инвестор в людей» за достижение высоких результатов в бизнесе за счет выдающегося управления и развития сотрудников.
На данный момент Севиндж ханум находится в Азербайджане, где продолжает свою карьеру на позиции главного директора HR в компании SOCAR AQŞ.
Представляем вашему вниманию ее историю.
Право выбора
Я родилась во время Советского Союза в семье научных деятелей. Мой отец, будучи физиком, хотел воспитать династию физиков, чтобы мы вместе ходили в лабораторию, обсуждали жидкие кристаллы и занимались одним и тем же. Поскольку разговоры в семье были исключительно на эту тему, я даже не задумывалась о том, чем САМА хочу заниматься. Поэтому поступила в БГУ на физический факультет.
Учеба давалась мне легко, я получала хорошие оценки. А когда первый курс подходил к концу, я поймала себя на мысли, что мне это абсолютно не интересно.
Помню, была весна, я сидела за партой на перемене и наблюдала за одногруппниками, которые стояли у доски и обсуждали решение какой-то формулы. Они спорили с огромным пылом и жаром, пока я лениво следила за процессом со стороны. У меня были определенные идеи, как можно решить эту формулу, но не было никакого желания встревать в разговор. Я смотрела через окно на улицу, на деревья, которые покрылись листочками, и вдруг мне так захотелось уйти из этого кабинета. Мое сердце сжалось, и я поняла, что нахожусь совсем не на своем месте.
Эти мысли зрели в моей голове на протяжении нескольких недель. Я думала о том, что мы в своей жизни сильно ограничены в выборе. Мы не выбираем место рождения, родителей, пол, внешность и даже характер, потому что каждый человек приходит в этот мир с определенным набором качеств. Что же тогда мы можем выбрать? Первое, что пришло мне на ум – профессию, и второе – спутника жизни, так как тема любви всегда была для меня важна. Если я не хочу становиться физиком, я должна найти другое дело, которое зажжет во мне страсть.
Полная решимости, я написала заявление об уходе из университета. Меня абсолютно никто не понял – все мои родственники, подруги, соседи, знакомые говорили о том, что я сошла с ума. Это были времена, когда не поступить в институт считалось позором, а поступить и уйти – верхом глупости. Но я приняла решение и не поменяла его, несмотря на давление со стороны.
В Советском Союзе мы не могли путешествовать, а мне очень хотелось увидеть мир. Плюс ко всему мне нравилось изучать языки. Поэтому я решила поступить в Университет иностранных языков.
Мои надежды оправдались, мне было интересно учиться там. Я даже написала научную работу на тему того, как улучшить восприятие человека к новым знаниям, создав определенный «фон счастья». В этом деле я использовала органную восьмимерную музыку и много чего другого, воздействующего на подсознание человека. Нашлись несколько добровольцев, которые разрешили над собой экспериментировать. В итоге я заняла второе место на Всесоюзном конкурсе научных работ.
Уход из родительского дома
В один прекрасный день мои родители объявили, что нашли для меня подходящую партию и хотят меня обручить. Когда я это услышала, то почувствовала, что за меня снова принимают решение. Я выразила несогласие, сказала, что не люблю этого человека, однако мне ответили: «Не говори глупостей. Узнаешь поближе – полюбишь». На этой почве возник второй серьезный конфликт с родителями, в результате которого я собралась и ушла из дома.
Мне было 18 лет. В те времена это было настолько дико, чтобы девочка из родительского дома уходила не к мужу, а жить самостоятельно. Покинув комфортные условия, я ушла в прямом смысле неизвестно куда. Я была отличницей, получала «ленинскую» стипендию в 125 рублей, однако совершенно не знала, как строить бюджет, как управлять деньгами и хватит ли мне этих средств, чтобы прожить.
Через своих друзей я нашла квартиру на Баилово. Она представляла собой маленькую комнатку, площадью 8 квадратных метров. Туалет находился во дворе, холодильника в доме не было, из всей мебели была только железная кровать, стол, стул и 3 прибитых к стене гвоздя, на которые можно было повесить свою одежду. Я никогда не осознавала, что наша семья ни в чем не нуждалась, пока не оказалась в этой убогой обстановке.
