Получение Грузией МАР будет зависеть от демократических внутренних реформ в стране
Саммит НАТО для Грузии завершился. Самый важный вопрос, который занимал Украину и Грузию – получат ли они на Бухарестском саммите НАТО План действий по членству в альянсе – не был решен положительно.
Однако тот параграф коммюнике саммита, прочитанного генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером, который касался дальнейших отношений Грузии и Украины с НАТО, это - позитивный шаг вперед. Так оценил министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе решение глав государств – членов НАТО, в котором записано, что члены НАТО поддерживают вступление в НАТО Грузии и Украины, приветствуют реформы и прогресс с точки зрения реформ, с нетерпением ждут проведения в Грузии парламентских выборов.
Министрам иностранных дел предоставлено право изучить прогресс, который будем определяющим с точки зрения получения МАР.Первую такую оценку министры иностранных дел стран – членов НАТО должны представить в декабре 2008 года, после чего те же министры решат, получит ли Грузия план действий по вступлению в НАТО.
С учетом этого президент Украины Виктор Ющенко на встрече с журналистами заявил, что Украина довольна достигнутым на саммите результатом. Они получили больше, чем ожидали. В Украине не существует политического консенсуса по вопросу вступления в НАТО и, главное, показатель доверия народа к НАТО довольно низкий – 35-40%.
Поэтому Украина должна провести референдум по вопросам вступления страны в НАТО. Исходя из этого, оказаться в паре с Грузией для Украины действительно означает шаг вперед.
Что касается Грузии, как заявил министр иностранных дел Давид Бакрадзе, было бы лучше получить МАР, но то, что записано и то, что впервые было сказано в стенах НАТО, что Грузия и Украина станут членами альянса, очень важно.
До начала саммита представители российской делегации, депутаты Константин Косачев и Сергей Марков сделали довольно жесткие заявления в адрес Грузии. Их позиция почти совпадает с заявлением министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Госдуме. Они тоже обострили внимание на углубление проблемы Южной Осетии и Абхазии и о возможности признания Россией их независимости в случае вступления Грузии в НАТО.
Что касается позиции России и того, насколько решающим оказался демарш России для принятия решения саммита, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози, а еще раньше генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявили, что никто, тем более третья страна – и подразумевалась Россия – не может влиять на решение стран НАТО.
Однако в кулуарах это подтверждают известные журналисты из Германии и Франции. Разумеется, позиция России была важной, видимо, тактика радикального, жесткого обращения, избранная в прошлых годах властью Грузии в отношениях с Россией, определила то, что Германия не пошла на обострение с Россией. Однако открыто об этом не говорит никто.
Лишний оптимизм в отношении получения МАР был явно ненужен. Тем более, когда решение должны принять 26 стран, к тому же по принципу консенсуса. Несмотря на это, нет никаких оснований для драматизации, потому что если в истории НАТО вопрос Грузии стоял на 97-98 месте, это был саммит, на котором вопрос Грузии-Украины рассматривался четвертым после Афганистана, новых членов, Боснии-Герцеговины и Косово.
Тема присуждения-неприсуждения Грузии и Украине МАР была главной интригой этого саммита. Судя по этому и по записи, сделанной в коммюнике, у Грузии есть шанс получить МАР. Но в то же время от Грузии ожидают большого прогресса с точки зрения демократии, и это неслучайно было записано в адрес Грузии, а не Украины.
Это очень важно. Страны – члены НАТО с нетерпением будут ожидать проведения в стране парламентских выборов. Надо обратить внимание также, что речь идет о слушании оценки первого прогресса до декабря 2008 года.
Будет это слушание первым и последним или станет одним из многих, это будет зависеть опять таки от Грузии. Если в течение этих 8 месяцев реальный прогресс будет достигнут по многим направлениям, к декабрю 2008 года министры иностранных дел подготовят реально позитивное заключение, что станет предпосылкой для получения МАР.
Но тут надо сказать кое-что, так как это будет вновь связано с ожиданием и лишним оптимизмом. МАР не означает вступление в НАТО, получение Грузией МАР будет зависеть от демократических внутренних реформ в стране.
Коба Ликликадзе военный эксперт и Иракли Манагадзе, 1news.az