Сосо Цискаришвили: «Власти Грузии готовы расправиться с акциями протеста подобно своим армянским коллегам»
Эксклюзивное интервью 1news.az с грузинским политологом Сосо Цискаришвили
О причинах активизации оппозиции и начала акции голодовки, о перспективах взаимоотношений оппозиции и властей, возможных уступках со стороны властей в эксклюзивном интервью 1news.azрассказывает политолог Сосо Цискаришвили.
-Как Вы считаете с чем связано начало активизации оппозиции?
- Вдохновителем любой акции протеста являются власти, сделанные и не сделанные ими шаги и неадекватное отношение к текущим процессам. Начатая оппозицией акция голодовки - звено той цепи, которая принудительна и нежелательна для общества в целом. Общество требовало от властей найти консенсус. Общество осознает, что достигнутый консенсус мог и не быть всеобъемлющим, но сидящие за столом переговоров должны были выразить свою добрую волю. Как выяснилось, у властей такой воли не оказалось.
После президентских выборов прошло больше двух месяцев. ОБСЕ в своем окончательном заключении оценила эти выборы как принесшие несправедливые результаты. За прошедшие месяцы общество не видело ни одного конкретного шага властей или принятого ими решения, которые служили бы исправлению существующей ситуации и были бы гарантом справедливого проведения парламентских выборов.
После президентских выборов прошло столько же времени, сколько осталось до парламентских выборов. Разумеется, время работает на власти. Есть множество мелочей, которые скрываются как в существующей избирательной системе, так в списках избирателей и в комплектовании состава избирательной комиссии, но эти вопросы серьезно даже не обсуждались.
Очевидно, что если власть имущие не желают говорить на эти темы, к столу переговоров их никто не привяжет. Поэтому оппозиция вынуждена проводить уличные акции.
Сейчас мы столкнулись с новым форматом протеста, когда одна из ведущих оппозиционных фракций парламента начинает голодовку в приемной председателя парламента. Этим грузинская государственность получила серьезную пощечину от оппозиции. Это позор не только председателя парламента, а всей правящей команды. Отсутствие реагирования и игнорирование этого будет еще одним ясно выраженным знаком, что они не собираются ничего менять для исправления ситуации. Возникает подозрение, что власти готовы расправиться с акциями протеста подобно своим армянским коллегам.
- Вы не исключаете повторения в Тбилиси событий ноября прошлого года?
- Нет, нет, не думаю, что через каждые 3-4 месяца власти будут проявлять такую безрассудность. Хотя бы часть из них ощущает, что они тоже сыновья этой страны и если не им, то их близким придется жить здесь. Не думаю, что акции получат такое продолжение. Власти попытаются начать с определенной частью оппозиции консультации для поиска общего языка. Однако факт, что, только попав в цейтнот, они в чем-то уступают оппозиции и учитывают ее требования.
Власти пойдут на определенные уступки тогда, когда станет невозможно предпринять серьезные шаги для справедливого проведения выборов. Две недели акций протеста будут решающими для прогноза парламентских выборов.
Вместе с тем, идет несколько интересных параллельных процессов. Кроме того, что часть оппозиции участвует в акции голодовки, три лидера оппозиционной волны проводят переговоры с президентами Эстонии, Латвии и Литвы.
Это не случайность. Такие визиты устраивает не туристическое агентство. Сам факт, что лидеры оппозиции устраивают встречи подобного ранга в странах Балтики, для меня однозначный показатель того, что это продолжение американского проекта, которым три страны Балтики вместе с Польшей несут ответственность за влияние на происходящие на Кавказе процессы. Надеюсь, в отличие от президентских выборов, их отношение к текущим в Грузии процессам будет более жестким.
- Узаконение предложенного властями выбора равного количества депутатов по мажоритарному и пропорциональному принципу не будет способствовать созданию в Грузии серьезных и сильных партий. По вашему мнению, это происходит целенаправленно или все-таки случайно?
- Сегодня, в отличие от ситуации годичной давности, власти совершенно не заинтересованы в существовании или формировании в стране какой-либо сильной партии. Это обусловлено тем, что правящая партия потерпела крах. Она до сих пор привязана веревочкой к авторитету одного человека.
Очевидно, что веревка эта стала очень тонкой. Ясно также, что связь между лидером и активом партии может в любой момент разорваться. В такой обстановке перенос внимания на мажоритарную систему коварная попытка, которая примитивна по своей сути и поэтому общество ее расшифровало. Создание в нашем парламенте палаты представителей подразумевает обязательные представительства регионов, но обсуждать это будет возможным тогда, когда парламент станет двухпалатным. Это заложено в нашей конституции, но факт, что говорить об этом пока преждевременно.
Кроме того, если в парламенте будет 50-процентное представительство мажоритариев, абсолютно необходимо существование простого механизма отзыва выбранных по мажоритарному принципу депутатов.
Решения, принятые нынешними мажоритариями по результатам голосования абсолютно антинародные. Это тот минимум, который должна выдвинуть наша оппозиция по поводу выбора депутатов по мажоритарному принципу.
Иракли Манагазе