Помню, я очень обрадовалась, увидев окно и подумав, раз дом находится на вершине горы, значит, отсюда открывается красивый вид. Я побежала к окну, распахнула его… и пожалела об этом. Мой взгляд упал на кривые, покосившиеся «самостройки» – над крышами переплетались электрические провода, а по земле тянулись канализационные трубы, некоторые из которых протекали, образовывая лужи.
Но я все равно согласилась снять эту квартиру, потому что моих средств хватало только на нее.
Я четко помню первый вечер, который я провела в этой комнатушке. Я захотела кушать, но вспомнила, что не купила никаких продуктов. Присев на кровать, я испытала страх. На мгновение мне захотелось вернуться в комфортный родительский дом, но я понимала, что за это мне придется лишиться права принимать решения самостоятельно.
Пока я об этом думала, стало совсем темно. Я снова подошла к окну, и увидела огни, которые горели повсюду, скрывая уродливость этих построек. Дул ветер, и мне казалось, что он касается крыльев, которые выросли за моей спиной. Я смотрела на ночной город и думала: где-то там живет моя любовь, которую я пока не встретила, но которую я обязательно найду. Где-то там столько всего интересного меня ждет. Впереди была вся жизнь, которую мне предстояло прожить самой.
Заработать большие деньги в годы перестройки и безработицы
Второй раз я покидала зону комфорта уже не по собственной инициативе – меня заставили обстоятельства. Были 90-е годы, я была профессором и преподавала в вузе. В те времена мы жили от зарплаты к зарплате и раз в месяц подходили к кассе университета, через которую нам выдавали деньги.
Однажды я подошла к этой кассе и увидела, что окошко закрыто, а перед ним не выстроилось привычной длинной очереди. Я растерялась, не понимая, что происходит, и вдруг мимо пробежал один из моих студентов. Он сказал, чтобы я не рассчитывала получить зарплату в этот переломный для страны момент. И посоветовал вместо этого присоединиться к всеобщему движению, после чего побежал на площадь с криками «А-зад-лыг!»
Я вернулась домой. Конечно, я видела, что в последнее время ситуация в стране нестабильна, но совершенно не была готова к тому, что это коснется меня напрямую. На тот момент у меня уже были муж и ребенок. Я пересчитала свои несчастные сбережения, поняла, что надолго их не хватит, и ужаснулась.
Когда жизнь переворачивает тебя с ног на голову, и ты висишь в подвешенном состоянии в каком-то вакууме, все, чего тебе хочется, это вернуться в исходное положение. Потому что неопределенность всегда пугает. Но я хочу сказать вам – не спешите бить тревогу, оглянитесь вокруг, вдруг с другого ракурса вы увидите возможности, которые ранее были скрыты от ваших глаз. За моими плечами было много трудностей, с которыми я успешно справилась. И я дала себе слово справиться и на этот раз.
Так я открыла собственное дело, стала предпринимателем. Превратила свою научную работу, написанную в университете, в коммерческую идею и начала обучать людей, уезжающих за рубеж, английскому языку.
Мое обучение строилось на совершенно новом методе, который никто на местном рынке не использовал. Мой продукт был уникальным, что позволило мне назначить нереально высокие цены. И в скором времени моя жизнь поменялась на 180 градусов.
Наше поколение помнит, что годы перестройки были очень тяжелыми. Экономика трещала по швам, даже люди, которые хотели устроиться уборщиками или разгружать вагоны, не могли найти работу, чтобы прокормить семью. В этот момент я стала зарабатывать совершенно нереальные деньги. В самый «ленивый» месяц мой доход составлял 15 тысяч долларов. Представьте, тогда на эти деньги можно было купить квартиру.
Эта история научила меня тому, что, если жизнь выбивает тебя из привычной колеи, пусть даже ты приземлишься лицом в грязь – встань, отряхнись и взгляни на новые обстоятельства. Если мир вокруг тебя меняется, постарайся под него адаптироваться.
