Промежуточный финиш Обамы, как иллюзия победы
Праймериз завершились, и на площадке «американские выборы 2008» образовался небольшой информационный провал. Из него торчат лишь две фигуры – Джон Маккейн и Барак Обама. Они же - два сухих остатка в двухкамерной или двухпартийной колбе, которые вскоре должны будут вступить в реакцию друг с другом.
Этап праймериз, особенно длинная гонка у демократов и трудная победа Обамы, у многих создал иллюзию, что вот он и есть – будущий президент Соединенных Штатов. Но победить Клинтон в борьбе за голоса сторонников демократов – это совсем не то, что одержать верх над республиканцем в борьбе за голоса всех американцев независимо от партийных симпатий.
Пока противники лишь примеряются друг к другу. Этот процесс начался уже несколько недель назад, когда и демократ Обама, и долго поджидавший соперника республиканец Маккейн постепенно свели свои агитационные кампании к нападкам друг на друга, хотя еще не сдавала позиций Хиллари Клинтон (кстати, формально так и не вышедшая из борьбы за Белый дом до сих пор).
Президентская кампания-2008 оказалась одной из самых интригующих в первой ее части – предварительных партийных выборах. И судя по всему, будет не менее интересной в финале. Соперники пока могу меряться лишь позициями в социологических опросах, где разница между ними составляет в среднем 3-5% (что находится в пределах статистисческой погрешности) причем лидирует то один, то другой. Хотя, чаще первым все же идет Обама. Однако опросы тех же самых социологических служб в начале года ставили в лидеры Хиллари Клинтон у демократов и Рудольфа Джулиани у республиканцев.
Впрочем, опросы – это не единственное поле битвы, на котором могут сразиться фактические кандидаты от своих партий до формального получения этого звания на съездах через два с половиной месяца. Один из главных факторов, определяющих, за кого проголосуют американцы, - это образ: как ты выглядишь и как говоришь. Именно «как», а не «что».
Решают исход голосования не демократические или республиканские избиратели, а простые беспартийные американцы, которые легко могут голосовать сегодня за республиканца, а завтра – за демократа. Для них важна даже не программа, а имидж кандидата, его умение выглядеть сильнейшим, способность к лидерству.
Недавний опрос, проведенный своместно авторитетнейшими американскими СМИ – телкомпанией Эн-би-си и газетой «Уолл-стрит джорнел» вновь подтвердил это: три четверти опрошенных не могли сказать, за что же конкретно выступает каждый из кандидатов! Иными словами, 75% выбирают просто так, за красивые глаза, по наитию. Что для такой огромной страны неудивительно. Америка различает главных претендентов по именам, цвету кожи, возрасту. Многие даже – по партийной принадлжености. И лишь каждый четвертый может сказать, чем же президент Обама будет отличаться от президента Маккейна.
Выяснить разницу обычно помогают дебаты. За более, чем три дестяка лет существования они не раз серьезно влияли на выбор американцев. Пока до обязательных дуэлей в эфире еще далеко. Впрочем, уже сейчас заметны явные недостатки в подготовке к этому важному этапу у Барака Обамы. Он отказался от предложения Маккейна провести серию личных словесных поединков. Это явно поубавит сторонников у сенатора-демократа. Ведь отказ от боя вызывает сомнения в способностях победить – а американцы привыкли выбирать сильнейшего. Те, кто добровольно отказывается от поединка – не в чести у избирателя.
Маккейн уже стал строить свою кампанию на боязни Обамы публичных споров.
Обама, впрочем, спустя пару недель предложил свой вариант дебатов, от которого его соперник отказался. Но к Маккейну, естественно, претензий практически не было – он же был первый.
Еще одна беда Обамы – телесуфлер. (У Маккейна тоже есть с этим проблемы, но в меньшей степени). Обама прекрасно заводит толпу, поворачиваясь то к левой части аудитории, то к правой – то есть туда, где выставлены отражающие прозрачные плоскости суфлеров, по которым бежит написанный спичрайтерами текст. Как только возникает технический сбой – пропадает изображение, текст начинает бежать слишком быстро или наоборот слишком медленно – неумение темнокожего сенатора говорить от себя тут же становится очевидным. На чем не раз его ловили телекомпании.
Это вызывает у избирателей законный вопрос – а что, собственно, может сказать на тему налогов или войны в Ираке сам Обама, без суфлера? И кто пишет ему речи? И вообще – насколько он самостоятелен в своих мыслях, словах и решениях? Этими вопросами полны комментарии к роликам в Youtube, в которых Обама «пойман» на очередном сбое суфлера.
Такое случалось и с Маккейном не раз, но он после непродолжительной паузы обычно начинает говорить от себя. Обама же часто вынужден повторять одну и ту же фразу в разных вариациях, ожидая, пока на помощь придут техники.
Еще одна проблема – цифры и факты, с которыми демократ обращается лекго и непринужденно: то скжает вдруг, что объехал уже 57 штатов, то сообщит о гибели десяти тысяч человек от торнадо, унесшего на самом деле жизни лишь двенадцати американцев. В России наиболее известна история с его дядей, который якобы одним из первых американских солдат освобождал Освенцим (освобожденный на самом деле Советской Армией).
В общем, в период подготовки к следующему – самому важному этапу – штабу Обамы есть, над чем подумать. Слишком велика для него сейчас опасность уверить себя в том, что трудный – и потому очень ценный - выигрыш у Клинтон обеспечит ему легкую победу в борьбе со стариком Маккейном, и перестать обращать внимание на свои недостатки.
В финале ставки невероятно высоки и соперники бегут не спринт, а марафон, где рывок в середине дистанции не всегда идет на пользу. А пока пройден лишь промежуточный финиш.
Дмитрий Горностаев
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости