Саакашвили едет в США восстанавливать свой имидж
19 марта приезжающий в США Михаил Саакашвили встречается с Джорджем Бушем.
Встреча произойдет в неспокойное для Грузии время, когда представители оппозиции протестуют у здания парламента, объявив голодовку (они высказывают таким образом свое несогласие с итогами прошедших президентских выборов), а Абхазия и Южная Осетия после провозглашения независимости Косово с новой энергией ставят вопрос о признании своего суверенитета.
Главные задачи Саакашвили в ходе его визита – получить поддержку своих усилий по восстановлению территориальной целостности Грузии, попытаться ускорить процесс присоединения к НАТО, а самое главное - восстановить свой пошатнувшийся имидж демократа. Президент Грузии понимает, что без этого имиджа невозможно продвижение по другим вопросам.
В пресс-релизе Белого дома, еще до встречи двух президентов, уже сказано, что Грузия - «ключевой союзник в борьбе с терроризмом, особенно в Ираке» и «ценный партнер в важном регионе». Однако пока Вашингтон воздерживается от риторики в стиле речи Буша в Тбилиси в мае 2005 г., когда американский президент сказал, что Грузия при Саакашвили - это «светоч свободы для региона и всего мира».
Сдержанность американской стороны Саакашвили пытается компенсировать цветистостью своих высказываний. «Приезжайте в Грузию, и вы увидите удивительную трансформацию, триумф западных ценностей – достижения, которые не стоили Америке ни единого выстрела и ни одной жизни европейскому солдату... Страна... возрождается в качестве либеральной европейской демократии на основе соблюдения закона и прав человека. Наши выборы - по настоящему свободные, наша экономика – одна из самых быстро растущих в Европе», - пишет Саакашвили в «Newsweek».
Именно таким образом Саакашвили позиционирует Грузию в глазах США. Президент Грузии старательно вписывает свою страну в доктрину Джорджа Буша по продвижению демократии во всем мире. Саакашвили стремиться представить Грузию как огромный успех и победу американской политики, а себя - как молодого идеалиста-демократа, получившего образование в США и воспринявшего западные идеи, которые он принялся усердно прививать на своей родине.
Поскольку в последнее время примеров успешной демократизации Америкой «несвободных» стран найти трудно, Буш ранее использовал Грузию в своей риторике как модель, которая может «вдохновить и другие народы, стремящиеся к свободе». Именно поэтому события конца прошлого года в Грузии, а именно жестокий разгон протестующих, закрытие телеканалов и введение режима чрезвычайного положения, вызвали в Вашингтоне настоящий шок. Кураторы грузинской демократии выглядели растерянными и вынуждены были признать, по словам Washington Post, что «всего за одну неделю Михаил Саакашвили нанес американской идее продвижения демократии больший урон, чем десятки Первезов Мушаррафов. В конце концов, мало кто верил в демократию в Пакистане, но по поводу Грузии ожидания были очень высокими».
Президентские выборы 5 января 2008 г. частично реабилитировали Саакашвили: во-первых, политический кризис все-таки был разрешен демократическим путем, пусть и со всеми типичными для постсоветского пространства недостатками избирательного процесса.
Во-вторых, Саакашвили победил с гораздо более приличным результатом (53%), чем в 2004 г. (96%). Президент Грузии надеется, что встреча с Бушем окончательно развеет сомнения американцев в его преданности идеалам демократии.
Умело эксплуатируя идеи демократизации мира, столь дорогие сердцу многих американцев и лежащие в основе доктрины Буша по переустройству существующего миропорядка, Саакашвили не забывает и о геополитике. Он успешно играет на противоречиях между Россией, которая стремится сохранить свое влияние на Южном Кавказе, и США, цель которых – поддержка «геополитического плюрализма» на территории бывшего СССР после его распада и ослабление доминирования России в этом регионе.
Интеграция с НАТО с последующим вступлением в альянс для Саакашвили не самоцель, а инструмент для урегулирования отношений с Абхазией и Южной Осетией на условиях Тбилиси и для ослабления позиций России. Президент Грузии отлично понимает, что чем дальше, тем меньше шансов вернуть эти республики в лоно Грузии. Однако в любом случае ключи решения проблем с Абхазией и Южной Осетией лежат не в Вашингтоне или Брюсселе, а в Москве.
В случае игнорирования Саакашвили интересов России Москва может успешно использовать опыт США при налаживании отношений с теми частями Грузии, которые не хотят находиться в ее составе. Вначале это может быть расширение сотрудничества с Абхазией и Южной Осетией при формальном признании территориальной целостности Грузии по модели отношений США с Тайванем.
В случае же ускорения интеграции Грузии в НАТО России совсем не обязательно включать непризнанные территории в свой состав. Им можно придать сложный и непонятный статус типа «ассоциированного свободного государства» Пуэрто-Рико, которое с точки зрения ООН не является «самоуправляемой территорией» а согласно американским нормам «принадлежит США, но не является его частью».
Галина Зевелёва из Вашингтона
Публикуется в рамках сотрудничества РИА Новости и 1news.az