Потерять счастье в погоне за деньгами
Спустя несколько лет я поняла, что стала совсем другим человеком. Я привязалась к деньгам, к богатому образу жизни и стала от него зависимой.
Помню, в одну из ночей я вновь стояла у окна (на тот момент мне было чуть за 30) и смотрела на ночной Баку. Конечно, теперь я находилась не в съемной маленькой комнатушке, а в собственной роскошной квартире, и из моего окна открывался великолепный вид. Теперь у меня для одежды было не 3 гвоздя, а целая гардеробная комната. Но, несмотря на это, стоя в ту ночь у окна, я ощутила себя такой… несчастной. От той Севы, которая не имела ничего, кроме своей мечты, но которая была окрылена и свободна, будто не осталось и следа.
Чтобы перестать быть зависимой от денег, я пошла на очень серьезный шаг – закрыла свое дело и перестала преподавать. И вновь столкнулась с непониманием окружающих, особенно моего супруга, который назвал меня самой безответственной женщиной в мире (смеется).
Я не имела четких планов, как собираюсь «искать себя». Но когда ты формируешь вопрос и отправляешь его во Вселенную – на 50% это приближает тебя к желаемому. Так я оказалась на собеседовании в компании Azercell, где уже долгое время искали сотрудника на позицию HR-менеджера. В те времена многие направления только зарождались, и специалистов по ним не было, поэтому любой человек, обладающий подходящей фактурой и знающий языки, мог без опыта и каких-либо навыков устроиться на новую позицию. XX век подходил к концу – это было время безграничных возможностей.
Так вот, я попала на собеседование в Azercell совершенно случайно – друзья попросили меня заменить человека, который в последний момент отказался прийти. Вначале я отнекивалась, говорила, что не знаю ничего про сферу HR, а потом согласилась – просто посмотреть, в чем будет заключаться работа.
Передо мной сидел первый СЕО компании Azercell и рассказывал о будущих планах. Он еще тогда в точности описал сегодняшний день, говоря, что в скором времени телефоны станут многофункциональными, и с их помощью можно будет вести абсолютно все свои дела. Помимо этого, он сказал, что предоставит места работы талантливой азербайджанской молодежи: «Здесь не будет никаких взяток и тапша, мы возьмем самых лучших и создадим для них профессиональный оазис, где будет все процветать». После этой фразы, которая стала для меня ключевой, я загорелась и захотела стать частью этой компании.
Наше двухчасовое собеседование закончилось тем, что я получила эту работу. Так началось освоение второй, совершенно незнакомой для меня профессии – HR-менеджера.
Перебраться в чужую страну и начать с нуля
В один прекрасный день моя дочка решила продолжить образование в Америке. В итоге она нашла там хорошую работу, любимого человека и захотела остаться. Следом за ней подрастал мой сын, который тоже планировал перебраться в Америку. Мне не хотелось постоянно пересекать океан, чтобы увидеть своих детей, и проходить через трудности получения виз. Поэтому я решила, что должна следовать за ними. Тем более, на тот момент я уже была разведена и моей семьей были только мои дети.
В тот период моя карьера в Azercell находилась на пике – я работала в региональном офисе компании директором по персоналу по всей Евразии и снова покинула зону комфорта, чтобы начать жизнь с чистого листа рядом со своими детьми. Так я ушла с работы и оказалась в совершенно чужой стране с огромной конкуренцией, в которой должна была сказать свое слово.
Это был самый большой вызов в моей жизни. Первое время я абсолютно не понимала американского акцента, потом, постепенно адаптировавшись, осознала, что трудности на этом не закончились.
Беспрерывно искала работу, но всякий раз получала отказ. Только однажды я практически устроилась на позицию регионального HR-менеджера в одной компании, как вдруг произошла неловкая ситуация. Владелец компании хотел со мной увидеться и спросил, где я живу, а услышав название улицы, воскликнул: «Рядом с вами живет наш знаменитый квотербек!» В этот момент мои глаза стали такими стеклянными, что он спросил: «Вы, кажется, не понимаете, о ком я говорю?» «Нет», - честно призналась я и по выражению его лица почувствовала, что потеряла работу, которая почти была моей (смеется).
В тот день я поняла, что, помимо знания своей профессии, мне необходимо влиться в культуру и менталитет этой страны, чтобы уметь поддерживать разговор с местными людьми. Я стала смотреть американские телешоу, спортивные передачи, пыталась понять, что такое бейсбол и через какое-то время восполнила этот пробел.
Также я нашла пару азербайджанцев, которые здесь проживали, и спросила у них, как можно найти работу в Америке. Однако они посоветовали не тратить попусту время: «Местные не могут даже произнести твоего имени, не знают ничего о твоей стране, у тебя нет опыта работы в Америке, кто тебя возьмет на хорошую позицию? Лучше иди в сферу продаж, ты неплохо выглядишь, будешь продавать крем богатым женщинам в возрасте». В этот момент я про себя подумала: «Вы недооцениваете меня. Я стану той богатой женщиной, которая будет покупать этот крем».
И продолжила свои поиски. А еще применила психологический прием. Каждое утро я вставала в 7 часов, надевала костюм, делала прическу и убеждала свой мозг в том, что собираюсь на работу. Доезжала до Даунтауна, стояла в пробке в час пик, делала круг и возвращалась домой. Когда дети спрашивали, где я была, я отвечала, что ехала на работу. И познакомившись с кем-то, всегда представлялась HR-директором. Убеждая в этом окружающих и саму себя, я притянула желаемое и устроилась в одну крупную компанию HR-директором по 16 странам.
На этой позитивной ноте закончились трудности моей иммиграции. Также в Америке я встретила свою настоящую любовь – человека, за которого впоследствии вышла замуж (улыбается).
Какова жизнь за пределами зоны комфорта?
Недавно я вернулась в Баку по приглашению компании SOCAR AQŞ, где заняла должность главного директора по персоналу. Однако коммерческая сторона этого вопроса была для меня не важна, я просто хотела вернуть долг своей Родине и быть полезной местным кадрам, передав им свой богатый профессиональный опыт. Наряду с этим, я очень рада начать сотрудничество с компанией, которая имеет огромную долю в экономике страны, учитывая, что Азербайджан всегда был «нефтяной» страной.
Когда я пришла на первый HR-meeting, то неожиданно встретила множество людей, в профессиональном становлении которых я сыграла немаловажную роль. Мы не виделись более десяти лет. Это были, можно сказать, мои воспитанники, и мои глаза наполнились слезами от осознания того, как высоко они поднялись. Я испытала гордость и благодарность за то, что Бог предоставил мне возможность увидеть результат моей работы. Не каждому выпадает подобная привилегия.
Оборачиваясь назад, я хочу ответить на вопрос: какая она – жизнь за пределами зоны комфорта? Конечно, она сопряжена с множеством сложностей, но это определенно того стоит.
Если бы я в свое время не ушла с физического факультета, то никогда бы не испытала всепоглощающей страсти к своей работе. Если бы вышла замуж за парня, которого мне подыскали родители, то прожила бы всю жизнь рядом с чужим человеком. Если бы я не взяла на себя ответственность за принятие решений, не было бы этих интереснейших реализованных мною проектов, не было бы поездок в 68 стран мира и не было бы той большой любви, которой в итоге меня наградила жизнь. Я бы шла по жизни ползком вместо того, чтобы летать.
Жизнь в зоне комфорта – это отсроченный дискомфорт, который порой приводит к пожизненному дискомфорту, если эти изменения откладывались слишком долго. Поэтому время от времени покидать зону комфорта необходимо каждому человеку. В противном случае это сделают независящие от тебя обстоятельства и ты, не имея опыта, просто не сможешь под них подстроиться. Будьте храбрыми, идите навстречу новому и проживайте свою собственную жизнь.
Лейла Мамедова