Дмитрий Тренин: «Россия рассматривает вступление Грузии в НАТО как красную полосу» | 1news.az | Новости
Интервью

Дмитрий Тренин: «Россия рассматривает вступление Грузии в НАТО как красную полосу»

12:14 - 02 / 05 / 2008
Дмитрий Тренин: «Россия рассматривает вступление Грузии в НАТО как красную полосу»

Эксклюзивное интервью 1news.az с заместителем директора Московского центра Карнеги, известным российским экспертом Дмитрием Трениным

- Господин Тренин, как вы оцениваете разработанное Великобританией, Германией, США и Францией совместное коммюнике, которым страны – друзья генерального секретаря ООН призвали Россию «отменить или не выполнять» подписанное президентом Путиным 16 апреля распоряжение «Об углублении отношений с Абхазией и Южной Осетией»?

-Страны Запада выразили свою озабоченность тем, что последующим интегрированием Абхазии и Южной Осетии в Россию Москва создает основу для окончательного отрыва этих регионов от Грузии. Так считают подписавшие коммюнике государства.

Авторы коммюнике считают главной опасностью действий Москвы ревизию Россией границ на постсоветском пространстве. Эта и другие причины озабоченности отображены в совместном коммюнике.

- По поводу коммюнике свои соображения высказали многие российские политики. Понятно, что депутаты Госдумы не принимают серьезных решений, но то, что внешнеполитическое ведомство России не реагирует на принятое ведущими странами коммюнике, вызывает удивление. По вашему мнению, насколько будет учитывать Россия позицию Запада в отношении конфликтных регионов Грузии?

- Москва пытается проводить в отношениях с Грузией довольно сложную линию. С одной стороны, Россия не идет на формальное признание Абхазии и Южной Осетии, то есть не повторяет на Кавказе прецедента Косово, чего так опасались на Западе. Россия формально остается на той позиции, согласно которой она защищает территориальную целостность Грузии в рамках признанных международным содружеством границ.

Но в то же время Москва посылает Тбилиси сигнал о том, что в случае последующей интеграции Грузии в НАТО она может потерять Абхазию и Южную Осетию. Насколько я понимаю, другими средствами влияния или давления на Грузию Москва не располагает.

Этим Россия ставит грузинскую власть и общество перед выбором – что главнее, сохранение с определенными условиями целостности страны (Россия, в принципе, готова поддержать это) или интеграция Грузии в западные структуры.

- Что же выходит, Россия отказывается от признания того, что Грузия суверенное государство и имеет суверенное право самой решать, в какую организацию ей вступать?

- В России никто не отрицает, что Грузия суверенное государство и как суверенное государство имеет право принимать самостоятельные решения.

- С учетом того, что обстановку в Абхазии и Южной Осетии реально контролирует Россия и эти территории фактически являются частью Российской Федерации, не имеет большого значения, действительно ли Россия признает их независимость...

- Это не так. Несмотря на то, что проживающее в Абхазии и Южной Осетии население имеет российские паспорта, а Москва стоит на позиции восстановления территориальной целостности Грузии, она подает сигнал Тбилиси о том, что может развернуть ситуацию.

- Вы смотрите серьезно на угрозу России, что Москва признает независимость Абхазии и Южной Осетии?

- Считаю, что Россия рассматривает вступление Грузии в НАТО как красную полосу. Сейчас можно только гадать, какие формы примут после этого действия России, но ясно, что с точки зрения взаимоотношений с Грузией и урегулирования конфликтов это станет началом нового этапа. После того, что случилось в Косово, исключать ничего нельзя.

Общеизвестно, что сербы были наказаны за геноцид албанцев в Косово. Именно из-за этого считается независимость Косово «уникальным случаем», а в Абхазии налицо этночистка грузин.

- Что получается? Россия поддерживает и поощряет сторону, организовавшую этночистку?

- Российская власть руководствуется примерно такой схемой: США и их союзники сделали в Косово то, что хотели, и проигнорировали международное право. В Москве считают, что Россия может сделать то же самое. В случае признания Абхазии и Южной Осетии Россия тоже скажет, что на фоне распада Советского Союза Абхазия и Южная Осетия «уникальный случай».

- То есть, по мнению России, обижать сербов нельзя, а грузин – можно?

- Как видите, мы свидетели двойных стандартов с обеих сторон, причем откровенных. Факт, что распоряжением Путина Россия послала Грузии довольно мощный сигнал того, что Москва может так поступить.

- Вы внимательно следили за политическими процессами в Грузии. В Грузии хорошо понимают, что в случае отказа от НАТО Москва после присвоения Абхазии и Южной Осетии начнет заявлять претензии на Зугдиди, Гори, Телави, а затем придет и черед Тбилиси.

- Не знаю, думают ли так в России, но было бы хорошо, если бы вы поговорили об этих вопросах и о том, что вступление Грузии в НАТО – необратимый процесс, с российскими политиками, с теми, кто в Москве принимает решения.

- Все чаще идут разговоры о том, что Россия, как участвующая в конфликте сторона, больше не может быть членом Группы друзей генсека ООН и миротворческая операция больше не должна проходить с участием России. Как воспринимает российская политэлита такие заявления, которые делаются уже не только со стороны Грузии?

- Россия слышит такие обвинения от Грузии уже больше 10 лет, но сейчас, когда такие же соображения высказали ведущие государства Европы, Россия больше не сможет игнорировать позицию государств, подписавшихся под коммюнике.

Я уверен, что эти страны, которые являются серьезными партнерами России, сообщили Москве о своей обеспокоенности не только посредством коммюнике, но и через различные дипломатические источники.

Очевидно, сейчас в Москве за кремлевскими зубцами идет какая-то мыслительная работа, оценка происходящего. Если проанализировать российскую политику, она была способна признавать и корректировать некоторые ошибки. Что будет скорректировано здесь, сказать трудно.

Сама Россия находится в сложном положении, потому что она в свое время согласилась на выдачу российских паспортов в Абхазии и Южной Осетии. Ни одно государство не может позволить себе не защищать своих граждан. Для меня это принципиальный вопрос, так как именно он ограничивает свободу действий России. Если бы там не было российских граждан, там была бы совсем другая картина.

Паспорта просто так обратно не заберешь. Поэтому, я думаю, в России внимательно будут отслеживать ситуацию в Грузии, еще более внимательно будут отслеживать мировую ситуацию, так как коммюнике, которое появилось в результате обсуждения Совбеза, это довольно серьезный сигнал Москве.

По-моему, Россия сейчас должна определиться, что делает. На Кавказе разыгрывается очень сложная шахматная партия, и Москве есть, о чем подумать.

- В свое время, когда Россия внесла изменения в закон «О гражданстве России», благодаря которому, проживающее в Абхазии и Южной Осетии население получило возможность взять российские паспорта, на этот закон остро отреагировал Совет Европы, Евросоюз, и, если не ошибаюсь, эту тему не оставила без внимания и ООН, но тогда Россия не учла добрые советы международного содружества.

- Я понимаю, на что вы акцентируете внимание, но сейчас об этом говорить уже поздно. Сейчас главное то, что Москва получила серьезный сигнал с Запада и Москва должна серьезно задуматься над тем, какое решение будет принято в декабре по Грузии и Украине.

Принимая решения в связи с Сухуми и Цхинвали, Москва должна учитывать все факторы, в том числе мнение западноевропейских стран.

Коба Бенделиани, Иракли Манагадзе собкор 1news.az в Грузии

Поделиться:
2319

Последние новости

Все новости

1news TV